Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Волга» поиграла на «пяткохуйле»

Во время презентации нового альбома «Помол» солистка группы «Волга» поделилась со слушателями древнеславянскими вокальными техниками и показала, как нужно играть на «пяткохуйле» - экзотическом финно-угорском музыкальном инструменте.

Группа «Волга» практически неизвестна в России, но уже на протяжении нескольких лет вполне успешно гастролирует на Западе. На родине коллектив в основном даёт небольшие клубные концерты, а также участвует в различных региональных этно-фестивалях.

В минувшее воскресение в московском клубе «Дом» «волжане» представили свой новый альбом «Помол». Записан он был в Великобритании на лейбле «Lumberton Trading Company». Уже сам факт записи в английской студии говорит об особом интересе к этому коллективу за границей. Оправдывает себя и очень удачное название альбома. Музыканты действительно «перемололи» в своих композициях различные жанры. От трип-хопа до эмбиента, от аутентичных славянских мелодий до азиатских напевов.

Особенный интерес представляет строение вокальных партий в композициях новой пластинки «Волги». Анжела Манукян, имеющая армянские корни, легко смешивает славянские и финно-угорские мотивы в единый вокальный коктейль, сдобренный индустриальными электронными ритмами самого известного отечественного электронщика Алексея Борисова. За основу собственного саунда группа берёт «бристольское звучание». Во многих композициях чувствуется влияние «Massive Attack» и «Tricky». При этом Анжела пытается привнести максимум «космополитизма» в мелодику самих песен. Вокалистка коллектива делится со зрителем идеей смешения славянских, арабских и индейских вокальных техник.

Правда, погоня за «универсализмом» и «мультикультурностью» вызывает порой какое-то двоякое чувство. Этно-электронные эксперименты на «макинтошах» превращаются в эксперименты ради эксперимента, а не ради музыкального самовыражения. Отсюда теряется та самая первозданность и искренность подачи материала. К счастью, «Волга» справляется с этой проблемой вовремя.

«Волга» живет в жанре world music. Этот жанр представляет собой плавильный котёл последних достижений в области музыкальных компьютерных технологий и смесь традиционного фольклора различных стран. Такой подход сегодня очень популярен на Западе и начинает набирать обороты у нас. Одной из самых успешных российских групп, эксплуатирующих имидж «мировой музыки», является группа «Волга». В своём звучании они скрещивают не только древние вокальные техники различных областей России, но и обращаются к совершенно иным, «неславянским» культурам. Музыканты используют в своих композициях экзотические инструменты вроде варгана, виброфона или такого забавного для русского уха инструмента, как «пяткохуйло». Последний представляет собой разновидность флейты, сделанный из борщевика. Подарен он был вокалистке коллектива Анжеле Манукян во время гастролей по Финляндии. На концерте в «Доме» Анжела показала мастер-класс игры на этом финно-угорском «девайсе». При этом отличить его звучание от обычной флейты представляется занятием, больше относящимся к культурологическим изысканиям.

Немалое внимание уделяют музыканты и визуальному сопровождению. Этно-электронные ритмы и распевы Манукян сопровождает монохромный психоделический видеоряд, напоминающий отрывки записанных на плёнку сновидений. Немногочисленная публика, собравшаяся в клубе, почтительно поглощает флюиды, льющиеся со сцены. Кто-то предпочитает молчаливому созерцанию активные танцы. И те и другие чувствуют себя свидетелями интеллектуального музыкального действа.

World music действует на подсознание, пробуждает у отчуждённого от природы городского жителя живую тягу к этническим корням. Иначе объяснить набирающую сегодня популярность этнотроники и прочих этнических музыкальных направлений весьма сложно. Но и говорить о наступлении этнической музыки по всем культурным фронтам говорить пока ещё рановато. Во всяком случае, в России, где подобные мероприятия остаются событиями единичными и практически закрытыми, известными лишь определённой «продвинутой» музыкальной тусовке.

Вадим ВИТОВЦЕВ