Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

НФПФ призвал заменить весь пиратский веб-контент на легальный

Национальная Федерация Производителей Фонограмм (НФПФ) выступила сегодня с открытым письмом к интернет-компаниям, призвав их немедленно прекратить нарушать авторские права и делиться доходами с правообладателями.

Данное письмо стало ответом на открытое письмо от имени интернет-компаний, подписанное Google Россия, Mail.Ru, ВКонтакте, Rambler, Яндекс и Викимедиа, в котором веб-издатели предложили правообладателям выявлять пиратский контент, на что обязались немедленно его удалять. "Мы обращаемся к правообладателям с предложением пользоваться существующими механизмами прекращения нарушения авторских и смежных прав – теми, которые уже давно приняты в наших компаниях. По своему социальному и технологическому уровню эти механизмы соответствуют тем решениям, которые используются в мировом информационном пространстве", - говорилось в обращении, полный текст которого можно прочитать здесь. Публикуем полный текст ответа НФПФ.

Г.Москва, 29.11.10 г.

Обращение правообладателей владельцев фонограмм к интернет-компаниям

Очевидно, что интернет стал одним из основных каналов распространения аудио и видео контента. К сожалению, в настоящее время доля законного аудио и видео контента на российских сайтах остается на крайне низком уровне и по нашим оценкам не превышает одного процента.

Сложившаяся ситуация чрезвычайно серьезна. Мы делаем существенные инвестиции в развитие и создание нового и привлекательного контента. Этот контент притягивает пользователей к сервисам, предоставленным интернет-компаниями, которые в свою очередь обеспечивают значительный рост прибыли этим компаниям и их акционерам. Но наше инвестирование может продолжаться, если только проблема массового пиратства будет эффективно решаться. Если эта проблема не будет решаться, то законные сервисы не смогут преуспеть и работа тех, кто вовлечен во все креативные отрасли в России, включая киноиндустрию, игровую индустрию и индустрию программных средств, будет под серьезной угрозой равно как и само существование легитимного музыкального рынка.

В связи с этим мы считаем «Обращение интернет-компаний об ответственности за пользовательский контент», подписанное руководителями крупнейших интернет-компаний, своевременным признанием существования проблемы пиратства и выражением их намерений взять ситуацию под контроль.

В своем письме интернет-компании требуют новых законов, которые защитят их от юридической ответственности и возложат обязанность по отслеживанию незаконного использования контента на правообладателей. Они убеждают, что существующее законодательство четко не определяет, кто несет ответственность за незаконный контент. Также они заявляют, что не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, позволяющих отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность, но принимают все зависящие от них меры для прекращения правонарушений, уважая права и интересы и третьих лиц, и пользователей сервисов.

Мы не согласны с данными заявлениями по следующим причинам.

Действующее законодательство в достаточной мере устанавливает правила о правах, обязанностях и ответственности всех участников отношений по использованию интеллектуальных прав.

Убеждены, что отсутствуют какие-либо правовые или технические препятствия к тому, чтобы интернет-компании могли эффективно предотвращать нарушения на принадлежащих им ресурсах. Так, многие крупнейшие мировые интернет-компании эффективно фильтруют пользовательский контент, удаляя ссылки, содержащие призывы к межнациональной розни, детскую порнографию или обеспечивают невозможность для пользователей загружать контент без дополнительного соглашения с правообладателем (Facebook) или модерируют и удаляют контент, нарушающий авторские права (YouTube).

Кроме того, мы знаем, что некоторые интернет-компании (например, «В Контакте») зачастую игнорируют требования правообладателей по удалению незаконного контента, что вынуждает правообладателей обращаться в суд за защитой своих прав.

И наконец, мы считаем несправедливыми и несоответствующими действующему законодательству призывы интернет-компаний возлагать всю ответственность за незаконный контент только на пользователей, к которым предлагается предъявлять претензии и иски, поскольку при этом игнорируется тот факт, что нарушение авторских прав возникает в результате совокупности действий пользователя и интернет-компании.

К сожалению, мы часто сталкиваемся с неготовностью некоторых интернет-компаний внедрять на своих сервисах эффективный механизм, который позволил бы соблюдать баланс интересов всех участников отношений по использованию объектов авторских прав. Речь идет, прежде всего, о простом механизме выплаты правообладателям вознаграждения за весь контент, размещенный на интернет-ресурсе. Такие выплаты могли бы позволить пользователям сервисов свободно обмениваться информацией и пользоваться контентом, и не становиться при этом преступниками в глазах правообладателей и общества, правообладателям – получать справедливое вознаграждение за использование контента, а интернет-компаниям – вести свой бизнес без нарушений законодательства.

На наш взгляд, единственное что действительно может мешать внедрению такого механизма – это нежелание интернет-компаний справедливо делиться доходами с правообладателями, используя при этом принадлежащий правообладателям контент. Ведь не секрет, что многие интернет-компании на протяжении длительного времени были рады извлекать прибыль от роста своей клиентской базы, в том числе вызванного предоставлением возможности использования на своих сервисах охраняемого авторским правом контента без выплаты соответствующих вознаграждений.

Мы согласны с интернет-компаниями, что законодательство должно являться балансом интересов потребителей, правообладателей и интернет-компаний. Но принятие новых законов требует времени и тщательного рассмотрения, в то время как проблема пиратства требует незамедлительного рассмотрения и решения. По этой причине мы приветствуем предложение интернет-компаний сотрудничать с правообладателями для улучшения сложившейся ситуации. Правообладатели заинтересованы в доведении своего контента для потребителей, а интернет-компании заинтересованы в возможности предлагать новые и привлекательные сервисы. Такой принцип взаимной заинтересованности должен быть главным во всех аспектах взаимоотношений между партнерами. При этом нельзя не отметить положительного опыта сотрудничества музыкального сообщества с компанией Яндекс.

Российские музыкальные компании, представляющие более 70% актуального музыкального каталога, готовы продолжать сотрудничество со своими интернет партнерами и предлагают остальным участникам рынка незамедлительно начать переговоры об использовании исключительно легального контента.

Мы предлагаем создать Комитет с участием представителей как интернет, так и музыкальной индустрии, для оперативного обсуждения сложившейся ситуации. Одновременно с этим мы призываем все компании, оказывающие сетевые услуги, немедленно прекратить совершать действия, нарушающие авторские права, или способствующие их нарушению.

Подписи:

Антон Пронин, Генеральный директор «Студия Монолит»
Александр Блинов, Генеральный директор «СБА/Гала Рекордз»
Ян Хендерсон, Генеральный директор «Сони Мьюзик Энтертейнмент»
Дмитрий Коннов, Генеральный директор «Юниверсал Мьюзик»
Алексей Угринович, Директор НП «Национальная Федерация Производителей Фонограмм»