Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Lumen - «Правда?»

Пожалуй, новый альбом уфимской альтернативной группы Lumen стал самым радикальным альбомом в ее короткой истории. Мысль о том, что «пора играть в Че Гевару, пора им становиться!», ее лидер Тэм вбивает в голову слушателя удивительно доходчиво.

В стадионном исполнении (а группа сегодня собирает самые большие клубы) эти песни звучат еще убедительнее, чем в записи. Перед нами действительно феномен. Вместо буржуазного самолюбования – хрип о необходимости быть свободным, вместо призыва копить деньги – «не хочу, чтобы грезы пахли деньгами».

Вообще, цитировать тексты нового «Люмена» хочется один за другим, настолько они выразительны и точны:

Я так устал, что со мной, как со скотом,
У кого больше прав, мерят здесь кошельком,
На родной земле я устал быть рабом,
Но моя усталость – отчаянье загнанной мыши,
Заставляет меня быть сильнее и выше…

Превосходные точные тексты, заставляющие вспомнить о ныне покойном Илье Кормильцеве в «Наутилусе Помпилиусе» и Викторе Цое, грамотно акцентируются гитарным драйвом и упругой ритм-секцией. Гитарные брейки Гарика в духе ню-металла и панк-гранджа точны и цельны. Тэм же то и дело переходит с пения на речитатив и чуть ли не в рэп-читку.

Наиболее радикален Lumen в тех песнях, где не обошлось без ненормативной лексики. Почти уверен, что можно было вполне обойтись без нее. Скорее, этот мат обесценивает посыл артиста. Как-то несерьезно слушать призывы к хорошему, спотыкаясь о ершистый мат.

Крепкие боевики «Далеко», «Иди в отмах», «Ложь» и «Иначе» сконструированы так, чтобы под них в зале зачинался слэм. Безусловно, «Люмен» сейчас именно концертная группа. И тем удивительнее услышать заключительной песней альбома тихую красивую балладу «Гореть». Агрессивный могучий месседж песни находится в логическом противоречии с манерой пения Тэма, отчего создается тот самый высокий артистизм, которого не хватает в большинстве рок-альбомов.

Альбом «Правда?» – один из лучших релизов нынешнего года. Страшное слово «неформат», вдруг прилепившееся с некоторых пор к группе, которая продолжает лучшие традиции русского рока, кажется диким. Харизматичный фронтмен и крепкий драйв пробьют эту стену, можно не сомневаться.

Оценка: 8 из 10.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Lumen, 2007.


«Мумий Тролль» - «Амба»

«Мумий Тролль» последние годы давал пищу для размышлений только светским хроникерам. Альбомы выходили сырыми и похожими на репетиционные этюды. То ли дело скандалы с разными гламурными красавицами, с которыми поочередно Илья выходил в свет! Даже история с Ригой-2004, где Лагутенко согласился выступить в самый разгар протестов русского населения (отказались все, кроме «Мумий Тролля»), выглядела занимательнее последних альбомов группы.

На этом фоне новый альбом одного из признанных секс-символов страны кажется все-таки событием. Конечно, он тоже состряпан на скорую руку. Полчасика из разномастных песен и четверть часа «скрытого трека». Разномастные песни никак не хотят складываться в цельный альбом (подобно «Морской» или «Икре»), но это вовсе не беда. Потому что есть хиты.

Складывается подозрение, что Лагутенко выпустил «Амбу» только потому, что сочинил два хита – «Ru.Da» и «Бермуды». Остальное подсыпано в качестве наполнителя. Однако в наше немелодичное время сочинить пусть даже два трека, которые могут стать хитами на самых разных радиостанциях, – уже много.

«Мумий Тролль» снова демонстрирует завидное умение складывать тексты песен из потока сознания постпубертатного подростка. К ним невозможно придраться, потому что они цельны в своей основе. Как неловко придираться к лепету ребенка. У него своя логика: «И затопчут ногами,// И смешается месиво с пылью, //Если это родины грязь – это стильно». Полюбить их, впрочем, тоже невозможно – поток сознания обретает смысл только с кошачьими интонациями самого Лагутенко и интонациями же исчерпывается. Полюбить можно только носителя интонации, что многие поклонницы давно сделали.

Слово «амба», которое вынесено в заголовок альбома, в просторечии означает «хана», «конец». Лагутенко и тут выдумал мифологию. Вспомнил про амбу (тигра) из «Дерсу Узала».

Судя по дворовой песне «Банды», все-таки имелось в виду более распространенное просторечное толкование. А тигры хороши для пиара, для которого «Мумий Тролль», кстати, нанял целое креативное агентство.

Помимо двух хитов, остальные песни все-таки пытаются отсылать к «золотым» альбомам «Мумий Тролля». Без неуклюжих экспериментов, как в «Похитителе книг». И тем куда ближе народу – простодушным покажется, что это почти «Икра». Пожалуй, это и есть единственное достоинство альбома.

Оценка: 6 из 10.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
«Союз», 2007.