Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Песни для Кутикова написали Кавалерян, Майданов и Ткаченко

19 ноября 2009 года во МХАТе им. Горького Александр Кутиков представит свой второй сольный альбом "Демоны любви". Да, всего второй - при том, что Кутиков сочиняет, играет и записывает музыку уже почти 40 лет.

В 1971 году он стал участником группы "Машина Времени" - и с тех пор его голос неотделим от облика команды. Как и песни, написанные на его музыку: "Поворот", "Скачки", "За тех, кто в море", "Музыка под снегом", "Дорога в небо", "В добрый час", "Спускаясь к великой реке", "Ночь", "Если бы мы были взрослей", "Там, где будет новый день", "Оставь меня", "Улетай"...

В 70-е годы Кутиков пару раз покидал группу - в те времена он стал участником суперкоманды "Високосное лето" вместе с Крисом Кельми, Александром Ситковецким и Валерием Ефремовым. А в 79-м Кутиков и Ефремов закрепились в "Машине" - и по сей день остаются неотъемлемой частью группы.

Еще с конца 60-х Кутиков профессионально занимается звукорежиссурой - и в последующие годы он продюсировал записи не только родной группы, но и "Воскресения", "Секрета", "Браво", "Наутилус Помпилиус", Максима Леонидова, "Лицея", Михаила Шуфутинского, Марины Хлебниковой+ Да и звуковая дорожка "Старых песен о главном", если кто не знает - это тоже Кутиков. А с конца 80-х, с момента появления компании "Sintez Records", бас-гитарист "Машины" занялся еще и издательской деятельностью. При такой нагрузке времени и энергии на сольное творчество почти не оставалось, но "почти" - не значит "совсем": в 1989 году Кутиков записал и выпустил сольный альбом "Танцы на крыше", песни из которого - "Дай помечтать" и "Троянский конь" - стали настоящими хитами и появляются в радиоэфирах до сих пор. В 2004 году басист "Машины" начал выступать с музыкантами группы "Нюанс" (кстати, его бас-гитара на этих концертах сменилась на обычную акустику). В программу вошли песни с "Танцев на крыше" и давно не исполняемые композиции "Машины", написанные на музыку Кутикова. Наконец, в 2008-м дошла очередь и до второго сольника.

Толчком для работы стала запись диска "Машины Времени" "Time Machine" на легендарной лондонской студии "Abbey Road". Поработав с профессионалами невероятного уровня, музыкант вернулся в Москву окрыленным. И как только тур "Машины" в поддержку альбома закончился, Кутиков заперся на репетиционной базе с музыкантами "Нюанса" и начал создавать новые песни.

Александр Кутиков: "Дело в том, что когда мы записывали альбом "Time machine" в Лондоне, я настолько проникся атмосферой "Abbey Road Studios" и обаянием персонала этой студии, их уровнем владения специальностью, что я для себя решил в обязательном порядке туда вернуться. Андрюшка Макаревич это сделал несколько раньше. Он просто спустя год вместе с "Креольским Танго" занырнул туда и записал джазовый альбом. И это меня еще больше раззадорило. Я решил форсировать свой собственный проект. И занялся написанием песен".

Одна из песен будущей пластинки - "Лондон" - была написана прямо там, в Лондоне, во время второй поездки на "Abbey Road" (Кутиков ездил проведать Макаревича и посмотреть на запись "Штандера", его альбома с "Оркестром Креольского Танго"). Еще две были извлечены из архивов: "Наливай" появилась на свет в конце записи альбома "Time Machine", а "Больше, чем сон" ждала своей очереди еще со времен альбома "Машины" "Часы и знаки". Однако основной материал для будущей пластинки был сочинен всего-навсего за полгода. Дальше пришла очередь текстов.

Александр Кутиков: "Сложностей было достаточно, в силу того, что я сам не пишу тексты. Я могу быть соавтором, я могу быть редактором очень неплохим, потому что я люблю поэзию. И поиски были мучительными, потому что я очень хорошо понимал: какие бы красивые мелодии я бы ни написал, как бы хорошо они ни были сыграны, от меня, как от члена группы "Машина Времени", так или иначе, будут ждать хороших текстов. В итоге я пытался сотрудничать со многими нашими известными авторами, поэтами, но "срослось" всего с троими. Во-первых, это первый мой соавтор, времен "Танцев на крыше", Карен Кавалерян, который последние 15-20 лет пишет тексты достаточно далекие от рок-н-ролльной тематики. Он один из основных соавторов Кима Брейтбурга и работает как бы на пространстве поп-музыки. Но, на мой взгляд, талант, если он есть, его уже никуда не денешь. И мы с Кареном написали несколько очень, нам мой взгляд, удачных песен. Второй мой соавтор очень для меня важен. Это Володя Ткаченко из группы "Ундервуд". Он приходил к нам на празднование 39-летия "Машины" - мы устраивали такие закрытые посиделки для себя и для своих друзей. И я у него спросил, не хочет ли он поучаствовать в такой вот достаточно необычно для него, но, возможно, интересной работе? Где-то ближе к осени я ему набросал несколько мелодий и он начал работать. Потом уже он мне признался, что "я для тебя писал как для себя". На каждую мелодию Володя предлагал от трех до шести вариантов текста. И мы долго обсуждали, что ближе мне, как исполнителю, что будет ближе слушателю, там скажем, в моем исполнении; что у меня получится, а что у меня не получится. И, наконец, один текст, для песни "Твоя любовь" написал Денис Майданов".

Первоначальный план действий по записи был таков: поехать на "Abbey Road" вместе с группой "Нюанс" и записать весь материал с британскими саундпродюсерами. Но вмешался кризис. Решено было сводить альбом все-таки на "битловской" студии, но записывать где-нибудь поближе. Сопродюсеры альбома Владимир Матецкий и Леонид Гуткин подыскали студию в Стокгольме, но и тут возникла проблема: оказалось, что везти в Швецию музыкантов "Нюанса" слишком дорого. Проще нанять местных сессионников - людей с колоссальным опытом. Например, в активе барабанщика Кристера Янссона насчитывалось 260 записанных альбомов (включая 5 пластинок группы "Roxette"). Остальные музыканты ему не уступали - они привыкли играть в самых разных стилях, и идеи Кутикова (тут надо сказать, что практически все аранжировки были сделаны еще в Москве, с "Нюансом") ловились на лету. Правда, была и своя специфика...

Александр Кутиков: "Вся ритм-секция на пластинке писалась "живьем", одновременно. Не наложением, когда каждый музыкант записывает свою партию отдельно, а вместе. Барабанщик, басист, гитарист играют, - а я пою! Каждую песню, по множеству дублей, пока они записывают свои партии. Они объясняли так: "Мы все запишем и без тебя, нет проблем. Но если ты хочешь, чтобы мы все, отдельные музыканты, зазвучали как группа - то мы должны все время чувствовать твою энергетику, а ты - нашу!" И я пел шесть дней, по четырнадцать часов, практически без перерывов. А всю запись целиком мы закончили за две недели".

Сведение и мастеринг альбома прошли на "Abbey Road". Там же была записана струнная группа. Весной альбом "Демоны любви" был полностью готов.

Обложку альбома оформила дочь Александра Кутикова Екатерина. Осенью песни из альбома стали появляться в эфирах различных радиостанций ("Наше Радио", "Авторадио", "Максимум", "Добрые песни"). В хит-параде НР "Чартова Дюжина" песня "Наливай" достигла бронзовой медали. На 19 ноября назначена официальная презентация альбома во МХАТе им. Горького.

Александр Кутиков: "Мы специально несколько раз переносили премьеру альбома - из-за того, что я ждал именно эту площадку. Вообще на концертах новый материал принято играть по минимуму - потому что публика его не знает и не может подпевать и пританцовывать. Но я решил нарушить это правило: 19 ноября мы с "Нюансом" сыграем 11 из 13 песен с альбома "Демоны любви". Думаю, что сидячий зал воспримет такую программу лучше - атмосфера МХАТ располагает к тому, чтобы именно СЛУШАТЬ музыку. Мы сыграем большой концерт, 24 песни, а к большинству новинок мы придумали своеобразный анимационный, комиксовый видеоряд. Он будет показан на экранах. Весь концерт будет снят и потом издан на DVD. Сейчас мы репетируем с "Нюансом" каждый день по несколько часов - оттачиваем последние штрихи".

За день до концерта, 18 ноября, альбом "Демоны любви" поступит в продажу. Пресс-конференция и автограф-сессия Александра Кутикова пройдут 18 ноября 2009 года, во ВсеСОЮЗном магазине "Союз" на Ленинском проспекте, д.11.