Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Ва-банкъ» - «20-я зима без электричества» (серия Realive)

Выпуск концертного акустического сдвоенного альбома – всегда ответственный экзамен для любой группы. Даже «Ва-банку», в далеком 1991-м записавшему свой первый unplugged «На кухне», нужно держать ответ и за качество каждой извлеченной ноты (акустика предательски выдает любой огрех), и за музыкальное мышление в целом. Ведь заменить клавишные партии, в обилии представленные на последних электрических альбомах, надо с умом.

Надо сказать, что «Ва-банкъ» сделал почти все для успеха. На концерт 3 марта 2006 года во МХАТе имени Горького Скляр пригласил целое созвездие музыкантов – Константина Кинчева, Гарика Сукачева, Глеба Самойлова, Рушана Аюпова («Неприкасаемые»). Так или иначе все на разных этапах карьеры пересекались со Скляром по работе. Кинчев пел в «Летучей мыши», Глеб Самойлов играет в совместном спектакле «Прощальный ужин Ракель Меллер» по песням Вертинского, Аюпов работает в сольной программе Скляра, Сукачев и вовсе плотно связан накрепко, вспомнить хотя бы совместный проект «Боцман и бродяга». Приглашенные сессионные музыканты на духовых и перкашенах тоже впечатляют. Не смог приехать лишь обещанный Шахрин, о чем приходится сожалеть.

25 песен, и почти каждая готовит сюрприз. «Провокация» звучит в акустике совсем блюзово. В «Кухне» вместо «берем табурет и разбиваем в говно» инвективную лексику Скляр скромно заменил на грозное «Ха-ха!» (и даже в буклете написано в этом месте «О-о!») К тому же пропел в проигрыше вокализ, сильно напоминающий «Маршруты московские». Исполнение самих «Маршрутов» вместе с Гариком Сукачевым началось с длинного виртуозного соло на сопрано-саксе А. Бялого, а затем экспансивный Сукачев принялся непосредственно зажигать на строчках и даже между строчками: «Не говори, Сашка!» Так и представляется при прослушивании, насколько задушевно обнимаются во время исполнения эти замечательные музыканты. Еще один дуэт с Сукачевым получился горько-душевным – «За гагарой с черным пером» наследует русскому шансону, но по пронзительности интонаций куда ближе к русскому народному плачу.

Из акустического альбома «Живи-живое» (1995) в программу вошли «Кислое вино» и «Аргентина». Первая песня почти не претерпела изменений со шлягерным исполнением на слабую долю, принятым на концертах «Ва-банка» и сольных концертах Скляра, разве что баритон-сакс прибавил драйва и немного атональности. Зато «Аргентина» вместо измученного жаждой рок-авангарда в оригинале и медленного латино из сольника «По направлению в танго» (1998) вдруг стала рок-н-роллом с остинантным басом.

Очень аккуратная и даже стильная версия «Эльдорадо» с уютным кларнетом может смело теперь именоваться эталонной. «Игроки и шпионы» с одноименного последнего номерного альбома «Ва-банка» почти лиричны, утратили жесткий напор, песня стала лукавой арией эдакого Санчо Пансы. Задушевная «Пьяная песня» с баянистом Р. Аюповым неожиданно напомнила опыты Макаревича с Оркестром креольского танго.

С Глебом Самойловым спеты «Сказки» и редкий концертный гость «Кто мы?». Мрачности и депрессивности этим песням не занимать, и выбор для «Палестинского танго» более чем оправдан. Но главным приглашенным героем все-таки стал Кинчев. В «Летучей мыши» демонический вокал лидера «Алисы» буквально сотрясает и магнетизирует «алую слюну» с криками «Ха-ха» под злорадное гитарное соло С. Левитина. В «Радиодырах» голоса Скляра и Кинчева буквально сливаются. А вот кинчевский гимн «Рок-н-ролл – это мы», едва ли не впервые исполненный на публике, оказался сыроват.

В целом на концертном альбоме слышно достаточно много профессиональных ляпов. Музыканты то и дело вступают несинхронно, медиатор срывается с гитарной струны, не доиграв мелодию, голоса вокалистов не сливаются – не было времени репетировать со звездами.

Альбом рекомендуется поклонникам «Ва-банка» к обязательному приобретению, любителям рок-акустики к ознакомлению. Не рекомендуется ревнителям студийной чистоты.

Оценка: 6 из 10.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Real Records, 2007
Код: RR-346-CD