Компания Orchard начала легальные продажи в России по 6 руб/трек
На российском рынке Интернет-продаж музыки началось оживление. Как стало известно RBC daily, вслед за компанией Audiofind, объявившей на прошлой неделе о начале работы, аналогичное заявление сделала компания Yanga! Эти два сервиса по продаже музыки были запущены практически одновременно.
Более того, у них оказался общий западный партнер – мировой дистрибьютор The Orchard. Оба игрока намерены занять до 15% рынка музыкальных продаж через Рунет. Эксперты полагают, что за счет этих двух компаний The Orchard прощупывает российский рынок, и в ближайшее время можно ожидать всплеска активности на нем. Мировой рынок распространения музыки сегодня оценивается в 32 млрд долл., при этом объемы продаж на оптических носителях ежегодно уменьшаются на 2-5%, тогда как продажи через Интернет растут активно – не менее чем на 100% за год. Только в прошлом году рост мирового рынка онлайн-продаж музыкальных произведений составил 147%. Согласно отчетам IFPI, в прошлом году общий объем продаж музыки через Интернет достиг 1,1 млрд долл., за это время из сети было загружено более 420 млн треков. В структуре доходов звукозаписывающих лейблов реализация музыки через Интернет в 2005 г. составила не меньше 25%. В России развитие легальных онлайн-продаж музыкальных треков останавливает высокий уровень "пиратства", и, как следствие, нежелание работать на нем крупных зарубежных игроков. В частности, камнем преткновения служит тот факт, является ли магазин обладателем прямых договоров или же работает по коллективной лицензии. Западные правообладатели с прохладцей относятся к Российскому обществу по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), которое занимается управлением коллективными авторскими правами. Но в сентябре в действие вступят поправки к действующему закону "Об авторском и смежных правах", призванные повысить легальность рынка. На прошлой неделе о выходе на этот рынок объявила компания "Музыка Онлайн", которая продает музыкальные композиции через ресурс Audiofind. На данный момент в ее ассортименте - 100 тыс. композиций, до конца месяца его расширят до 300 тыс., а к концу года – до 1 млн. Услуги по скачиванию треков предоставляются в соответствии с тарифными планами по 6-9 руб. за трек. Средний чек пользователя - около 150 руб. По расчетам Audiofind, с каждого клиента компания будет получать не меньше 5-10 долл. и в перспективе займет до 10% рынка онлайн-продаж музыки. В разговоре с RBC daily генеральный директор Audiofind Александр Ольховский заявил, что не ожидает скорого появления легальных конкурентов. Однако таковые уже появились. Компания Yanga! запустила аналогичный проект по продаже цифровой музыки. Стоимость одного трека составляет 7,99 рублей, альбома – меньше 80. Сейчас в ассортименте компании - несколько сотен тысяч композиций, к концу года планируется довести их количество до 1 млн. Предполагается, что средний чек пользователя в месяц будет составлять 10–20 долл. В ближайшей перспективе ресурс намерен занять не менее 15% рынка онлайн-продаж музыки. Примечательно, что партнером Yanga!, как и в случае с Audiofind, выступает мировой дистрибьютор цифровой музыки компания The Orchard. Руководство обоих ресурсов утверждает, что не знало о параллельных переговорах, но это не противоречит достигнутым с дистрибьютором соглашениям. "Эксклюзивного права на продажу музыки из каталога The Orchard нам предоставлено не было, - прокомментировал RBC daily гендиректор Audiofind Александр Ольховский. - Открытие сервиса Yanga! не противоречит нашему соглашению с каталогом. Кроме того, представители Dimensional Associates (инвестиционная компания, куда входит The Orchard) говорили о том, что открытие других магазинов в стране не исключается". Генеральный директор Yahga! Александр Кузнецов рассказал RBC daily, что стартовый набор каталога обеих компаний похож. "Сейчас мы ведем переговоры с правообладателями, западными независимыми лейблами и дистрибьюторами, - сообщил он. - Как известно, мейджоры не предоставляют прав на продажу MP3, но мы надеемся, что эта ситуация тоже в скором времени изменится". В том, что это может произойти в ближайшее время, практически никто не сомневается. Во всяком случае, коллизия с одновременным появлением двух ресурсов с родственным каталогом подтверждает идею о том, что российский рынок продаж музыки в Интернете интересен западным игрокам. "К сожалению, в настоящий момент многие западные компании, в том числе ITunes, не дают своего разрешения на торговлю в России и не открывают соответствующих представительств. Тем не менее, интерес к российскому рынку онлайн-продаж музыки очевиден, - говорит главный редактор ресурса Звуки.Ru Соня Соколова. - В случае с Audiofind и Yanga! речь идет, по сути, о создании разветвленного представительства каталога The Orchard. Для западных лейблов это, фактически, "разведка боем"". В то же время, по ее словам, в этом каталоге пока не представлены мейджоры, крупные продюсерские проекты, что ограничивает как их каталог, так и круг дистрибуции. "Однако для представленных в проектах лейблов и музыкантов Интернет - наиболее удачная среда распространения музыки, они уже активно используют сеть для продвижения собственной продукции, - сказала г-жа Соколова. - То есть положительный опыт работы с Интернетом у этих лейблов и музыкантов уже имеется". Участники рынка расходятся во мнении, как скоро придут на российский рынок новые крупные компании. "Нет никаких оснований полагать, что они будут появляться быстро, - утверждает Александр Ольховский. - Получить право на распространение каталога The Orchard - не такая уж и простая задача. То, что с ней справились два ресурса в сопоставимо единое время - скорее совпадение, чем правило". С ним не согласны другие эксперты. "Я не удивлюсь, если в ближайшее время подобные сервисы будут появляться в Рунете лавинообразно, - говорит Соня Соколова. - В частности, Звуки.Ru и компания Softkey сейчас готовят к старту совместный проект по продаже цифрового контента, в первую очередь, музыки. Продавцом в данном случае будет непосредственно автор или лейбл, владеющий правами на это произведение". А по словам Александра Кузнецова из Yanga!, нынешняя ситуация на рынке позволяет говорить о временном лаге в 1,5–2 года, который позволит российским компаниям "нарастить мышцы" и освоить свою долю рынка. "Очевидно, что крупные игроки сюда придут, - заявил он RBC daily. – Прежде всего, я имею в виду ITunes и Napster". По мнению эксперта фонда "Финам – Информационные технологии" Игория Веретенникова, в перспективе можно ожидать, что Audiofind и Yanga! будут куплены как база для развития ITunes в России. Грег Шолл, бывший партнер McKinsey, и Ричард Готтерер, основатель звукозаписывающей компании Sire Records, выпускавшей диски Мадонны, Talking Heads и Depeche Mode, знают, сколько на самом деле может стоить музыка — легальная! — для конечного потребителя. Шолл — гендиректор, а Готтерер — председатель совета директоров компании The Orchard, которая поставляет музыку оптом крупнейшим интернет-торговцам вроде iTunes, Yahoo!, MSN, Napster, MTV. The Orchard договаривается с артистами и прочими владельцами прав об отчислениях, так что у нее все законно, никакого пиратства. И какой же получается розничная цена на песни из ее каталога? Да всего 6-9 руб. О таких ценах на прошлой неделе объявил российский партнер The Orchard, гендиректор компании Audiofind.ru Александр Ольховский, пишет еженедельник "SmartMoney". Мы зашли в этот интернет-магазин и не нашли в нем ничего, что нам хотелось бы купить за 6 руб. Ольховский, однако, утверждает, что до конца года будет продавать весь каталог The Orchard, а это 800 000 песен, в том числе от известных артистов — есть в каталоге и Боб Марли, и Нэт Кинг Коул, и Том Уэйтс, и RZA, и Motorhead. Поп-хитов практически нет, но их ведь и по радио звучит достаточно. Кроме того, ценителей "нишевой" музыки проще убедить заплатить за песню несколько дороже, чем просят пираты, — чтобы часть денег все же пошла любимому музыканту или его наследникам. Именно "несколько дороже", 25 центов вместо 10-15, но никак не доллар, который требует, к примеру, iTunes: десятикратную разницу в цене не покроет никакое моральное удовлетворение от легальности покупки. Если Ольховский выполнит свое обещание расширить каталог и продавать его по тем же 6-9 руб. за песню, можно будет понять, достижимо ли в России согласие между покупателями и музыкантами по уровню цен. Достижимо, если бизнес пойдет. Нет, если покупать все равно будут у пиратов. Если согласие достижимо, пираты обречены если не на вымирание, то на потерю гегемонии на рынке (по данным Международной федерации производителей фонограмм, IFPI, два из трех музыкальных дисков, проданных в 2005 г. в России, пиратские). Рано или поздно придется менять ценовую политику и тем, кто требует доллар за песню, хотя и 25 центов дают возможность заработать и артисту, и агрегатору вроде The Orchard, и магазину. До сих пор этих жадных торговцев поддерживают на плаву лишь мощный пиар да леность потребителей. Ведь и в Америке есть интернет-магазины, которые продают легальную музыку по 25 центов. Бритни Спирс вы не найдете и у них: например, на www.emusic.com поиск по этому имени выдает лишь песни "Вскрытие Бритни Спирс" и "Групповое изнасилование Бритни Спирс". Но это не беда: пусть сначала хотя бы у Тома Уэйтса не будет к нам материальных претензий. Представитель компании The Orchard по России и странам СНГ Улукман Мамытов заверил NEWSmusic, что компания всегда открыта для доброго и плодотворного сотрудничества и с другими партнерами по расширению музыкального каталога России и стран СНГ. |