Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Андрей Макаревич вспоминает "Старую Машину" по-новому

Словосочетание "Старая Машина" способно вызвать любые ассоциации, кроме названия новой концертной программы Макаревича. А ведь все именно так. Андрей Макаревич уже закончил запись этой программы в студии, и вот показал ее на днях в казино JazzTown.

- Сейчас мне кажется, что в молодые годы наши композиторские способности опережали наши исполнительские, и мы не всегда могли сыграть то, что сочинили. Сейчас такая возможность есть, - объясняет появление старых песен "Машины Времени" в новых джазовых аранжировках сам Макаревич.

Цветы складывают прямо на ступеньках, ведущих на сцену. "Прямо как монументу", - иронично комментирует певец. К нему в этот вечер пришла жена и находящаяся на последнем месяце беременности телеведущая Татьяна Лазарева. Зал казино переполнен. Но на сцене, кажется, еще больше людей: полный состав "Оркестра Креольского Танго", отдельные солисты и солистки, а также вокальный ансамбль A’Capella Express и оркестр Jazz Town Band.

Первую половину концерта Макаревич и его аккомпаниаторы играли песни из последних альбомов, записанных с Оркестром Креольского Танго, в том числе песни Булата Окуджавы. А во втором отделении начались сюрпризы.

Дело в том, что альбом должен выйти осенью, и Макаревич нигде не рассказывал, какие же именно песни из старой Машины обретут новое звучание. Поэтому каждая следующая песня встречается с удивлением и восторгом.

Начал Макаревич с песни "В маленьком городе", продолжил "Эпохой большой нелюбви". Песни совсем разных лет. Следующая песня относится к нетленкам или шедеврам, как угодно: "Он был старше ее", но никаких особых различий по сравнению с уже ранее исполняемой на концертах "Креольского Танго" версией услышать не удалось. Все тот же вязкий и тягучий клавишный фон с вкрадчивой глуховатой трубой.

"Мы расходимся по домам" с мягкими опеваниями A’Capella Express начала примерно обозначать контуры замысла Макаревича. По сути, Андрей решил использовать возможности "Оркестра Креольского Танго" и A’Capella Express, вкупе с духовой секцией Jazz Town Band, для выпуска старых песен в легкой кабацко-джазовой обработке. Причем на этот раз Макаревич взял самые мелодически сложные, напевные свои произведения. Лишив их юношеского задора, Макаревич вложил в них недвижимое, почти буддистское спокойствие и буржузное моралите.

Я не уверен, что большинству поклонников "Машины Времени" придутся по вкусу эксперименты с дистилляцией молодой горячей крови ранней "Машины". Даже уверен, что большинству они категорически не понравятся.

Но, право же, Макаревич заслужил право на старости лет производить любые эксперименты со своим творчеством.

Я вообще заметил, если уж быть откровенным, насколько самому Андрею Вадимовичу нравится ощущать себя солидным ресторанным "лабухом". Он получает удовольствие. Этот процесс для нас, зрителей, явственно начался с клипа "Имитация". Помните этот задымленный кабак, и смачную с расстановкой игру "машинистов"? Теперь это фирменный стиль сольного Андрея Макаревича – на грани шансона и джаза. Почему бы нет?..

"Имитация" тоже прозвучала, в респектабельном джазовом звучании. Боюсь, в этой версии смысл трагических слов совсем утратился...

А вот "Музыка под снегом", например, получилась отчаянно удачной. Нисходящие скрипичные пассажи, клавишные менуэты – не об этом ли много лет назад мечтал юный Макаревич, писавший строчку "И соната слышна едва-едва"... Теперь высокопрофессиональные музыканты смогли сыграть ту самую сонату в зимнем лесу.

Песня "Время" (Нам уготовано, мальчик мой...) звучит почти аутентично по отношению к плотно-клавишному перестроечному звучанию "Машины Времени". "Картонные кралья любви" превратились совсем в веселую джазовую пьесу. И просто фейерверк разных джазовых стилей, от диксиленда до би-бопа, уместился в аранжировочном решении песни "Старый корабль", что вполне логично, ведь поется про то, как "в трюме посетить кафе и винный зал".

В новой жизни песни "Если в городе твоем снег" клавиши и аккордеон рисуют протяжный эмбиент, неожиданно переходящий в энергичный джаз-рок. И очень приятно, что Макаревич не забыл песню "Забесплатно только птички поют", хотя и вложил в нее прямо противоположный смысл, чем воспринималось в годы его романтичной юности. С годами пришел житейский цинизм, и это надо воспринять как данность.

Словом, ожидать выпуска нового альбома можно с тревогой. Скорее всего, "Старая Машина" еще больше увеличит разрыв между теми, кто любит исключительно "Старую Машину", причем в оригинальном звучании, и не любит сегодняшнего буржуазного Макаревича.

Что не помешает остаться этим песням – великими песнями.

Гуру КЕН, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru