Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

МакSим – «Одиночка»

К третьему полноценному альбому МакSим окончательно оторвалась от своих поклонников. Разрыв между полудетской аудиторией концертов и молодой мамой, слушающей Pink Floyd и жесткий рэп, между делом шутящей про выкуренные косяки – уже невероятный.

CD. Gala Records, 2009.

При этом МакSим невероятным же макаром удается оставаться для своей целевой аудитории абсолютно «своей», органичной и близкой. Альбом «Одиночка» фиксирует новый статус певицы. Если на дебютном «Трудном возрасте» (2006) зрители услышали милые наивные песенки, «Мой рай» (2007) принес массу экспериментов с живым поп-звучанием, то «Одиночка» берет курс на проживание МакSим в самых разных музыкальных жанрах.

Гамма выбранных для опытов жанров вполне предсказуема, учитывая, что в группе работают суровые рок-дядьки из «Зверей» и «Cabernet Deneuve» (и муж Марины из той же плеяды). Конечно, это рок и его окрестности.

«Блюз» - это именно блюз с блюзовой губной гармошкой, ненавязчиво обращающийся в привычный русско-роковый медляк. «Весна» - энергичный рок-боевик с саундом Земфиры времен «Вендетты». «Птицы» (из кинофильма «Тарас Бульба») и «Дорога» (из кинофильма «Книга Мастеров») неожиданно уводят в сторону фолк-поп-рока. Трек «Портрет» едва ли не синти-поп, тоже никак не соотносящийся с «девачковым» розовым колоритом поп-звезды МакSим.

Но никакого рок-альбома, конечно, МакSим не думала даже записывать. Потому что артистка настолько органично проживает все эти стили и выдает качественный поп-продукт, что большинство поклонников певицы вряд ли даже заметят все перечисленное в абзаце выше.

МакSим поет интимно и искренно, рассказывает свои истории трогательно настолько, что дистанции между взрослой родившей женщиной и тинейджерами возникнуть не может. Про тинейджеров – важная оговорка. Песни «Одиночки» никак не тянут на исповедь взрослой женщины, никакой параллели с Лолитой или «Непарой» провести невозможно. Мир МакSим – это мир открытых наивных глаз, романтических грез, девичьих слез в подушку и весенних гормональных влюбленностей.

«Откровения» на уровне «любовь это яд» рассчитаны именно на гиперэмоциональных тинов, обожающих эффектные формулировки из банальных фраз. МакSим делает то, что никто до сих пор не умеет делать столь блистательно, кроме нее – обращает банальности в искренний блеск глаз и интимные интонации, которых неловко судить за банальность. Искренность важнее креативности. Честность важнее оригинальности.

Еще один важнейший для индустрии феномен МакSим – умение из любого материала делать хит. Из 11 треков хитами уже стали минимум 4 песни, остальные могут ими стать при более-менее плотной ротации. То есть каждая песня усилиями цепких припевов, которые буквально возносит на пьедестал МакSим, способна стать героем. Таких мастеров на сцене сейчас единицы.

Совершенно очевидно, что умение органично чувствовать себя в любой музыкальной стихии неизбежно приведет МакSим к новым экспериментам. Рэперы и рок уже были. Любопытно, в какие стихии двинется МакSим дальше.

Оценка: 9 из 10.


«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж собой так далеко, как давно в своей истории не расходились. И в политическом, и культурном отношении.

CD. Культурный фонд «Скифский рог», 2010.

Собрать песни из Польши, Хорватии, Сербии, Болгарии, Чехии, Македонии, Белоруссии и России так, чтобы получилось художественное высказывание? Неимоверно трудно. Нет инфраструктуры этно-общения, нет привычки к сотрудничеству. Есть интернет. И всякая попытка сделать славянский культурный подвиг – ценна и прецедентна.

19 треков второго по счету сборника «Славяне» культурного фонда «Скифский рог», относительно известного разве по одноименному журналу, невесть где продающемуся и отсутствующему в том же интернете, - из тех самых подвигов. И повествует он о том, что славяне жутко раздроблены, находятся на грани утери национальной идентичности, подвержены деструктивным влияниям и держатся едва ли не на генетической языческой памяти. Конечно, в реальной жизни это не так. Но устроители сборника сознательно вычеркнули православную традицию из числа «славянских». Результат получился предсказуемо плачевным.

Большая часть треков откровенно самодеятельны, либо крайне непрофессионально записаны. Качество записи трека болгарской группы Ene ниже всякой критики. Польский мистериальный проект «S?owia?ski Mit o Stworzeniu ?wiata» устраивает аж «тинутёрновщину», а завершает мусульманскими мотивами под прикрытием Велеса. Хорватский ансамбль Savski valovi доказывает, что ресторанно-советские интерпретации хорватского фольклора живы до сего дня. Сербский фольклорный коллектив Извор видит сербских славян сугубо турецким султанатом. Болгарка Евгения Георгиева (солистка трио «Перуника») доказывает электронным дарк-попом то же самое, только уже про Болгарию, а македонский Dragan Dautovski Quartet – про Македонию (!).

Бодрый ?vejk-band превосходно воссоздает атмосферу чешских пивных во времена гитлеровского третьего рейха, но назвать это славянским фольклором язык никак не повернется.

Куда более благоприятное впечатление производят словенский ансамбль Trutamora Slovenica, аккуратно реконструирующий старинные словенские песни чистейшим хоровым пением, и пронзительный плач Zagreb-Markovac, слышащей симфоническую полифонию в хорватских аутентичных мелодиях. Хорватская Vuge, может быть, поет менее чисто, но искренно и непосредственно.

Отдельно стоит сказать про «наших». Выбор более чем странен, но почему бы и нет? Архангельский Moon Far Away малоизвестен, но существует много лет, и имеет немало удач в обращении дохристианского фольклора в дарк-электронные версии. Песня «Экой Ваня» великолепно раскрывает тему разлуки двух влюбленных на фоне готического боя барабанов, - аутентичности ожидать не приходится, но довольно затейно. Краснодарская задорная группа «Алатырь» и дуэт великолепной группы «ВеданЪ КолодЪ» с «Яросом» записаны настолько неудачно, что вряд ли дадут хоть малейшее впечатление про эти коллективы. Привкус самодеятельности в этих треках настолько силен, что обсуждать «Гори-гори ясно» и «А на праздник Купала» невозможно – единственное достоинство этих записей в «языческой» тематике, а это внехудожественная категория.

От сборника «Славяне. Выпуск второй» за версту несет культурной деградацией, и это было, кажется, исходным замыслом составителей. Согласно ему, нынешние славяне одурели от компьютеров и пива, легли под турецкую пяту, и смиренно-покорно тайком вспоминают благословенные языческие ритуалы. Это вполне артикулированная позиция, и имеет смысл ее обсуждать.

Только спелой сочной музыки ждать от ее носителей не стоит.

Оценка: 6 из 10.