Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Уроки русского»: оазис свободы в центре Москвы

Лето подходит к концу, а в нашей стране продолжается череда летних музыкальных фестивалей. 8 августа поклонники российской альтернативной музыки съехались в Зелёный театр Парка Горького на единственный столичный музыкальный open-air «Уроки русского», который многим показался одновременно и достойной заменой «Крыльям», и продолжением «Нашествия».

Конечно, по масштабам сравнивать «Уроки русского» с «Крыльями», а уж тем более с «Нашествием», не совсем правильно, но вот по составу участников «малыш» вполне может составить достойную конкуренцию своим братьям.

Программа фестиваля была составлена так, что зрители могли не только послушать звёзд, курсирующих от сцены к сцене в течение лета, но и познакомиться с молодыми группами, которые уже нашли своего слушателя, но ещё не достигли широкой популярности: «Система», «Дайте два», «Deform», «Что ещё»и другие. А ведущим вечера стал Чача Иванов, который находится в творческом отпуске, но при этом всё равно умудряется в разных амплуа появляться на крупных российских фестивалях.

«Сегодня у меня странная роль, - признался он со сцены. – Я не скачу на одной ноге и не ругаюсь матом, а наоборот, представляю уважаемые группы». Его соведущим стал автор программы «Уроки русского» на радио «Maximum» Андрей Бухарин.

Фестиваль открывался блоком «молодняка», но особого интереса у зрителей это не вызвало, и «Зелёный театр» не был заполнен даже на треть, а порядочной частью публики оказались люди, приехавшие вместе с артистами. Даже «Пилоту», который начинал звёздные сеты, пришлось выступать при пустых трибунах.

Илья Чёрт и компания отыграли восемь песен, традиционные для фестивалей: «Сибирь», «Терроризм», «Неродина», «Сфинксы», «Рок», смешав их с давно не игравшимся «Жёлтым домом», «Королевством» и новой песней «Звери», которая уже звучала на «Нашествии». На сцену Илья вышел босиком и, находясь в прекрасном расположении духа, выступил эмоционально и артистично, не обращая внимания на провокации антифанатов, которые сначала зажгли дымовую шашку, окружив на время Зелёный театр едким дымом, а потом перед сценой развернули баннер с нецензурным высказыванием. Уже позже, на выступлении «Бригадного подряда» барабанщик и клавишник «Пилота» вышли на сцену с этим самым баннером, устроив маленькое импровизированное шоу под аккомпанемент своих друзей и в конце концов разорвав обидную надпись на части.

После классического русского рока зрителей ждала музыка "пожестче": на сцену вышли «F.P.G.» По реакции публики было ясно, что их ждали. На этот раз Пух был одет и сходу начал с «Бойцовского клуба». От выступления к выступлению «F.P.G.» не меняются, оставаясь верными выбранному стилю поведения на стыке жёсткой романтики и вызывающей дерзости. Играя музыку, похожую на ту, что играют многие другие группы, выступавшие на «Уроках русского», именно им удалось наконец-то внести в фестиваль тот заряд драйва, без которого мероприятие в начале дня выглядело несколько унылым. Этому поспособствовала и выгодная позиция после «Пилота», когда зритель, отвлёкшись от своих жареных сосисок, стал подтягиваться к сцене, и сама музыка «F.P.G.», ведь не зря за сценой стояли шутливые таблички с надписью: «На сцене не курить! Пух легковоспламеняем». Вслед за «Бойцовским клубам» прозвучала «Утренняя», «Уебаны», «Дерзость и молодость». После таких жёстких и агрессивных минут публика стала требовать лирическую «Думай обо мне», но вместо этого нижегородские панки сыграли ещё более агрессивные песни «Хана» и «Блядская», а по сцене пробежал Виктор Быстраков, гитарист «Пилота», с «козой». Закончили «F.P.G.» всё же на лирической ноте, сыграв выпрашиваемую публикуй «Думай обо мне». «Спасибо за такую прекрасную возможность – ругаться со сцены «Зелёного театра». Это просто мечта!», - поблагодарил зрителей Пух во время своего выступления, в то время как в танцевальном партере поклонники рока устроили импровизированный футбольный мяатч из скомканных полиэтиленовых пакетов.

После жёсткого панка зрителей ожидало выступление загадочной группы «Нулевой меридиан», о которой, казалось, на этом фестивале не слышал никто, и альтернативщиков из «IFK», а после наступило время для панка позитивного, и на сцену вышел «Бригадный подряд», который Чача Иванов назвал легендарной и одной из лучших питерских групп. Выступление «Подряда» стало, пожалуй, одним из самых безбашенных, по крайней мере и в зале, и за сценой царила обстановка полной отвязанности и раскрепощённости, а Илья Чёрт и Виктор Быстраков даже внезапно выбежала на сцену и подняли на плечи Сантёра во время песни «Зачем я полюбила идиота», что стало полной неожиданностью для музыканта «Бригадного подряда», который сначала растерялся, а потом занял удобную позу и стал играть ещё эмоциональнее.

После «Бригадного подряда» на сцене появился «Элизиум», который сначала начал с серьёзности, сыграв «Другие грани понимания свободы», «Правда и ложь» и «О, мой Шекспир», а потом перешёл на свои позитивные хиты: «Альпинист», «Радуга», «Алкогольная», «Ослепительный мир», и, конечно, не обошлось без «Островов». Сыграл «Элизиум» чисто, задорно и в целом вполне традиционно для себя. Вообще на этом фестивале все команды старались быть эмоциональными и показывали свою лучшую форму. Среди известных групп нельзя назвать ни одной, которая выступила бы посредственно, чтобы просто «отработать лавэ». Следя за выступлениями друг друга, музыканты словно по-хорошему соревновались, кто же из них заведёт публику больше.

После сета «Элизиума» Чача Иванов объявил о начале условной второй – вечерней части концерта, которая, по его признанию, должна быть ещё интереснее. И если первая часть концерта была довольно сбалансирована, то вторая состояла из самых, казалось бы, не сочетаемых частей: тут был и откровенный саркастический стёб от «Ляписа Трубецкого», и жёсткие громкие полчаса от «Amatory», и немного агрессивного фэнтези от разукрашенного «Mordor’a», а под самый конец и вовсе мягкий и тёплый поп-рок от «Чичериной» и «Би-2» был перемешан с безумством Гарика Сукачёва и глубоким надрывом группы «Lumen».

Гарика Сукачёва всегда особенно тепло принимают на фестивалях, на «Уроках русского» он выступил после автомобильной аварии, но, тем не менее, это было одним из лучших фестивальных выступлений «Неприкасаемых». Сукачёв доставил немало проблем работникам сцены, кидая на пол с грохотом микрофонную стойку, а потом и сам микрофон. Пожалуй, больше, чем Сукачёв, на этом концерте, несмотря на высокое качество выступлений всех участников, не выложился никто. Прозвучали и «Напои меня водой», и «Право на выбор», и «Белые дороги», а закурив и смачно отсморкавшись на сцену, Сукачёв на последнем и самом мощном кураже исполнил «Моя бабушка курит трубку».

«Lumen» отказался от традиционного исполнения на фестивалях хитов и решил познакомить публику со своим новым альбомом, практически не затронув политических тем и составив трек-лист из песен о людях и их внутренней жизни: «Последний шанс», «Далеко», «Слова», «Лабиринт», «Не надо снов» и «Дотянуться до звезды». Фестиваль «Уроки русского» совпал с годовщиной войны в Южной Осетии, и военная тема прозвучала в песне «Вся вера и любовь этого мира», а завершался сет нетленкой «Сид и Нэнси» и акустической «Гореть», под которой в зале традиционно вспыхнули бенгальские огни. Вообще выступление «Lumen» стало как бы сокращённым вариантом их майских концертов в ДК Горбунова, они даже начали с полноценного инструментального вступления, что совсем нетипично для фестивалей. Среди тех, кто вышел с бэкстейджа в зал, чтобы послушать «Lumen», были замечены бывший саксофонист группы «7000$», который теперь играет с «Элизиумом», Альберт Родин и клавишник «Пилота» Андрей Казаченко.

Закрывали концерт «Ария» и «Алиса». Эти группы, которые изначально считались хэдлайнерами фестиваля, выступили почему-то меньше других. Ария и вовсе сыграла всего пять песен: «Колизей», «Отшельник», «Беспечный ангел», «Улица роз» и «Дай жару». Их выступление было как всегда чистым, профессиональным, энергичным, но каким-то слишком холодным и, казалось, что все движения Артура Беркута хорошо отрепетированы и сыграны, но не прочувствованы, а вот трясти синхронно хайером музыканты разучились, впрочем, это не помешало зрителю после концерта восторженно отзываться о выступлении московских металлистов.

Закрывался фестиваль «Алисой». Как и на «Нашествии» Кинчев сделал акцент на песнях о роке, исполнив и «Рок-н-ролл – это не работа», и «Всё это рок-н-ролл», и «Рок-н-ролл – это мы», а также «Доктор Франкенштейн», «Вот так» и «Армия жизни». В этот раз «Алиса» обошлась без пиротехнических шоу и световых наворотов, что совсем не испортило их выступления, а, напротив, сделало его даже ещё более живым и настоящим, а обнажённый до пояса Константин Кинчев в очередной раз доказал, что находится в отличной физической форме и многим молодым музыкантам, выступавшим на «Уроках русского», стоит брать с него пример.

Несмотря на то, что фестиваль только зародился, можно смело говорить о том, что он удался и мгновенно приобрёл свой особенный стиль. «Уроки русского» действительно стали оазисом свободы в центре Москвы, даже сотрудники охраны, следя за безопасностью, не ограничивали поклонников рок-музыки в проявлении эмоций. Разумеется, не обошлось без накладок, в особенности с питанием и организацией торговых точек, но с другой стороны «Уроки русского» - это не трёхдневное «Нашествие» и здесь вполне можно обойтись принесёнными из дома бутербродами. Разнообразие участников и представленных музыкальных стилей, отличный звук, красивое и удобно расположенное место вполне могут сделать «Уроки русского» одним из самых ожидаемых музыкальных мероприятий года, если, конечно, продолжение последует.