Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

"Эрмитаж" подарил по глотку Нино Катамадзе, "Пакавы Ить", "Детей Пикассо" и Тони Аллена

Высокого стиля арт-фестиваль прошел 27 августа в саду «Эрмитаж». Безупречный подбор исполнителей – Нино Катамадзе, «Пакава Ить», «Дети Пикассо», «Safety Magic» и, конечно, хедлайнер Тони Аллен. Безупречная организация времени и пространства.

Совершенно европейский фестиваль по форме и глубоко эстетский по содержанию – таким предстал фестиваль в минувшие выходные. На двух площадках выступали лучшие этно-джазовые коллективы страны, а на третьей декламировали стихи поэты-мелодекламаторы.

Представим поэтов самим себе, мы же сосредоточимся на музыкальной стороне праздника. Открыли фестиваль на сцене «Свой круг» страстные «Tress Muchaches e Companieros», играющие латино-микс с чрезмерным, на взгляд обозревателя, задором. Опережающим технические возможности самых музыкантов.

Тем временем около основной сцены собралась кампания людей, вооруженных разнообразными ударными инструментами. Более того, немалая кучка маракасов лежала просто на земле, и музыканты бодро предлагали взять их любому желающему с целью присоединения к будущему безобразию. Вскоре набралось не менее двух десятков таких желающих, и барабанный джем начался. Причем среди свингующих латинские ритмы барабанщиков можно было увидеть как известного ударника Андрея Романику, так и некоторых журналистов и публицистов.

Совместный джем-сейшен продолжался довольно долго, и мог бы продолжаться бесконечно, до истощения сил всех способных в саду держать маракасы в руках, если бы не мерный ход фестиваля. На другой сцене уже начали свое выступление медитативные world-джазмены «Safety Magic».

«Safety Magic» в последние годы прочно занял нишу самого интеллектуального из world-проектов отечественной ново-джазовой сцены. Мы видим их на «Этнолайфе» и на «Саянском кольце», на СКИФе и джазовом фесте в Архангельском. Очевидно, что Дан Лерман и его сплоченная команда удачно нащупали нишу, пустовавшую до них. Смесь индийских мотивов, джазовой импровизации и рок-психоделии оказалась весьма востребованной.

Общие квадраты, соло на басе, и снова общие квадраты, 48 тактов медитирующей восхитительной скрипки Назара Аманова, и снова «кинг-кримсоновский» мощный групповой драйв… Вездесущий Романика на барабанах, как всегда безупречно аккуратен. «Safety Magic» сыграли несколько вещей из своей первой и пока единственной пластинки, и показали пару новых композиций под одобрительные аплодисменты искушенной публики.

Шумовой авангард оказался представлен проектом Сергея Вяткина на пиле и Олега Светлова, сменившего гитару на процессор. Проект называется, соответственно, «ПИЛА». Тот случай, когда не нужно искать дополнительных значений в названии проекта. Играет действительно пила, подключенная к звукоснимателю. Прием не нов, но достаточно эффектен. Первые пять минут. Затем нужно поражать либо техникой игры, либо мелодией. Ни первого, ни второго у музыкантов не нашлось, поэтому они разбили свои композиции по пятиминуткам. В качестве кусочка апельсина на бокале коктейля – вполне свежо и пахуче.

Но публика ждала, конечно, Нино Катамадзе. Нино с необыкновенной легкостью покорила Москву год назад. И теперь каждый ее приезд в столицу вызывает дрожь в коленках у поклонников элегантного этно-джаза. Глубокое меццо-сопрано аджарской певицы, ее неумная голосовая мощь и эмоциональная открытость влюбляют с первых же тактов. Тем более, что звездную пару Нино составил блестящий саксофонист Анатолий Герасимов, взявший на этот раз в руки флейту.

Нино Катамадзе при огромном скоплении народа исполнила почти всю программу из своего последнего альбома «Ordinary Day», не забыв порадовать отменной версией стандарта «Сулико». Нино Катамадзе мало слышать, надо еще видеть ее на сцене. Она предпочитает петь босиком, откинувшись далеко назад и делая характерные жесты руками. Артистичность вокалистки зашкаливает за все разумные пределы.

А тем временем на большой сцене началась программа группы «Дети Пикассо». Гаянэ натренировалась петь вместе с залом, и вскоре весьма умело дирижировала распевающей во все горло армянские куплеты «Ни-На-Рэ» публикой. На этно-джазовом фестивале весьма уместной оказалась армянская программа «Детей Пикассо», которую даже не потребовалось разбавлять традиционными рок-хитами группы «из-нашего-радио». Армянская мелодическая культура и мощная рок-психоделическая основа, как два слагаемых оригинального саунда этой ипостаси «Детей Пикассо».

Почтенный арт-проект «Пакава Ить» всегда успешно выступает на фестивалях такого рода. И не только в Москве, но и по всей Европе, где «Пакава Ить» - всегда желанный гость богемных новоджазовых гуляний. Отличие часто заключается в наличии или отсутствии ударной установки. Но драйв и заводной свинг безразмерной духовой секции «Пакавы Ить» спутать невозможно ни с кем, даже с зачастившим что-то в нашу столицу японским «Shibusashirazu».

«Маркшейдер Кунст» уверенно отыграл программу из своих известных хитов (без поднадоевшей «У меня нет денег). Наибольшую поддержку переполненного поля перед главной сценой получила, конечно, незабвенная «Зуму-зуму». Слова «Зуму-зуму - большой человек» пелись хором и со счастливыми улыбками на лицах. Что уж говорить про «Джамайку» в супер-расширенном составе… Что и требовалось доказать.

Но все эти выступления были лишь прелюдией к главному событию, первому появлению в России легендарного нигерийца Тони Аллена. Создатель афро-бита заставил себя немного подождать, затем представил девушек-вокалисток, и лишь затем объявился за своими барабанами. Оказалось, что Тони Аллен, седоватый негр устрашающей наружности, почти постоянно сидит за своими барабанами, и поет в микрофон по совместительству. Поет он… Ну можно же простить Тони Аллену эту маленькую слабость – пение. Потому что ансамбль Тони Аллена – безупречный механизм для извлечения чистейшего афро-бита.

Отмеренная годами смесь фанка, африканского хайлайфа и приличного американского джаза и соула способна впечатлить самого неуступчивого критика. Придраться не к чему совершенно. Человек, выпускавший пластинки из всего двух композиций, знает толк в джазе. Изумительная пронырливая бас-гитара, чуткие перкашны, традиционные духовые и то, чего Тони Аллен никогда никому не доверит, - ударная установка. На которой нигерийский ветеран играет невообразимые по полиритмической структуре брейки, и аккуратно поглаживает время от времени щеточками тарелки.

На последних тактах над садом «Эрмитаж» взорвались и распустились огненными лепестками цветы праздничного салюта. Для умеющих слышать в этот вечер на самом деле был праздник.

Вадим ПОНОМАРЕВ