Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Марат Хайрутдинов: Хочется открыть новую Земфиру!

Из Казани Марат Хайрутдинов уехал еще 15 лет назад. В руках у него был диплом о высшем юридическом образовании, в голове – много амбиций. Правда, в отличие от многих других, в столицу Марат уехал не чтобы стать певцом или актером, а чтобы этих самых певцов и артистов создавать.

О мире шоу-бизнеса Марату поведал его друг Валерий Сюткин. Дружба с ним завязалась во время гастролей группы «Браво» в Казани, пишет газета Молодежь Татарстана.

– Как сейчас помню: после окончания университета я по распределению должен был ехать работать в Москву юристом. Тогда Валерий Сюткин и предложил мне поработать в его команде. Сначала я занимался юридическими вопросами, затем начал администрировать группу. Так и стал продюсером, – вспоминает Марат.

После Сюткина в истории Марата началась настоящая рок-н-ролльная пора. Он работал с лучшими рок-коллективами России: «Машина времени», «Агата Кристи», Сукачев и другие. Сейчас занимается более скромными проектами: Юлией Ковальчук, Инной Стил и «Мураками».

– Меня всегда тянуло к року, – признается Марат. – И именно с него началась моя продюсерская деятельность. Проработав с Сюткиным ровно год, я перешел в группу «Машина времени». Затем я сдружился с Леонидовым и расстался с Макаревичем. Мне просто не хватало времени ездить с ними на гастроли.

Несмотря на то, что Марат Хайрутдинов – один из самых известных продюсеров страны, профильного образования у него нет. Его, впрочем, нет ни у одного российского продюсера. В нашей стране этому просто не учат.

– Мне повезло: я пришел в мир музыки не как продюсер, а как юрист. У меня была возможность наблюдать за всем происходящим со стороны и в то же время изнутри. Когда Сюткин предложил мне поработать с ним, я не стал раздумывать – почти сразу согласился. Конечно, тогда и не предполагал, что стану продюсером. По сути, я занимался юридическими вопросами. И потом, в России еще не сложился институт продюсеров. Этому нигде не учат. Поэтому почти все – просто хорошие менеджеры. Меня часто спрашивают, что же такого я увидел в этой работе, что бросил карьеру юриста. Наверное, понимание того, что все получается. Шоу-бизнес затягивает, это очень увлекательная деятельность, приносящая не только хорошие деньги, но и удовольствие, что немаловажно.

Впрочем, быть продюсером – не только зарабатывать много денег и разгуливать по стране с концертами. Это титанический труд. Вторая сторона медали – это усердная работа и… конфликты с подопечными. Марат уверяет, что, к сожалению, продюсер и артист – не всегда партнеры. Разлад может наступить по любому поводу, но чаще – из-за звездной болезни.

– Партнерству наступает конец ровно тогда, когда артист заболевает звездной болезнью. К сожалению, такое случается очень часто. В один из прекрасных дней человек просто просыпается и понимает, что стал немного популярнее, чем неделю назад. И все: ему никто не нужен, он кричит, что не хочет работать с продюсером, начинает рвать контракты… Но это закат творчества.

У Марата есть живой пример – группа «Токио». Солист Ярослав Малый зазнался так сильно, что с ним стало невозможно работать.

– Из достаточно хороших приятелей мы превратились в людей, которые совсем не общаются, – говорит продюсер. Такая самостоятельность присуща многим, но это большая ошибка, говорит Марат.

– Хороший артист никогда не откажется от продюсера! Как только это происходит, «звезда» начинает тонуть: у нее сокращаются гастроли, ее меньше приглашают на интервью. Посмотрите на нашу эстраду: успешны только те, кто работает с продюсерами – «Виа Гра», «Фабрика»… Артист должен заниматься творчеством, сочинять, петь, совершенствоваться. Пиаром должны заниматься абсолютно другие люди. Но объяснить звезде это нереально – воспитать человека могут только неудачи и ошибки.

Главный принцип продюсера 1990-х – это пустить слух об артисте и таким образом привлечь к нему внимание. Марат уверяет – с тех времен мало что изменилось. Желтая пресса и сегодня всему голова.

– Если честно, желтая пресса по–прежнему служит хорошую службу артистам. Любая, даже самая незначительная информация в СМИ, это большой плюс для его дальнейшего развития. Так уж сложилось, что артист популярен до тех пор, пока о нем пишут и говорят. Творчество для многих второстепенно, люди ориентируются на какие-то факты из личной жизни звезды. Но сегодня это не так все утрировано, как в 90-х. Тогда весь шоу-бизнес был построен на каких-то интригах и желтых сенсациях.

Однако сказать, что шоу-бизнес вообще за это время не продвинулся, нельзя.

– Шоу-бизнес очень сильно поменялся, когда появились корпоративы. Это другие деньги, уровень, возможности. И люди, почувствовав это, в буквальном смысле атаковали эстраду. Тогда и стало формироваться такое понятие, как российский шоу-бизнес. Началась эпоха корпоративов, блеска и гламура. Но еще более сильно шоу-бизнес поменялся с кризисом. Многие организации закрылись, артисты – потонули. Иначе говоря, произошла перезагрузка. Кризис качественно почистил нашу эстраду: на сцене остались или только очень талантливые артисты, или очень дешевые. А так называемые середнячки ушли. Потому что их перестали покупать: стоят эти артисты, как правило, не так уж дешево, но при этом все они – довольно среднего качества.

Но как бы ни выкручивались местные артисты, до Запада нам как до Китая пешком, смеется Марат.

– Мы отстаем от них лет на десять, если не больше. Там ведь все по-другому. Развитием артиста занимаются крупные лейблы. Певец не ходит по каналам и не просит, чтобы поставили его песню, прокрутили клип на местном телевидении, как это делают наши. Российская эстрада до тех пор будет стоять на месте, пока будут связи, блат. У нас пробиться можно только в том случае, если ты знаешь генерального директора радио или телевидения, который возьмет твою песню и будет крутить ее до тех пор, пока не принесешь новую.

Вот и ищет Марат Хайрутдинов новые таланты. Правда, пока их не видно.

– В мою компанию ежедневно приходят сотни дисков с песнями. Я честно прослушиваю каждую. Но присылают, как правило, такую ерунду! А мне хочется открыть не среднего артиста, а, например, новую Земфиру или «Мумий Тролль».