Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Александр Шульгин: "Не божье это дело - "Фабрика звезд"

На Восточно-европейский музыкальный конвент в Петербург съехались яркие представители шоу-бизнеса. Мы поговорили с Александром Шульгиным - композитором и продюсером "Фабрики звезд-3", некогда работавшим с "Иванушками" и "Мумий Троллем" и певицей Валерией - своей бывшей женой .

Интервью взяла газета "Невское время".

- Вы прочли лекцию об авторском праве для собравшихся на выставке посетителей, а это были люди, связанные с шоу-бизнесом, - композиторы, продюсеры, распространители записей, но вы им говорили в основном об истории музыки.

- Что касается истории, то нам вообще хорошо бы ее знать, потому что это единственный предмет, который все изучают, но не всех он учит. Я хотел бы, чтобы российские авторы не занимались копированием Запада, а помнили о корнях российской музыки и о том, что и для чего они пишут. Но поймут ли сейчас мою эту мысль? Я бы сказал так: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Музыка должна быть верной - от слова "вера". Ни один великий композитор, философ, писатель не жил и не творил без нее. Эти люди творили исключительно от Бога для блага людского. Они не могли пропагандировать грубость, цинизм, безнравственность.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас закончил писать музыку к многосерийному кинофильму "Примадонна". Он повествует о судьбах трех девочек из далекого сибирского городка, которые приезжают покорять Москву. Это фильм музыкальный, так как главная героиня, одна из этих сибирских девчонок, через взлеты и падения проходит свой путь и становится настоящей большой Певицей.

- А сейчас для кого вы песни пишете?

- Вы знаете, я не пишу для кого-то, я пишу для слушателей. А кто исполняет эти песни - это уже как получается. А раз песня для слушателя, то каждый может сказать, что она для него, и будет прав.

- Чем отличается наша попса от зарубежной?

- Я не люблю термин "попса". Популярная музыка - от латинского populi, народ, народный, любимый народом. Но оказывается, что эта музыка, которую сейчас выдают за популярную, то есть народную, музыку, не такая уж и народная, а скорее наоборот. По исследованиям, ее слушают только 34 процента людей. А сам термин "попса" передает пренебрежительное отношение к музыке, которая абсолютно не духовна, пошла и безнравственна. В слове на подсознательном уровне есть отношение ко всему, и "попсе" соответствует нехудожественное произведение. Постепенно такая музыка становится непривлекательной для слушателей, и продажи падают. Так происходит по всему миру. Люди не покупают пластинки с такой музыкой потому, что героев нет, есть массовый продукт сомнительного качества и содержания. Если раньше стояли в очереди на улице за пластинкой да хоть тех же Битлз, то теперь ведь никто ни за чем стоять не будет. Возникла проблема отсутствия публичных героев, личностей. Нужно, чтобы Личности было что сказать, Личность должна куда-то вести. А у нас на эстраде кто куда ведет?

А вот что радует в России - так это то, что сейчас уже нельзя так просто купить билеты, скажем, в Мариинский театр: все распродано, причем много молодежи ходит. А все эти клубы и то, что афишируется в прессе, лица светских хроник - это далеко не вся молодежь страны. В "глянцевом герое" скоро могут разочароваться. Но общество должно пройти через пресыщение. Есть такой метод - родители дают подростку пачку сигарет и предлагают выкурить при них все. Где-то на третьей сигарете он выбрасывает все и больше никогда к ним не прикасается. Так и здесь. Москва и Петербург, где много сомнительной глянцевой тусовки, не показатели. А в целом по стране происходит спад шоу-индустрии.

- Вы были продюсером третьей "Фабрики звезд". Для чего все это создавалось - чтобы освежить кровь на нашей эстраде, чтобы отправить хоть кого-нибудь на Евровидение?

- Не божье это дело - "Фабрика звезд". Для чего делали этот проект и масштабировали - это не мое прямое дело. Я там был приглашенным человеком и делал то, за что мне не стыдно. Я долго думал, соглашаться на это предложение или нет, спрашивал благословения у своего духовного отца.

В общении и работе со своими учениками на "Фабрике звезд-3" я занимался не столько техническим моментам исполнения и работы в студии, сколько обсуждал с ними, для чего они идут на сцену и что будут нести своим слушателям. Ведь у человека может быть хорошая ручка с золотым пером, но ведь важно, что он ею пишет. Так и здесь - важно, что ты выражаешь. В итоге кто-то из ребят учился, кто-то нет. Невозможно научить человека, если он этого не хочет. Но делать это необходимо. Как новорожденному ставят классическую музыку, так и ученикам надо объяснить - когда-нибудь они это вспомнят. Но я рад, что на "Фабрике-3" не было пошлости, потому, наверно, у нее был самый высокий рейтинг, так как люди всегда тянутся к теплому и светлому.

- А есть ли вероятность возникновения еще одной "Фабрики"?

- Нужно ли это? Все думали, что сейчас будет "Фабрика", новые таланты, честный отбор. А когда посмотрели - оказалось, что выпускники рассеялись и стали петь обычную попсу и даже еще хуже. У слушателя наступило разочарование.

- А как быть с Евровидением?

- Музыкальная культура у страны есть. Но есть та, которую показывают, и та, которую не показывают. Я не хочу сказать, что срочно нужно искать что-то потаенное. Просто телевидение всегда что-то продвигает. А люди, которые ответственны за выбор кандидата от нашей страны на конкурс, либо не могут выбрать то, что надо, либо существует такая задача, чтобы мы не победили. Они ведь тоже видят, что плохо, однако, это по-прежнему насаждается.

- А для чего?

- Может быть, для того, чтобы зрители обсуждали неудачи и говорили, что у нас в стране нет ничего талантливого и хорошего. От этого растет недовольство.