Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Lumen» спел про «Марш согласных»

27 ноября группа «Lumen» в рамках масштабного тура «Лабиринт» выступила в столичном клубе «Milk», где представила сразу три новые песни, не забыв при этом включить в программу и старые композиции, давно не звучавшие на концертах.

«Lumen» - группа, которая не часто радует москвичей концертами, стабильно играя в столице всего два раза в год – в ноябре и в мае. В ноябре 2008 года музыканты отметились своим первым стадионным концертом, выступив в «Лужниках»; прошлой осенью сыграли сразу три концерта на трех разных площадках, а теперь приехали в Москву для того, чтобы записать новый live-альбом. Так происходит в каждом городе, куда этой осенью приезжает группа. Потом с каждого концерта будет выбрана одна песня, которая войдет в пластинку. «Lumen» уже имеет опыт выпуска живых альбомов, но в этот раз музыканты отнеслись к туру с особым вниманием и даже полностью отказались от спиртного.

В Москве перед группой сразу встала проблема выбора площадки. Для того чтобы соблюсти концепцию записи живого альбома (один город–один концерт–одна песня) «Lumen» не стал выступать два дня подряд, как делал это раньше, поэтому нужен был клуб, способный вместить всех желающих. Таким клубом стал «Milk», который был заполнен до предела или, выражаясь языком фанатов, «до жесткого мяса».

Очередь на вход растянулась до середины улицы Сергея Макеева, поэтому начало концерта задержали на сорок минут.

- Мы ждали, пока все войдут, – объяснил вынужденную задержку вокалист группы Рустем «Тэм» Булатов, появившись на сцене.

Начал «Lumen» традиционно с инструментального Intro, а уже вторая песня стала неожиданностью: в начало программы группа поставила «Сид и Нэнси», которую в последнее время играла на бис. С этой композиции началась популярность группы, и не включить ее в live-альбом, подводящий итог уже пройденному пути, было нельзя.

Вся программа состояла из старых и новых песен, причем преобладали тяжелые и социальные композиции – «Одной крови», «С4», «Fuck off», «Дотянуться до звезды», «Буря», «Гонка», «Пора орать», «Хватит!», «ВВИЛЭМ», «Паспорт», «Государство». «Пока ты спал». Именно их и требовали зрители активнее всего, правда, с неменьшим удовольствием благодарили группу и за лирические композиции, такие как «Гореть», и «Тень», а песня «Сколько?» и вовсе прозвучала в полуакустической версии, ее Тэм спел, стоя на коленях. После каждой лирической песни зал начинал скандировать «Спасибо!». «Спасибо вам!» - отвечали музыканты.

Несмотря на то, что это была запись живого альбома, с залом Тэм контактировал не больше обычного. Впрочем, публика и без этого охотно исполняла роль еще одного музыкального инструмента: подхватывала слова, когда Тэм замолкал и направлял микрофон в зал (чаще всего на самых ярких или нецензурных строчках), аплодировала в ритм даже на новых песнях, выражала свои эмоции дружным многотысячным скандированием. Так бывает на каждом концерте группы.

Не старались в связи с записью альбома вести себя как-то по-особенному и сами музыканты. Тэм, который раньше очень много разговаривал с залом, в последнее время стал сдержаннее. На этом концерте он как обычно просил зрителей относиться с уважением друг к другу, делать после каждой песни шаг назад для того, чтобы первые ряды могли глотнуть воздуха; благодарил тех, кто помогал подняться упавшим, назвал атлантом парня, продержавшего девушку весь концерт на своих плечах, и рассказал немного о звучавших на концерте песнях.

Так композицию «В бетонной коробке» он посвятил ушедшему лету.

- Я был проездом в столице в августе и успел глотнуть того, чего вы все тут натерпелись, поэтому следующая песня будет всем понятна, - сказал он.

Перед песней «Паспорт» Тэм напомнил о том, что все люди зависят от бумажек. Произнес он небольшую речь и перед новой композицией «Марш согласных»:

- Бывает так, что все, вроде успокоилось, виновные наказаны, но проблемы остаются. Именно об этом наша новая песня.

«Марш согласных» - это композиция, опровергающая мнение о том, что «Lumen» успокоился и перестал протестовать: узнаваемая плотная динамичная музыка, сочетание традиционного вокала с речитативом и запоминающийся припев, который мог бы подойти для плакатного лозунга: «Если все вокруг согласны, значит, жизнь у нас прекрасна».

Актуальную социальную проблему поднимает и еще одна исполненная на концерте новая песня «Нули и единицы», которая выступает против засилья компьютеров. Тема для группы «Lumen» не новая, но в своем творчестве к проблемам виртуализации пространства они обращаются не так часто. Музыка в композиции также традиционно люменовская: сочетание сразу нескольких темпов в куплетах и сыгранный на бешеной скорости припев, приправленный голосом Тэма, срывающимся на крик.

Не обошлась без крика, хоть и сдержанного, и новая лирическая композиция «На части». Чисто люменовская лирика – сочетание мелодичности с мощной, пропущенной через различные эффекты, гитарой. «Lumen» сохраняет свой почерк, верен выбранному стилю, и это не может не радовать поклонников группы. Кстати, эту песню музыканты исполнили вместе со своим директором Вадимом Базеевым, который на некоторых композициях выходит на сцену с акустической гитарой.

Еще одним сюрпризом стал кавер на песню группы «Кино» «Мама, мы все тяжело больны». Перепевать чужие песни «Lumen» умеет. У них есть очень удачные версии песни «Наив» «Думаешь нет – говоришь да» и песни «Гражданской обороны» «Харакири», которые полностью соответствуют стилю группы «Lumen» и не кажутся в их репертуаре чем-то чужеродным. Ждали поклонники и кавера на «Кино», по крайней мере уже на первых аккордах в зале появился флаг с логотипом группы Виктора Цоя. Песня получилась тяжелой, но с мелодичным проигрышом – еще одна узнаваемая черта творчества «Lumen».

Вообще группа не удивила: она уже достигла определенного уровня мастерства и просто получает удовольствие от того, что делает. Это заметно и по тому, как музыканты ведут себя на сцене, легко, раскрепощенно, естественно. Специально для гитариста Игоря «Гарика» Мамаева рядом со сценой была поставлена лестница, на которую он периодически забирался, оказываясь совсем рядом со зрителями, и опускаясь на одно колено, играл в окружении десятка поднятых рук. Тэм тоже стал чувствовать себя на сцене абсолютно свободно и разнообразил свой набор движений и жестов. Он то раскачивался из стороны в сторону, парадируя стадное чувство радости, на песне «Марш согласных», то устало закидывал голову наверх в песне «Лабиринт», часто вставал на колени и, как обычно, сгибался пополам во время крика. Правда, куда-то исчез его фирменный прыжок, который несколько лет тому назад был чем-то вроде символа группы.

Концерт был хорошо организован. Звук, хоть и был немного глухим и не достаточно громким в последних рядах партера, позволял без труда расслышать слова новых песен, а свет хорошо повторял настроение композиций.

Многие упрекают «Lumen» в том, что это музыка для протестующих подростков, обвиняют в однообразии и отсутствии музыкального развития. Но разве это плохо, когда группа остается верна своим как музыкальным, так и идейным принципам? «Lumen» развивается в сторону мастерства, самосовершенствуется от концерта к концерту, а не тратит время на эксперименты со стилями. Они нашли себя, прочно заняли определенную нишу, научившись одинаково надрывно петь и о социальных проблемах, и о глубинах человеческой психологии. И именно поэтому им по силам собрать полный «Milk», выдержав конкуренцию с концертами «Ленинграда», «Морального Кодекса» и 25-летием «Арии», проходившими в этот же день.