Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Древние хасидские песни прозвучат в "Доме"

8 июня в центре ДОМ выступит Александр Царовцев и группа Пилигрим (Израиль). Нынче он разрабатывает хасидскую песенную традицию, а ранее принимал активное участие в создании группы "Яблоко". В питерском рок-клубе 80-х годов его группа Пилигрим имела немалый успех. В 1987 году после нескольких лет "отказа" и преследований со стороны властей ему удалось эмигрировать на Запад.

Царовцев в течение многих лет активно и самобытно разрабатывает в своём творчестве хасидскую песенную традицию, чем снискал как высочайшую оценку специалистов (покойный "поющий раввин" Шломо Карлебах назвал его своим преемником), так и признание слушателей в разных странах мира.

Победитель Первого Всесоюзного блюзового фестиваля (Рига, 1987 год) "еврейский Рэй Чарлз", как написал о нём один из ведущих английских журналистов Мартин Уокер, родился в Ленинграде, учился в музыкальном училище имени Мусоргского как скрипач и в Ленинградской консерватории как вокалист.

Принял активное участие в создании группы ЯБЛОКО, в составе которой записал две пластинки, где выступил в качестве певца, скрипача и соаранжировщика (песня Булата Окуджавы "Шла война к тому Берлину" из первого альбома в обработке и исполнении Александра продержалась на первых местах хит-парада газеты "Смена" всё лето 1980 года).

В 1983 году, чтобы иметь возможность исполнять собственные композиции, собрал группу ПИЛИГРИМ, которая сразу привлекла внимание публики на первых фестивалях Ленинградского рок-клуба (там-то впервые и прозвучала песня "Я иду по листопаду", ставшая шлягером).

В первых составах группы принимали участие такие известные музыканты, как Александр Титов (позже играл в "Аквариуме" и "Кино"), Андрей "Мурзик" Муратов (в дальнейшем работал в "ДДТ" и "Зоопарке"), Сергей "Сэм" Семёнов ("Россияне"), Юрий Ерёменко, Сергей Петров и другие.

Одновременно много выступал с фолк-репертуаром – один, под собственный гитарный аккомпанемент – для вынужденно узкого круга почитателей, ограниченного ещё и тем, что часть песен исполнялась на практически запрещённом тогда древнееврейском языке.

В 1987 году эмигрировал на Запад. Александр поселился в Нью-Йорке и, приняв американское гражданство, продолжил интенсивную музыкально-артистическую деятельность.

В Америке Царовцев всерьёз увлёкся Каббалой. Тайное учение стало настоящим катализатором для его музыкально-артистической деятельности, Считается, что, слушая музыку, написанную и исполненную под непосредственным воздействием духовных миров, слушатель – даже если он не понимает слов – как бы притягивает к себе окружающий свет, который постепенно раскрывает истинную картину реальности.

Несколько лет назад Царовцев вновь появился в России, где записи его музыки (там была и пара еврейских песен) попали к Артуру Пилявину, который сразу же загорелся идеей записать альбом на древнееврейском языке и убедил Александра в актуальности этого уникального проекта. Уже был закончен подготовительный этап, и настало время приступать непосредственно к студийной работе, когда в результате известных трагических событий все планы пришлось отменить в одночасье. После того, как постепенно удалось отойти от пережитого шока, вызванного гибелью Арика, ещё очень долго казалось невозможным найти ему равноценную замену.

В конце концов, в родном Питере Царовцев познакомился с молодым талантливым музыкантом Александром Маноцковым, который смог написать интереснейшие аранжировки ко всем двенадцати песням задуманного альбома. Были приглашены хорошие питерские музыканты, и в отличной новой студии ДДТ состоялась долгожданная запись. И, наконец, уже в Москве ближайший соратник Пилявина Денис Служнвцев осуществил «постпродакшн», т.е. дополнительное программирование, сведение и мастеринг, что окончательно оформило общую стилистику альбома и его саунд.

С тех пор он побывал с выступлениями во многих городах США, в Италии, Австрии и Израиле (а теперь и в России!), был частым гостем на радио и телевидении, снялся в кино. На нью-йоркской фирме Intermusic было записано три альбома, первый из которых вышел в Америке, второй – "Я иду по листопаду" – был издан в России компанией Бомба-Питер в конце 2005 года, а с третьим российские любители музыки смогут познакомиться в ближайшем будущем (несколько песен уже звучат в программах радиостанций Москвы и Петербурга).

В последние годы Александр много времени проводит на родине, где его неоднократно приглашали на радио (Радио Шансон, Серебряный дождь, Радио Рокс, Маяк, Арсенал, Радио Россия, Говорит Москва, ТРК Петербург, Голос Америки, Свобода, Народное Радио, Гардарика) и на TВ (Первый канал – "Большая cтирка" и "Ночная смена", Россия – "Программа А", МузTВ – "Взрослые песни", ТВЦ, Культура, TВ-6, RЕN-TV, НТВ +, ТРК Петербург, Интернет-ТВ Питерский меридиан).

Кроме того, прошли его выступления на различных площадках Москвы, в том числе во Дворце спорта "Лужники", ГЦКЗ "Россия", Колонном зале Дома Союзов, Концертно-спортивном комплексе "Измайлово", залах Московского театра оперетты и Театра им. Маяковского, Центральном Доме Литераторов, а также в Санкт-Петербурге, Калининграде, Рязани и Калуге.

В 2003 году был осуществлён новый проект – записан этно-рок альбом на древнееврейском языке "Звезда Соломона", а в 2004 году он был выпущен в свет крупнейшим российским издательством Мистерия Звука. Таким образом, впервые в советской и постсоветской истории в широкую продажу поступил диск, полностью составленный из оригинальных композиций на иврите.

Альбом ЗВЕЗДА СОЛОМОНА

Не каждому дано проникнуть в тайны сокровенных знаний мистического учения иудейской Каббалы, но каждый может почувствовать сердцем музыку, вырастающую из тех же древних корней, На помощь приходит хасидская песенная традиция в её современном звучании в интерпретации мастера – сегодняшнего лидера этого музыкального направления.

Вероятнее всего Адам с Богом говорили на древнееврейском, и на этом же языке было то самое слово, которое было в начале. Недаром интерес к языку Авраама и Моисея проявляли интеллектуалы разных эпох – к примеру, Толстой и Борхес. Древняя культура евреев на протяжении многих тысячелетий сохранялась именно в письменном слове – оно было неизменно, и поэтому все прочие атрибуты культуры (включая музыку) охотно заимствовались из окружающего мира. Хасидская песенная традиция соединяет сокровенные древние тексты и каббалистическую медитацию с современной экстравертной музыкой – так было всегда, и этот альбом построен на том же принципе, с одним существенным отличием: здесь музыкальная «экспансия» выходит за границы, навязанные историей и географией. Хасидские напевы примеряют всевозможные одежды – от американского блюза и английского арт-рока до пакистанского каввали. Этот альбом для всех тех, кто любит в музыке новое, живое и интересное.

Звучание песен необычно – мощный, характерный, очень узнаваемый вокал Александра Царовцева контрапунктирует со струнными инструментами и баяном; большинство сольных партий сыграно на экзотических духовых; в ритм-секции ярко звучит живая (ближневосточная, индийская и африканская) перкуссия; появляются такие неожиданные краски, как, например, волынка. Короче говоря, «продвинутый» звук, аналога которому не подберёт даже самый эрудированный меломан.

Ещё об Александре ЦАРОВЦЕВЕ

«…Несомненно, входит в первую мировую десятку в своём жанре» (Мартин Уокер, корреспондент газеты The Guardian, Манчестер)

«Очень талантлив!» (Кшиштоф Пендерецкий, композитор и дирижёр)

«Александр ЦАРОВЦЕВ – великий еврейский певец» (Артур Пилявин, лидер группы "Квартал", продюсер)

«Лучший автор-исполнитель русского зарубежья» (Стас Непомнящий, музыкальный обозреватель телерадиокомпании WMNB, Нью-Йорк)

«Хасидский альбом ЦАРОВЦЕВА – уникальная работа, попытка осмысления традиционной корневой еврейской музыки. Попытка смелая и убедительная» (Артемий Троицкий, музыкальный критик)

«Александр ЦАРОВЦЕВ является одним из лучших в мире интерпретаторов и исполнителей в жанре хасидской песни на древнееврейском языке. Его уникальный голос и вокальное мастерство в сочетании с общей музыкальностью и артистизмом производят неизгладимое впечатление» (Игорь Бутман, саксофонист, руководитель джаз-оркестра)

«ЗВЕЗДА СОЛОМОНА – лучший альбом года!» (Сергей Летов, мультиинструменталист и композитор)

8 июня, ДОМ, 19.30.