Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Александра Ф. Скляра испытали худсоветом

В киноклубе «Эльдар» не только смотрят кино. Время от времени Эльдар Рязанов в стенах своего клуба принимает неожиданных гостей. 19 октября таким гостем с программой «Я спою свою жизнь…» стал Александр Ф. Скляр.

Распустив пару лет назад свою группу «Ва-Банкъ», Александр не прекратил заниматься музыкой, уйдя с головой в шансон в хорошем, совсем не пошлом, как нынче принято, смысле этого слова. За последние два года – записаны и выпущены два альбома: «Песни моряков» и «Песни моряков. Часть II» - эдакий морской шансон. Конечно, у Скляра был уже подобный опыт, материализовавшийся в итоге в тематические сольные альбомы «Цыганский рок-н-ролл», «По направлению к танго» и некоторые другие. Но теперь переход в новый стиль или даже музыкальный жанр приобрёл новую иную окраску. Надо заметить, что поменять в музыке стиль, причём поменять так кардинально, это фактически сменить профессию, это значит почти с нуля доказывать снова и снова и себе и другим, чего ты стоишь.

Ещё со времён концертов песен Вертинского и Утёсова сольные выступления Скляра превратились в самые настоящие моноспектакли, на которых всё такое сочное и настоящее: вкус, цвет, смак. В его творчестве есть нерв, но при этом нет надрыва. Играя музыку или играя на сцене, Скляр выворачивается наизнанку, но, что важно, не забывает при этом оставаться для зрителей красивым. Антураж, обстановка и постановка «морских» концертов последних лет только подтвердили право Скляра называться актёром. Поэтому можно сказать, что выступление Скляра в киноклубе перед специфической аудиторией было предопределено. Однако, чтобы Скляр не делал, у него всё оказывается замешано на рок-н-ролле.

Кто все эти люди? Зачем они пришли сюда? Они пришли в клуб кинорежиссёра Рязанова или послушать рок-н-рольщика Скляра? Артист и публика: им ещё только предстоит нащупать друг друга, найти взаимный контакт. Шаг за шагом Александру приходится осваивать новую, ещё неизведанную территорию.

«На окраине» с альбома «Песни моряков. Часть II» сменяется «Моей жизнью» с ещё ва-банковской пластинки «Босиком на Луне». Зрители реагируют, деликатно выражаясь, уважительно, но не более того. Наконец звучит сама заглавная «Босиком по Луне». Красивейшая композиция вызывает до обидного скупую реакцию. Создаётся стойкое ощущение присутствия на каком-то худсовете. Ситуация подобна сцене из фильма «Так и я могу. Ты "Мурку" сыграй».

Но вот раздаются первые аккорды «Маршруты московские» и сразу совсем другая реакция: публика довольно переглядывается, одобрительно улыбаясь. Закрепляя первый успех, Скляр посвящает «Весну на Заречной улице» присутствующему на концерте Эльдару Рязанову, а затем одну за другой исполняет «Чёрный карлик», «Матросы» и «Аравийскую песню» Александра Вертинского. Вот, собственно, и всё: высота взята, зал покорён. Как же это, оказывается, просто!

Ну, и что, что слушатели ничего не знают про Васю-совесть, упоминавшегося в следующей песне «Предательство и контрабанда». Ну и что, что утёсовский «Теплоход» и «Мишка-одессит» вызывают больше эмоций, чем «Корабли не тонут» на стихи Евгения Головина. Главное, публика приняла Скляра за своего, обратного отката уже не будет. Временами из зала даже слышатся крики «Браво!»

Снова звучат песни на морскую тематику – «В кейптаунском порту» и «О, город Гамбург». И вдруг почти без перерыва длинное вступление – это же «Бомбардировщики». Очень неожиданно! Несколько лет назад Александр Скляр пел их дуэтом с Ириной Богушевской. На сцену идут благодарные зрители с цветами. И уже совсем в заключение - «Не бросай» из репертуара утончённых «Колибри». Музыка ещё звучит. Александр собирает цветы, надевает шляпу, и, эффектно закинув на плечо пиджак, оборачивается на прощание и уходит. Так и хочется воскликнуть «Занавес!»

Подобные концерты для любого артиста являются знаковыми. Знаковыми не в смысле эксклюзивности исполняемого материала или масштабности. Такие концерты - это походы в параллельный мир, это умение преподнести себя. Несмотря ни на что, Скляр сумел растопить странную аудиторию. И, может быть, он не смог достучаться до душ каждого из слушателей, а, составляя программу, отчасти покривил душой, спел не всю «свою жизнь», исключив из числа исполняемых песен почти весь «Ва-Банкъ». Но, с другой стороны, нужна ли была этому залу такая откровенность? Вряд ли. Зато положительная оценка «худсовета» получена. А новая аудитория – это по-любому новый уровень и успешно взятая новая высота.