Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Элизиум» потерялся в новых песнях

Концерт группы «Элизиум» в «Лужниках» стал, пожалуй, одним из самых спорных музыкальных событий уходящего года.

Нижегородский ска-ансамбль, с лёгкостью собиравший до этого большие столичные клубы, дерзнул покорить самую непростую и холодную во всех смыслах московскую площадку. Однако чуда не произошло, и «Элизиум» не смог собрать ожидаемых пяти тысяч зрителей. Тем не менее, день рождения группы всё же состоялся, хоть и порядком напомнил школьную дискотеку.

В прошлом году «Элизиум» отмечал своё двенадцатилетие в клубе «Б1». Этот концерт стал лучшим за всю историю существования коллектива - почти пять часов живого звука, акустический сет, выступление гостей и съёмка DVD. В этот раз музыканты решили превзойти самих себя и, выпустив к своему дню рождения новый альбом «13», презентовали его в «Лужниках».

Оценивать прошедший концерт непросто. С одной стороны «Элизиум» готовился покорять стадион, поэтому и задумал масштабное размашистое действо. А с другой – играть пришлось при практически полностью пустых трибунах, поэтому на первых песнях группа, вышедшая на сцену с пафосным видом, выглядела как-то уж слишком ничтожно и потерянно в окружении трёх тысяч прыгающих школьников.

Вокалист «Элизиума» Александр «Пропеллер» Телехов позволил себе выступать с жвачкой во рту, и вышел с таким выражением лица, словно каждый в зале чем-то ему обязан. Он прыгал по мониторам, крутился на сцене, кричал в мегафон, делал харизматичные и талантливые гримасы по своему обычному сценарию, но при этом продолжал жевать, что не только оскорбляло слушателей, но и отражалось на качестве исполнения. Звук в «Лужниках» и без того был гулким, так ещё Пропеллер позволял себе проглатывать целые слова, а порой пел так тихо, что понять его было невозможно.

Бас-гитарист и лидер группы Дмитрий «Дракол» Кузнецов тоже на первых песнях выглядел непривычно уныло и слишком серьёзно, часто уходил вглубь сцены и прятался за колонкой, из-за чего зрители, стоявшие возле боковых трибун, не всегда его видели. Играл он спокойно, без привычного отрыва, и практически не смотрел в зал. Лишь в середине концерта лидер «Элизиума» стал демонстрировать панковский задор, но всё это отдавало холодной неискренностью.

Остальные участники группы играли как будто для себя, но получали от этого столько удовольствия, что наблюдать за ними было, по меньшей мере, приятно. И именно благодаря им в зале сохранялась атмосфера праздника.

Состоял концерт из трёх частей и открывался песнями с нового альбома. С серьёзными и умными лицами пытались музыканты рассказывать о торжестве мира и величии мечты, в то время как публика, состоявшая преимущественно из задорных несовершеннолетних попрыгунчиков, безмолвствовала.

На второй песне, на боевике «Дети-мишени/дети-убийцы», который гораздо сильнее и искреннее остальных новых композиций, к составу ансамбля неожиданно присоединился саксофонист группы «7000 $» Альберт Родин. Выступать с «Элизиумом» постоянно он не будет, и его саксофонные партии были подготовлены специально для праздничного московского концерта. Вообще духовые секции стали самым мощным элементом выступления. Звучат нижегородцы интересно, но в группе сложилась парадоксальная ситуация, когда музыкальное содержание их песен гораздо сильнее и достойнее смыслового. Как-то холодно было от их серьёзных философско-политических композиций. Не принял их зал, потому что складывалось ощущение, что написаны они не сердцем, а разумом, поэтому нет в них прежней открытости и тепла.

Знакомить своих поклонников с новым альбомом группа закончила песней «Мир, а не война», после чего Александр Телехов обратился к слушателям:

- Этим концертом наш тур не заканчивается. Это только середина расколбаса. Надеюсь, все скачали альбом из Интернета?

Находящиеся в зале дети радостно и честно ответили, что да. После чего Пропеллер попросил поддержать группу и всё-таки купить диск.

Настоящий панковский «отрыв», состоящий из слэма, катаний по холодному полу и разноцветных хороводов, начался тогда, когда «Элизиум» стал играть свои старые песни, такие как «Солнце», «Ослепительный мир», «Альпинист, «Сколько стоишь ты?», «На окраинах Вселенной», «Слёзы-зеркала» и почти всю любовь-морковь с предыдущего альбома. В «Лужниках» даже как-то заметно потеплело.

Хоть и пыталась группа отречься от своего панковского прошлого, убеждая всех в том, что она играет космос-рок, а не ска-панк, именно стиль ска удаётся ей лучше всего. В нём они настоящие и живые, взрывные и трогательные.

Песня «На обратной стороне» уже по традиции была исполнена в акустике. Кстати, полноценный акустический концерт «Элизиум» планирует сыграть 2 января в «Икре».

А на композиции «Как Гоген» весёлые поклонники пустили по залу живой паровозик, что на концертах нижегородских «космонавтов» тоже дело обычное. В этот раз поющему экспрессу было где развернуться.

Зато на песне «Diane» снова стало холодно. Вообще температура в зале заметно понижалась, как только музыканты начинали говорить о серьёзном. Безусловно, «Элизиум» исполняет известную композицию «Therapy» очень мастерски, с проникновенным вокалом и правильным настроением, но русский текст этой тревожной баллады настолько слаб, что как-то совсем уж не жалко эту убитую легкомысленную девушку.

На этом дне рождения также не обошлось без гостей. Правда, если в прошлый раз поздравить «Элизиум» пришла Блондинка Ксю, то в «Лужниках» выступила группа «Лунапарк». Изменники назвали «молодняк» своим вторым составом, но новички выступили так неинтересно, что зрители трибун потянулись к выходу, чтобы согреться горячим чаем.

В заключительной части концерта «Элизиум» решил воскресить свои старые хиты, которые не играли на концертах очень давно. Правды, музыканты как-то презрительно назвали свои ранние композиции «песенками» и добавили, что играли их тринадцать лет тому назад, то есть, стоит понимать, что возврата к прошлому быть не может.

В общей сложности концерт длился около трёх часов. Впрочем, «Элизиум» любит и умеет играть долго, чем приятно отличаются от многих современных музыкантов, которые боятся переработать и ограничиваются полуторачасовыми концертиками. Закончилось выступление симпатичным джазовым мотивчиком без слов. У концерта вообще было чёткое начало и интересный финал, что сделало его цельной программой.

Остаётся загадкой, почему же группа, сделавшая себя самостоятельно и практически монополизировавшая отечественный ска-панк, собрала такое относительно небольшое количество зрителей? Есть мнение, что просто у юных меломанов «высосал» деньги выступавший месяц тому назад всё в тех же «Лужниках» «Lumen». Но эта версия кажется слишком уж надуманной потому, что всё-таки две эти группы играют разную музыку, а, следовательно, интересны разным поклонникам. Возможно, что виною всему стала критика стадиона. После выступления всё того же «Люмена» многие заговорили о том, что «Лужники» не пригодны для концертов, мол, и холодно там, и акустика плохая, и пиво не продают. Так-то оно так, но «Лужники» существуют не первый год и многие группы давали там очень яркие аншлаговые концерты, да и вряд ли верных поклонников может остановить отсутствие пива, если, конечно, эти самые поклонники идут за музыкой, а не за тем, чтобы «потусить».

Хотя неужели три тысячи – это мало? Если бы концерт проходил в клубе, то никому бы не пришло в голову упрекать «Элизиум» в том, что они собрали мало зрителей. Много ли в нашей стране коллективов, играющих ска, способны собрать эти самые три тысячи, да ещё и в преддверии новогодних каникул, когда молодёжь неохотно расстаётся со своими карманными деньгами?

Конечно, может быть, всё гораздо проще? Группа, замахнувшись на «вечные» темы, переросла своего поклонника, перестала быть для него понятной и прервала с ним диалог. Тогда это явный кризис. Или же возрастное перерождение, которое редко проходит безболезненно.

В любом случае делать выводы по одному концерту не стоит. «Элизиум» - группа интересная и непременно ещё должна удивить своих российских поклонников.

Фоторепортаж с концерта смотрите здесь.

Юля ШЕРШАКОВА
Фото Олег ШАШКОВ