Самый скандальный представитель российского шоу-бизнеса Борис Моисеев вернулся с очередных гастролей по России, где почти в каждом городе его встречали демонстрациями протеста и лозунгами, призывающими запретить пропаганду разврата и гомосексуализма со сцены. 
В своем интервью «Новым Известиям» Борис Моисеев рассказывает о своем взгляде 
на эстраду, и не только.
– Борис Михайлович, для чего вам 
понадобилось публично признаваться в своей ориентации? Это некий элемент 
рекламы, пиара?
– Какой пиар? В пиар я никогда не играл. Это 
произошло, когда я вернулся в страну после трех лет гастролей в Европе и 
Америке. Мне показалось, что я попал уже в другую страну. Казалось, что 
наступила демократия – или что господин Ельцин строил ее. И потом, кто-то должен 
был всем сказать: «Хватит ненавидеть друг друга».
– Газманов как-то 
сказал, что наша эстрада на 90 процентов «голубая»...
– Не могу с ним 
согласиться. Думаю, он не прав. Да и какая разница – эстрада у нас голубая или 
розовая! Главное, что люди несут со сцены, что они могут рассказать. Обсуждать, 
кто какой крови и веры, подсматривать, кто с кем и зачем – глупо и унизительно. 
В тот момент, когда я публично признался, внутренне был уверен, что люди 
воспримут это нормально. Сейчас ни за что бы не сказал. Ни за что! Пусть болтали 
бы об этом, сплетничали...
– Жалеете?
– В принципе – да. Я 
же не знал, что у нас будет такая демократия. Хотя Ельцин наверняка не хотел 
этого. Думаю, что и сегодня этого никто не хочет. Но есть маленькие чиновнички, 
которые что хотят, то и творят. Представьте себе, мое выступление сняли с 
юбилейного концерта в Минске. Якобы это просили ветераны. Вранье! Это решил 
маленький начальник. Но слава богу, что у господина Лукашенко есть совесть, и 
мне позвонил один из его первых помощников, извинился. Грустно. Меня унизили в 
собственной стране, на родине, там, где лежат кости погибших на войне моих 
предков.
– А вы никогда не задумывались, почему раньше Евтушенко и 
Окуджава собирали дворцы спорта, а теперь вы?
– Ну и что? Что в этом 
плохого? Пройдет время, и меня забудут. И Верку Сердючку забудут...
– 
Вы так спокойно об этом говорите…
– А что я должен делать? Волосы на 
себе рвать? 
– Ну а задумывались ли о том, какой след 
оставите?
– Самый благородный. По правде говоря, я горжусь собой. 
Сколько я сделал добра! Если бы все люди, которых унижают и оскорбляют, в ответ 
сделали столько же добра, как я, то мир давно бы жил без войн и 
террора.
– Вы как-то признались, что одиночество – цена вашей 
популярности. Это действительно так?
– Есть одиночество – волком 
выть. У меня же оно другое: всегда улыбаться в окружении друзей-публики. Дома я 
бываю один. Живу нормальной тихой жизнью. В быту я неприхотлив – могу сам 
приготовить, сам постирать. Может быть, вот это самое одиночество помогает мне 
нормально выглядеть. 
– А друзей много у вас?
– Периодами – 
то много, то никого. Друзья имеют тенденцию пропадать. Я считаю, что это 
правильно. Для многих в российском шоу-бизнесе я – авторитет. Но это не значит, 
что я могу им всем звонить, дергать. Это мои друзья. Я стараюсь друзьям не 
мешать, не затирать глаза и не парить мозги.
– А как же 
общение?
– А зачем? Что такое общение? Приходить и грузить своими 
проблемами? Я этого никогда не делаю. Если у меня есть какая-то радость, то я 
могу позвонить и рассказать об этом. Но делать этого не буду. А вдруг у моего 
друга горе, а я ему буду про свою радость рассказывать. Но если мне позвонят 
поделиться радостью, а у меня будет горе, то в ответ я скажу только одно слово: 
«О’кей!» За это меня многие ценят и считают своим другом. Так что у меня совсем 
другая, как видите, философия дружбы. Мой девиз: «Не мешать и не 
раздражать!»
– Ваша квартира в одном из самых престижных домов Москвы. 
Вы – богатый?
– Если судить по меркам западных артистов моего уровня, 
то я нищий. Если по российским, то я хорошо стою. Мне вполне хватает своей 
маленькой квартирки.
– Ничего себе маленькая – за сотню метров 
будет...
– Для артиста моего уровня – это квартира очень маленькая. 
Но мне больше не нужно. Деньги нужны для другого – снять клип, записать диск, 
одеть группу в составе 15 человек, заплатить администратору, сходить к зубному 
или какому другому врачу.
– А если деньги кончатся, тогда не будет ни 
клипов, ни дисков?
– У меня они не кончатся. Кончатся тогда, когда у 
меня кончатся мозги. Но, слава богу, я шизофренией не болею. Я здоровый, 
довольно молодой мужчина в хорошем состоянии.
– Как вам удается так 
сохраниться?
– Я ценю время и жизнь. Бог подарил мне жизнь, и я хочу 
прожить ее достойно, полноценно, ни в чем себе не отказывая. Такова была просьба 
моей матери. Но «не отказывать» – не значит пить, гулять, развратничать. У нее 
была еще одна просьба: «Никогда не желай никому плохого. Давай людям как можно 
больше добра и тепла. Не важно, как они к этому отнесутся, но никогда не отвечай 
на агрессию агрессией». Если же говорить про физическое состояние, то у меня 
есть несколько правил. Не есть все подряд. Главное – соблюдать режим дня. Нужно 
просыпаться в 8 утра и иметь первый завтрак. Потом, если есть возможность, снова 
лечь и проснуться в полдень, принять ванну или душ. И не нужно растрачивать себя 
попусту.
– На Олимпийские игры вы ездили как турист или вас пригласили 
в группу поддержки?
– Я был рядовым 
зрителем-болельщиком-переживальщиком. Меня не очень любят приглашать на 
официальные мероприятия. Вообще я – кот, который гуляет сам по себе по крышам, 
городам и странам.
– Что значит сам по себе? Вы же имеете отношение к 
шоу-бизнесу, а там очень суровые законы, как известно.
– Это все 
ерунда. Это вы, журналисты, придумали эти законы.
– Но вы же никогда 
не скажете ничего плохого про Пугачеву...
– Знаете, я ничего не знаю 
дурного ни о ком. Если я что-то и слышал, то стараюсь эти очаги ненависти и 
сплетен не возбуждать. Хотя бы потому, что обо мне скажут страшнее. Что бы я ни 
знал, я всегда буду держать это при себе и в себе. Мне неприятно, когда кого-то 
обсуждают. Я на своей шкуре испытал это.
– Позвольте, но разве не ваше 
шоу называлось «Дитя порока»?
– Ну и что? Есть балет «Лебединое 
озеро» про злого гения. Есть опера «Риголетто» про герцога-развратника. Почему 
их не гоняют, а меня гоняют?! Я – актер. Не путайте божий дар с яичницей, о’кей? 
Почему люди решили отыгрываться только на мне? Это антигуманно. Это начало 
террора против одного человека – против меня. Мы же сами разжигаем террор 
неуважением друг к другу, унижением и оскорблением человеческого достоинства. На 
Западе в шоке, когда читают в наших газетах о том, как меня гоняют. Вы скажете, 
что там цивилизация? Да. Но ведь и у нас все может быть цивилизованным. 
Почему-то только власть упускает эту деталь. Она дала права и свободу всем 
конфессиям, но забыла, что есть еще личность.
– Значит, вы по-своему 
строите демократическое государство?
– Все строят. Я лично 
тоже.
– Давайте отвлечемся от политики, поговорим о творчестве. У вас 
есть какие-нибудь планы вне эстрады?
– Да. Вот Виктюк позвал играть в 
своем спектакле. Александр Невзоров позвал сниматься в своем фильме, но у него 
пока проблемы с финансами.
– И кого же вы будете играть?
– 
Ленина... А что тут такого? Я читал сценарий, он уникальный, но не могу 
рассказывать сюжет. Скажу лишь, что там я буду играть Ленина в современных 
условиях. Кстати, у меня недавно была такая история. Ко мне подошла девочка, 
маленькая такая, лет шесть. Дергает меня за штаны, улыбается: «Вы дядя Боря?» – 
«Да». – «А мама сказала, что вы Ленин. Вы сексуальную революцию сделали». Я чуть 
в обморок не упал. Никакой сексуальной революции я не делал.
– Как вы 
думаете, почему у нас почти вся эстрада безголосая?
– Я тоже 
безголосый, ну и что? Ко мне же приходят на концерт – как к знаменитому артисту. 
Бернесу же не мешало. А чем я хуже его? Я не хочу иметь голос, как у Баскова. 
Иногда мне кажется, что публика безумно меня любит. А те, кто негативно ко мне 
относится, просто кривляются. Они несчастные, агрессивные люди.
Справка «НИ»
Борис МОИСЕЕВ родился в Белоруссии 4 марта 1954 года. Детство провел в Могилеве. Чтобы укрепить здоровье сына, мать отдала его в танцевальный кружок. После окончания школы поступил в хореографическое училище в Минске, которое окончил в числе лучших. По окончании училища попал в Харьковский театр оперы и балета, где пробовал свои силы в качестве хореографа-постановщика. В 1975 году Моисеев перебрался в Каунас (Литва), где танцевал в музыкальном театре, а позже стал главным балетмейстером литовского оркестра «Тринитас». В 1978 году создал танцевальное трио «Экспрессия», в котором вместе с ним работали две девушки. Вскоре трио вошло в «Театр песни» Аллы Пугачевой, с которой Моисеев продолжал сотрудничество до 1987 года. С 1988 по 1991 год Моисеев работал за границей – в Италии, Франции, США. По возращении в Россию начал сольную карьеру. В 1993 году за спектакль «Шоу продолжается – памяти Фредди Меркьюри» Борис Моисеев получил Российскую национальную музыкальную премию «Овация» как за шоу года. В 1995 году Моисеев шокировал публику спектаклем «Дитя порока». Кроме собственного театра пробует себя в драме, снимается в кино.