Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Самурайские песнопения и боевые искусства на фестивале «Душа Японии»

Самурайские песнопения гинъэй в исполнении ансамбля «Цуруги» (Япония) при участии российских мастеров боевых искусств и ансамбля «Wa-On» прозвучат в Дворце на Яузе 19 октября.

XII Международный музыкальный фестиваль «Душа Японии» с программой «Фудзияма – неизменность в мире перемен» пройдет на Яузе в формате вечера самобытной японской культуры.

Священная гора Фудзи, с её величественной и одновременно хрупкой красотой, издавна почитается японцами как символ чистоты и совершенства. Люди разных сословий видят в ней олицетворение разных качеств японского мироощущения. Для самураев она – воплощение неизменности мировой гармонии и воинского мужества. В мире постоянных перемен неизменны лишь красота и стойкость духа.

Современные потомки самураев, к которым принадлежит г-жа Гото Кэйсэн, стойко хранят традиции своих славных предков: вдохновенные песнопения гинъэй с их героическими и философскими текстами, танцы с мечами кэмбу, являющиеся одновременно демонстрацией фехтовального искусства и формой сосредоточенного духовного тренинга. Великолепные образцы этой самобытной культуры японского народа представлены в программе «Фудзияма – неизменность в мире перемен».

Исполнители:

Гото Кэйсэн – кэмбу, иайдо, гинъэй
Мисава Мётэки – гинъэй
Иида Синдзо – гинъэй
Такахаси Гёко – сякухати
Тойя Гёсё – кото

При участии:

Елены Ватолиной, Елены Нагайцевой, Саори Мицубоси, Марины Пак – кэмбу
Александра Ивашина – сякухати
группы тайко ансамбля «WA-ON»

Песнопения гинъэй (называются также роэй, рогин, сигин) представляют собой особый тип распевной декламации китайских (по японским чтениям) или японских стихов. Часто сюжеты стихотворений отражают самурайскую идеологию и связаны с реальными трагическими событиями в истории Японии. Манера исполнения отличается повышенной эмоциональностью и энергетической насыщенностью. В XVIII в. жанр гинъэй стал одним из символов японского культурного самосознания в теориях т.н. «национальной школы». В течение долгого времени владение этим искусством считалось необходимой частью образования самурайского сословия. В XX в. умение интонировать гинъэй приветствовалось среди служащих государственных учреждений, вследствие чего в современной Японии существует множество художественных кружков, объединяющих государственных чиновников – любителей самурайских песнопений. Если в прошлом подобные песнопения исполнялись преимущественно под аккомпанемент лютни бива, то в наши дни более распространено сочетание пения с аккомпанементом флейты сякухати.

Танец кэмбу под пение гинъэй берет начало с 50-х годов XIX в. Его происхождение приписывают самураю Сёхэйко, который, приняв приличную дозу сакэ, настолько вдохновился звучащей в это время песней гинъэй, что выхватил из ножен меч и стал танцевать. В конце XIX в. танец кэмбу служил одним из видов заработка для многочисленных самураев, потерявших работу. Многие стихи гинъэй исполнены тревогой за судьбу страны, желанием бороться за ее славу, поэтому кэмбу рассматривался и как воинское искусство, и как вид духовного тренинга. Часто танец исполняется с белой повязкой на лбу и в одежде с гербами. Кэмбу стал особенно популярен в годы японско-китайской войны, а после Второй мировой войны в значительной мере утратил свое боевое и духовное значение. Ныне это один из великолепных образцов самобытной культуры японского народа.

Иайдо — традиционное искусство владения японским мечом. Исторически наибольшее развитие иайдо получило в период, когда в Японии масштабные войны не велись. Зато было большое количество хорошо обученных опытных воинов. Внезапные нападения (даже не дуэли) могли происходить практически в любое время. И буси-самурай должен был быть готов отразить такую атаку и выстоять в схватке. Именно эта готовность к контратаке (а подчас и атаке) в любой момент и искусство ведения боя в любых условиях и называется «иайдо».

Кэйсэн Гото является организатором ансамбля кэмбу (танца с мечом) и гинъэй (исполнения самурайских песнопений) «Цуруги», а также директором Кэйсэн кан школы Дайрин синто.

Г-жа Кэйсэн обладает 7-м даном в искусстве кэмбу и гинъэй по классификации Всеяпонской федерации, имеет статус преподавателя гинъэй (Сихан). В искусстве виртуозного владения мечом в ограниченном пространстве иайдо у Гото Кэйсэн 5-й дан (Никкэнрэн) и 4-й дан школы Тамия. На конкурсе «Кинг рекордс» г-жа Кэйсэн получила звание лауреата в номинациях гинъэй и кэмбу.

С 2003 года она девять раз принимала участие в концертах фестиваля «Душа Японии» и неоднократно давала концерты и мастер-классы в разных городах России. В Японии г-жа Кэйсэн участвовала в концертах разных школ танца с мечом и стихов.

Прозвучат самурайские песнопения гинъэй с их героическими и философскими текстами, танцы с мечом кэмбу, являющиеся одновременно демонстрацией фехтовального искусства и формой сосредоточенного духовного тренинга, барабаны тайко. Будут показаны японские боевые искусства.

Исполнители: Ансамбль «Цуруги» (Япония) под руководством Гото Кэйсэн, при участии российских мастеров боевых искусств, и ансамбля «Wa-On».

19 октября, Дворец на Яузе, 19.30.