Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Альтернатива-20» ответила на вечные вопросы

Фестиваль «Альтернатива» прошел в Москве в двадцатый раз. Каждый год куратор и вдохновитель этого авангардного безобразия Дмитрий Ухов привозит в культурный центр «Дом» все новые и новые деликатесы, от академического авангарда до современного джаза.

На этот раз фестиваль оказался поделен пополам сознательно. Первые два дня отданы высокому искусству исполнения малоизвестных произведений академизма. Последние два - авант-джазу.

Впервые приехавшая на фестиваль польская флейтистка Эдита Фил представила исполнение пьес для флейты Куртатова и некоторых других западноевропейских имен. Скользящие вверх-вниз глиссандо и ажурная фразировка выдают в Эдите Фил бережную хранительницу традиций. По крайней мере, она не стала шокировать слушателей приемами игры от Джона Зорна. Аккуратное исполнение, шелестящее обилие обертонов – немного скучноватая, но убедительная классика.

Известный пианист Иван Соколов, стоявший у истоков «Альтернативы», а ныне живущий по большей части в Германии, исполнил подряд шесть фортепианных сонат Галины Уствольской (1947, 1949, 1952, 1957, 1986, 1988). Как свойственно Соколову, до и между исполнением пьес он живо и заинтересованно рассказывал об истории их создания и непростой сценической судьбе. Ученица Шостаковича, Г. Уствольская была высоко ценима мэтром. Как известно, в своем струнном квартете № 5 и в сюите Сонеты на стихи Микеланджело № 9 Шостакович использовал вторую тему из финала трио для кларнета, скрипки и фортепиано Уствольской.

Возрождением подзабытого ныне творчества Уствольской, высокоинтеллектуального и изысканного, занимается по мере сил Иван Соколов. Его исполнение, не всегда поражающее технической виртуозностью, всегда очень тонко передает нюансы настроения произведения. От пастельных нот пьяно до ритмичных всплесков (особенно хороши четвертая и пятая сонаты в этом отношении), Соколов крайне чувствителен к интонации. Даже самую привычную по композиции 4-частную четвертую сонату Соколов сумел насытить композиционным драматизмом и сюжетностью.

Второй день фестиваля отдан под академическую альтернативу. В этом качестве выступил голландский пианист Райнер Ван Хаудт, в третий раз приехавший на «Альтернативу». Ван Хаудт играет произведения (не-сонаты) американского композитора Элвина Куррана максимально близко к авторским замечаниям. Э. Куррана, а точнее ансамбль «Musica Elettronica Viva», стали в своих фортепианных и электронных сочинениях отцами-прародителями современного эмбиента.

Впрочем, Райнер Ван Хаудт вовсе не исходит в своем исполнении из достижений эмбиента современного, скорее он бережно и аутентично воссоздает достижения 70-х и 80-х. Диссонансы в исполнении Райнера звучат мягко, убаюкивающе. Повторяющиеся друг за другом секвенции стилистически отсылают к минимализму, чего Ван Хаудт вовсе не боится. Напротив, он выстраивает светлый и романтичный мир, не побоимся этого слова, - отечественных шестидесятников.

Выступления Дмитрия Александровича Пригова и Ираиды Юсуповой ждали многие. Однако на фестивале Пригов собрался ограничиться одним коротким видео-перформансом с киноэкрана. Медиа-опера «Египет» повествует о фантастическом путешествии героя Пригова в Египет на ковре-самолете. Многое г-на Пригова в Египте удивляет. Масса комических поворотов сюжета «Египта» настроили «домовскую» публику на благодушный лад, и дуэту Пригов-Юсупова пришлось продемонстрировать своего искусства еще и еще.

Третий день фестиваля открыл для отечественной публики превосходного голландского барабанщика Хана Беннинка. Этот седовласый подтянутый джентльмен выдал такой фейерверк джазовых брейков, такой ослепительный каскад сложнейших драммерских приемов, что записывать его в узкие жанровые рамки нового голландского свинга было бы по меньшей мере нетактично. Помимо того, что Хан Беннинк является одним из самых востребованных европейских джазовых барабанщиков, он – основатель знаменитого объединения свободной джазовой импровизации ICP. Стоило бы напомнить, с каким пиететом наш барабанный гений Владимир Тарасов высказывался об ICP…

Даже смотреть, как играет Беннинк – чистое удовольствие. Джентльмен высоко задирает ноги, используя обувь в качестве глушителя для мембран, рычит, хрипит и разве что не стучит языком. Не забывая делать при этом едва ли не «мхатовские» паузы. Как у любого великого музыканта, его инструмент живет в унисон живой человеческой жизни. Уважительные отсылки к африканской природе барабанов – непременный артефакт. Напоследок Беннинк сразил публику тем, что дотянулся-таки до близстоящего фортепиано, и умудрился сыграть барабанными палочками даже на нем. Феерия и шоу истинного профессионала.

Композитор и мультиинструменталист Антон Силаев, известный по записям этно-электроники, представил перформанс известного свойства – записывая в секвенсор партии различных инструментов на глазах зрителей. Вряд ли искушенная домовская публика могла бы вдохновиться таким экспириенсом, но с появлением трубы звуковые ландшафты приобрели-таки выразительный вид.

Межжанровая свободная коллективная импровизация всех участников фестиваля получилась игрой в одни ворота. Численное превосходство пяти музыкантов «SPOOKY ACTIONS» (США), выступавших на следующий день, было настолько велико, что джем превратился по сути в репетицию группы. Поучаствовавшие в джеме Эдита Фил, Антон Силаев и Хан Беннинк смогли только выдать по единственному соло. Впрочем, и они получились отменными.

Завершал фестиваль «Альтернатива» новоджазовый коллектив «SPOOKY ACTIONS», взявшийся по традиции за самую невыполнимую задачу. На этот раз объектом препарации для джазменов стало произведение Оливье Мессиана «Quatuor pour la fin du temps» («Квартет на конец времени»).

В той концепции, в которой фестиваль «Альтернатива» существует уже двадцатый год, он превратился в незаменимое событие культурной жизни столицы. Прослушивая друг за другом композиторов и исполнителей разных традиций и бэкграундов, на выходе зритель получает некий новый постмодернистский продукт. Ощутить очарование от непривычной стыковки возможно, только присутствуя на всех вечерах фестиваля.

Двадцатая «Альтернатива» поставила вопрос о преемственности европейской академической традиции через авангард к современному новому джазу, и ответила на вопрос. Скорее утвердительно.

Вадим ПОНОМАРЕВ