Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Уровень продаж лицензионных дисков за последние месяцы сократился на треть

Классические «пираты» аудио/видеопродукции забили тревогу: их позициям угрожают конкуренты нового поколения – так называемые «пакетные пираты», предлагающие больше информации на одном носителе, а также интернет-пираты.

Вообще же, как отмечают эксперты, для большинства московских предпринимателей единственный способ выжить в конкурентной борьбе с «пиратами» - торговать контрафактными дисками наравне с лицензионными.

Информационно-аналитический отдел ГРАВТ (НП «Гильдия по развитию аудио-видеоторговли») провел в апреле-июне 2005 года очередной мониторинг торговых точек Москвы: было визуально обследовано 1552 торговых объекта, реализующих кино- и музыкальную продукцию, программное обеспечение и игры. Это примерно третья часть столичного сектора розничной торговли аудиовизуальной продукцией. Кроме того, эксперты ГРАВТ обследовали 516 павильонов в 15 российских городах.

В целом по Москве лишь 236 торговых объектов из 1552 (15%) специализируются исключительно на легальном продукте. В ассортименте 772 павильонов (50%), наряду с лицензионными дисками и кассетами, предлагаются и контрафактные. Как отмечают эксперты, похоже, что для большинства предпринимателей это сейчас единственный способ выжить в конкурентной борьбе с «пиратами». Исключительно «пираткой» торгуют 544 (35%) торговых объекта.

Эксперты отмечают, что возле входа в метро после значительного перерыва снова появились мобильные «пиратские» лотки. Они заняли нишу, образовавшуюся после того, как по решению правительства Москвы была запрещена торговля в 25-метровой зоне. «Летучие пираты» чувствуют себя вольготно не только вблизи метро, но и на центральных столичных улицах. Так, на Тверской, на коротком отрезке между Камергерским переулком и Пушкинской площадью, в будний день представители ГРАВТ насчитали четыре лотка с богатым «пиратским» ассортиментом.

Наиболее цивилизованным сегментом торговли, как показывает мониторинг, по-прежнему остается зона метрополитена: здесь почти четверть павильонов предлагают покупателям только лицензионную продукцию, и лишь 7,4% специализируются на «пиратке». Эти показатели значительно лучше, чем в целом по Москве.

К примеру, в центрах и торговых рядах со смешанным ассортиментом только 12,6% продавцов предлагают исключительно лицензионную продукцию и 15,8% — «пиратскую». Абсолютное же большинство павильонов по-прежнему имеют в своем ассортименте как лицензионную продукцию, так и контрафактную. В специализированных торговых центрах 15,1% павильонов предлагают покупателям лицензионные диски и кассеты, зато почти половина павильонов торгует только контрафактным товаром.

До недавнего времени лидером по продаже «пиратской» продукции считался торговый комплекс «Горбушкин двор». Как отмечают эксперты ГРАВТ, за последние месяцы на знаменитой «Горбушке» произошли значительные перемены. С начала года по результатам рейдов, проводимых по инициативе руководителей комплекса, более чем со 100 предпринимателями, торгующими «пираткой», были расторгнуты договоры на аренду, причем без права на возобновление в дальнейшем.

По сравнению с показателями, полученными ГРАВТ в результате предыдущего мониторинга (октябрь 2004 — январь 2005), количество лицензионных торговых точек по Москве уменьшилось на 6%. Зато количество торговых объектов, специализирующихся исключительно на контрафактной продукции, возросло на 8%. И это несмотря на то, что в розничной продаже за последние полгода значительно больше стало относительно дешевых лицензионных DVD, которые зачастую весьма успешно конкурируют с «пиратскими».

Сложившаяся ситуация объясняется следующими факторами. Во-первых, была полностью прекращена розничная торговля в 25-метровой зоне метрополитена. По приблизительным подсчетам, было ликвидировано до 1 тыс. павильонов, торгующих дисками и кассетами: часть предпринимателей вынуждена была уйти из бизнеса.

Во-вторых, если до последнего времени «пираты» предлагали покупателю контрафактные DVD с одним фильмом за 80–150 рублей, то теперь они предлагают за ту же цену целый «пакет» — 6–8-10 фильмов на одном диске.

Совершенно очевидно, что легальные производители, несмотря на принятые ими за последнее время меры экономического регулирования рынка, снова вынуждены уступить «пиратам» в конкурентной борьбе. Причем, по общему мнению, массовое «пакетное» производство фильмов и музыкальной продукции грозит лицензионному рынку полным крахом.

Но «пакетное» нашествие — это только одна из проблем. Другая проблема — интернет-"пираты": по оценкам ведущих производителей музыкальной продукции, уровень продаж лицензионных дисков за последние месяцы сократился почти на треть. Рынок не замедлил отреагировать на это: эксперты отмечают, что многие легальные предприниматели уже сейчас ищут возможность переориентировать свой бизнес, считают его в коммерческом плане малоперспективным. В столице заметно сократилось количество павильонов, торгующих аудиовизуальной продукцией.

Показательно, что первыми забили тревогу так называемые «классические пираты». Именно они, а не легальные предприниматели, пытаются консолидировать свои усилия в борьбе с нашествием «пакетной» продукции, и тем самым восстановить статус-кво.

По данным ГРАВТ, в количественном выражении лицензионные DVD в Москве составляют сейчас 16% от общего объема дисков. Причем с учетом реальных цен оптовая стоимость «пиратских» DVD (в общих товарных остатках) сейчас в два раза превышает оптовую стоимость лицензионных. Соотношение лицензионных и контрафактных дисков в форматах CD и CD-R составляет примерно 40% к 60%. В целом же по результатам исследования трети столичного сектора розничной торговли аудиовизуальной продукцией на один лицензионный диск приходится 5,26 «пиратских» диска.

По данным выборочного мониторинга, проведенного ГРАВТ в некоторых районах России (Челябинск, Магнитогорск, Снежинск, Озерск, Златоуст, Миасс, Туапсе, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Киров, Иркутск, Череповец, Невинномысск, Пятигорск), процент объектов розничной торговли, специализирующихся исключительно на лицензионной продукции, в регионах в среднем ничуть не ниже, чем в Москве. Более того, есть города (например, Киров, Петропавловск-Камчатский, Череповец), где на лицензионной продукции (в том числе, и лицензионных DVD) специализируются до 20% торговых объектов. В то же время, в Рубцовске и Туапсе эта цифра в 4–5 раз ниже.

Во-вторых, несмотря на бытующее мнение, что формат VHS изжил себя, статистика опровергает это: почти 70% объектов розничной торговли в регионах продолжают торговать кассетами (для сравнения: дисками в формате DVD там торгует 89,5% павильонов).

В-третьих, во многих российских городах перед покупателями не стоит дилемма, какую приобретать продукцию — лицензионную или «пиратскую». Там присутствует иной критерий, определяющий выбор: «дорого-дешево», а качество отступает на второй план. Как, впрочем, и понимание, где лицензия, а где — «пиратка». Это, в частности, подтверждается и недавним социологическим опросом, проведенным холдингом «РОМИР Мониторинг»: лишь «каждый пятый житель страны (19%), — констатируют социологи, — считает, что к наиболее часто подделываемым товарам относится аудио- и видеопродукция».

CNews.ru