Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Виртуоз Etienne Mbappe на «Мамакабо» сыграл с Ведерниковым

Знаменитый камерунский бас-гитарист Etienne Mbappe не только дал мастер-класс на арт-фестивале «Мамакабо 2010», но и сыграл джем с российским гитаристом Тимуром Ведерниковым.

Этьен Мбаппе играл с такими звездами мировой музыки, как Salif Keita, Joe Zawinul, Dee Dee, Bridgewater, Jaques Higelin, Ray Charles и др. А сейчас постоянно работает с легендой арт-рока Джоном Маклафлином и дает концерты со своей собственной группой Su La Také.

- Я родился в Камеруне, а живу во Франции. И, само собой, основываюсь на двух культурах. Африка дает моей музыке много ритма, а Европа – это скорее гармония. В России я уже в третий раз, до этого играл и в Москве, и Санкт-Петербурге. Надеюсь, что приеду еще!

Особый интерес на мастер-классе, который провел Мбаппе 27 августа в рамках арт-фестиваля «Мамакабо», вызвала его работа с Джо Завинулом.

- С Джо Завинулом мы встретились в 1993 году в Париже. Он записывал музыку для одного молодого артиста, и я играл в том проекте на басу. Много лет спустя он пригласил меня в свою группу Zawinul Syndicate. Для меня большая честь, что я играл с ним. Еще я играю с Джоном Маклафлином по сей день. Во всех встречах с великими музыкантами для меня было важно мое дальнейшее образование. Для меня важно искать то, что я не знаю. Надеюсь, что уезжая из России, научусь танцевать казачок. Я могу ездить со своей группой по всему свету, это энергически мощные музыканты. Кстати, моя группа впервые в России!

Когда Этьена попросили сыграть что-нибудь из камерунского корневого фольклора, он вспомнил одну старинную песню, которую слышал еще ребенком. Этьен Мбаппе спел песню 60-х годов на языке «дуала», и ему подыграл гитарист Тимур Ведерников. Получился неожиданный джем на африканские темы. Мбаппе высоко оценил игру Ведерникова, и тепло поблагодарил его за импровизацию.

- Мы, конечно, всегда долго работаем над песнями. Каждый член группы может самовыразиться в каждой композиции. Когда песня «сделана», приходит момент импровизации. Самое главное в песне – импровизация! И это самый лучший момент для музыканта – сделать отличную импровизацию. Каждый член группы – солист и отличный музыкант. У нас в Камеруне есть две карьеры – либо футбол, либо бас-гитара. И в футбол я тоже люблю играть!

Чуть подробнее Этьен Мбаппе рассказал об инструменте, на котором играет, и примочках, которые использует.

- Моя бас-гитара сделана в Канаде на заказ, это F-bass. Я не использую много эффектов – использую только октавер для придания объемного звучания и хорус для тех моментов, когда пою. Вообще бас служит прежде всего для аккомпанемента, но в Камеруне его используют скорее как перкуссию, чтобы заставить людей танцевать. И даже когда я играю нежную песню, мне важно, чтобы аккомпанемент «качал», задавал ритмику. Конечно, нужно много работать, чтобы достигнуть гармонии между солированием и аккомпанементом.

Выяснилось, что Этьен Мбаппе много преподает.

- Я часто езжу в Африку, потому что преподаю там музыку. Я учился в Парижской консерватории. Обучение музыке в Африке обычно обходится без консерваторий и даже музыкальных школ, обучение идет глаза в глаза. Учитель показывает ученику что-то, и просит повторить. Но я учу своих учеников теории музыки, нотам, всему тому, чему меня научили в Париже.

Поскольку Мбаппе не только играет, но и поет, возник вопрос о сочетаемости этих процессов.

- Одновременно играть и петь трудно, это разные процессы, и надо много работать над независимостью пальцев и независимостью голоса. Необходимо достичь абсолютной свободы.

Мбаппе известен как гитарист, который играет всегда в перчатках.

- Перчатки? Во-первых, не так холодно. Но самое главное - перчатки дают специальный звук, который мне нравится. Перчатки дают неповторимый оттенок звука, и я надеваю их только для звука. К тому же струны остаются новыми более долгое время… Люблю красные струны. Меняю перчатки каждый второй концерт, потому что они стираются на пальцах. Я не покупаю ничего из этого, перчатки и струны мне дают бесплатно, как и гитару, впрочем.

Завершился мастер-класс виртуозной композицией на семь четвертей, и щедрой улыбкой мастера.