Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Скачать в Vkontakte или как изволите?

Найти и бесплатно скачать любую песню в социальных сетях стало минутным делом.

Как-то незаметно за последние пару лет кардинально изменилось потребление музыки. От прослушивания альбомов среднестатистический слушатель перешел к прослушиванию хитов. И почти вовсе отказался от покупки даже хитов. Зачем? Ведь есть социальные сети, прежде всего vkontakte.ru, где легко найти и скачать почти любую песню.

Интернет-девелоперы стонут: почти невозможно арендовать стойку под свой сервер в московских дата-центрах. Все скуплены под серверы vkontakte. Количество серверов этой социальной сети бьет все рекорды в российском интернет-бизнесе. Хотя количество пользователей другой конкурирующей сети — «Одноклассники» — немного больше (27 млн против 23 млн). В чем же дело?

Дело в мультимедиа. Именно в сети «В Контакте» пользователям разрешено загружать аудио- и видеофайлы безо всяких ограничений. Разумеется, они загружают вовсе не только свое home-видео с собачкой или морскими пейзажами и не только собственные песенки под караоке. Они грузят музыку, которую сами любят.

И получается странная картина. О том, что нарушаются права авторов музыки, даже и говорить сейчас не будем. Тут всё понятно без слов. Дело в другом. Скоротечно меняется культура потребления.

Еще недавно казалось, что пираты — это злодеи, выкладывающие на свои сайты чужую музыку для скачивания, иногда даже за деньги. Российский пиратский сайт allofmp3.com стал предметом обсуждения конгрессом США и едва ли не причиной введения санкций против всей России. Госдума срочно приняла 4-ю часть Гражданского кодекса, чтобы закрыть юридические лазейки для того, чтобы каждый желающий мог продавать песни Бритни Спирс за ту цену, какая ему вздумается.

Но теперь оказалось, что пираты — это все мы. Пользователи, которые меняются любимыми песнями так, что возможно скачать эту песню любому желающему. Ведь известно, что всё выложенное в Сеть, считай, подарено всем. Такова изначальная структура интернета, придуманного как хранилище файлов с перекрестными ссылками друг на друга.

Социальные сети с мультимедийным контентом мгновенно стали источником этого контента для любого. Не надо даже регистрироваться в них. Смышленые программисты тут же написали целый ряд программ, позволяющих найти и скачать искомый файл. Программу можно установить на свой компьютер и находить прямые ссылки на скачивание. По такому принципу работают, например, VKLife (для сайтов vkontakte.ru, youtube.com и mail.ru), Free Music Zilla (для сайтов last.fm, imeem.com, myspace.com) или Limuz (только для liveinternet.ru).

Можно вообще ничего не устанавливать, а заходить на специально созданные сайты. Скажем, audiovkontakte.ru — название говорит само за себя. Или videosaver.ru — несмотря на название, он работает как с видео (YouTube, RuTube, Mail.Ru, Vkontakte, LoadUp и еще добрых три десятка сетей), так и с аудио (Vkontakte, LiveInternet, «Мой мир» Mail.Ru). Наконец, есть сайты типа savefrom.net, где достаточно ввести адрес страницы на файлообменнике, медиахостинге, социальной сети или интернет-издания вроде vesti.ru. Пользователь получает прямую ссылку на файл для скачивания.

Удивляться объемам серверов на таких сетях не приходится. Даже малоизвестная песенка загружена туда разными пользователями энное количество раз. Скажем, песня группы «Пурген» под названием «Мертвые крысы» закачана на Vkontakte 27 раз. Что же говорить про любую из песен той же Бритни Спирс или Мадонны.

Скачать полностью свежевышедший альбом таким способом пока затруднительно. Но всё дело в том, что альбомы целиком востребованы у всё более меньшей доли скачивающих. Их всё больше интересуют одна-две хитовые песни из альбома, остальные им совсем неинтересны. Времена, когда каждый альбом Rolling Stones или «Аквариума» становился событием и каждую песню из них заслушивали до дыр, прошли.

Во всем есть свои плюсы и свои минусы. Теперь сколь-нибудь перспективной новой песне стало намного проще найти своего слушателя. Среди пользователей Vkontakte создано 4 068 161 групп (на момент написания текста), многие из которых являются фан-сообществами конкретной группы. Многие из них совсем малоизвестны для широкой публики. Молодые музыканты ищут посредством свободного выкладывания в Сеть своих потенциальных поклонников и, самое главное, посетителей концертов. Селф-промоушен через виртуальные группы Vkontakte — один из самых эффективных способов созвать на свой концерт реальных зрителей.

Скачать «В Контакте» или другой сети любую популярную песню элементарно, значит, отпадает необходимость ее покупать. Мировой шоу-бизнес всё ближе к модели, когда музыкальные файлы являются не средством заработать на их продаже, а промоматериалом для продажи артиста как бренда. Заработать бренд может на другом: концерты, выпуск замысловатых CD и DVD, продажа прав на публичное исполнение, мерчандайзинг от футболок до автомобилей.

Пока движению в эту логичную и разумную сторону мешают архаичные законы о копирайте. Но законы, как любят повторять сами законодатели, лишь фиксируют состояние общества. Общество двинулось в другом направлении.

Значит, законы надо менять.

Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"