"ДДТ" сыграл обычный концерт. Вместо юбилейного
ДДТ не выступал в Москве уже два года. Трудно вспомнить еще одну топ-группу, которая может себе такое позволить. Батька Шевчук дал в СК "Олимпийский" концерт, потому что надо же было показать новый альбом "Пропавший без вести" москвичам и отпраздновать 25-летие группы. Но многое показалось странным.
Предыдущий концерт "ДДТ" в Москве был в ноябре 2003 года, и назывался он "Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище". И еще до него прошло полтора года без больших концертов в столице. Немногие смогли поехать нынешним летом на "Нашествие" в далекий неуютный Эммаус, а в Тушино на "Крылья" не приехала сама "ДДТ". Можно было бы сделать вывод о том, что Шевчук крайне не любит столичные площадки и выступает здесь по необходимости. Сейчас, например, необходимо сделать телесъемку юбилейного концерта. Два года назад Шевчук со сцены пообещал, что сделает непременно бесплатный концерт в Москве, но так и не выполнил обещание. Но торопиться с выводами не стоит. Еще летом Шевчук рассказал, что попросту не нашел спонсоров для московского концерта. А в Питере нашел, и на стадионе "Петровский" сыграл "Пропавшего без вести" при билетах по 100 рублей. Сейчас же в "Олимпийском" билеты в танцпартер стоят 800-1000 рублей, и Шевчук явно тяготится таким количеством нулей. В конце концерта он даже спрашивает: "Ну что, вы довольны? Деньги не зря потратили?" и получает одобрительный рев толпы в ответ. "Мы бы хотели сделать билеты подешевле, да вот буржуи нас не любят", - разъясняет Шевчук. "ДДТ" собрал аншлаг. 18 или 20 тысяч, значения уже не имеет. Все-таки два года – достаточное время для того, чтобы соскучиться. Пресс-релизы обещали на этот раз "яркое, динамичное, зрелищное шоу высочайшего уровня" и "настоящий европейский рок-концерт". Первого не случилось, второе – все-таки случилось. "ДДТ" окончательно стал играть пинк-флойдовско-образные концерты. Все эти тягучие клавиши, непрерывный гул, какие-то сирены, булькание, непременно женский бэк-вокал, шипение, что-то нудно-басовое пульсирует между песнями... Для огромных пространств "Олимпийского" - самый подходящий бэкграунд. После длинных тягучих вступлений вдруг брякает простейшим аккордом гитара Шевчука, и начинается песня "ДДТ". Иногда Юрий Юлианович читает стихи. Стихи обычно весьма морализаторского свойства, но вкупе с обаятельнейшей улыбкой Шевчука кажется, что даже полезно послушать немного моралите. Шевчук в этот вечер сыграл все песни из "Пропавшего без вести", и вспомнил некоторое количество песен из своего же "золотого фонда". Были и перверсии. Например, в новую песню "Контрреволюция" батька в порядке самоцитаты вставил порядочный кусок из знаменитой "Революции". Совсем новая песня "Антифашист" прозвучала впервые. После первой же песни Шевчук подходит к зрителям, снимает с себя футболку, обнажив подзаплывший жирком животик, и аккуратно кидает футболку в зал. Затем по-наполеоновски складывает руки на груди, и победно оглядывает полный стадион. Чуть позже он снимает уже другую футболку, и надевает тельняшку ВДВ. Все эти жесты настолько явно заготовлены, что нельзя не вспомнить о том, тур прошелся уже почти по всей стране, и мы видим окончательно отрепетированный вариант концерта. Батька обильно крестится. В зале присутствует диакон Андрей Кураев, он оценит. Один раз Шевчук выбегает с языческой этнической маской в духе народов крайнего Севера. А вот такое шаманство Кураев вряд ли оценит. "Ну как, ребята?" - спрашивает Шевчук у зала. "Вау!" - отвечает зал. "Спою про Родину. А про чего же еще?" - рассуждает батька, и начинает… вовсе не "Родину", а "Четыре окна". Впрочем, и до "Родины" чуть позже дошла очередь. Сцена ничем не оформлена, кроме трех обычных видеоэкранов. Два из них расположены по краям сцены, и показывают крупные планы. Самый большой висит на заднике, и демонстрирует свой видеоряд к каждой песне. Особенно запомнились кадры из документального фильма с Джоном Ленноном и Йоко Оно (под "Любовь", конечно), и съемки питерского рок-клуба на Рубинштейна,13 с Цоем, Майком, БГ и другими будущими рок-звездами (под "Мама - это рок-н-ролл"). Большинство песен в программе традиционно сопровождает вокальный дуэт "Радуйся". Татьяна Кочергина и Ольга Черникова поют с "ДДТ" со времен "Единочество. Часть 2", и значительно облагораживают своим женским двухголосием жесткий саунд группы. В "Пропавшем без вести" многие песни Шевчука строятся на диалогах между старыми народными песнями и размышлениями самого Шевчука: "Па том молойцу / Плакаць некому / Ох(и) ой лёли / Плакаць нека…" - поют девушки. "А мог бы …/ Окном железным, взглядом пустым - жить по уму" - отвечает Шевчук. Длинные клавишно-барабанные вставки "Кота" Шумайлова и "Доца" Доценко между песнями дают возможность Шевчуку почти после каждой вещи уходить в кулисы, и приводить себя в телегеничный вид. А когда он возвращается, то обращается к публике с традиционными посланиями – о необходимости размножения, зле бюрократии, необходимости свободы, вреде фашизма и пользе светлых глаз зрителей. Появились, правда, два новых аргумента. В пользу размножения Шевчук добавляет: "А то китайцы наступают!", вызывая овацию в зале и скандирование на трибунах "Долой китайцев". "Многие китайцы верят в Христа", - напоминает им Шевчук в песне "25". А поскольку концерт проходит в день выборов Мосгордумы, то Шевчук не преминул спросить у народа, ходил ли кто-нибудь голосовать. А затем язвительно продекламировал: "За кого не голосуй, / Все равно получишь ***". Последнее слово, впрочем, проговорили сами зрители. Звук в СК "Олимпийский", как обычно, оставляет желать лучшего, однако во многих местах огромного зала все-таки весьма приличен. Барабаны Игоря Доценко буквально взрывают неуклюжую акустику помещения, дисциплинируя сочный саунд нынешнего "ДДТ". Прыгающий за клавишами Константин Шумайлов использует возможности сэмплера по полной программе, так что концертный вариант альбома почти ничем не отличается от студийного. Между тем, такие опасения были. Конечно, в таком зале невозможно воспроизвести многие студийные эффекты "Пропавшего без вести", в частности стерео-сэмплы пришлось-таки делать в моно-звуке. Гитара Алексея Федичева звучит уверенно и мощно в ритм-партиях, однако некоторые соло вызывают недоумение нестройностью и многословностью. Зато он театральным жестом успевает разбить гитару. Хит "Просвистела" на последнем куплете приятно преобразился в фирменный джазовый биг-бенд. Это Павел Борисов берет вместо бас-гитары контрабас. Духовая же секция из саксофона "дяди Миши" Чернова и трубы Ивана Васильева в честь обещанного "европейского концерта" одновременно выполняет роль перкуссионистов по промышленным железным бочкам. Что ж, "Rammstein" повлиял не только на "Алису"… Да и сам Шевчук не прочь побарабанить по бочкам да по тарелкам. Надо сказать, что в результате концерт приблизился-таки к стандартам больших гастрольных турне европейских рок-звезд. Другой вопрос, что юбилейный концерт должен по определению отличаться от обычной презентации нового альбома. А вот этого как раз и не произошло. "ДДТ" сыграл самый рядовой концерт. Ничем не выдающийся, в сравнении с любым концертом в любом другом городе. Не было вообще ничего из того, что можно было бы назвать "спец". Ни спецсоло, ни спецэффектов, ни спецдекораций, ни спецсвета. Ну даже странно. Вообще ничего специального! Все, как на обычном концерте. Собственно, вот и получился самый обычный концерт, только с песнями из последнего альбома. Возможно, что Шевчук этого и хотел. Но зрители вправе были ожидать на 25-летии любимой группы все-таки чего-то большего. Не прозвучали даже "Что такое осень" и "В последнюю осень", без которых представить себе "ДДТ" невозможно. В результате четвертьвековой юбилей "ДДТ" получился намного бледнее рядовой презентации нового альбома "Алисы", например. Сомнительное достижение. И нельзя не сказать о чудовищной организации самого концерта. Километровые очереди по холоду на входе в "Олимпийский". Танцевальный партер разделили на две части. И заставили зрителей уже внутри стадиона отстаивать очереди, чтобы заменить честно купленный билет на некие браслетики с рекламой спонсора. Помимо того, что это весьма сомнительно с точки зрения закона (ведь билет приравнивается законом к документу, удостоверяющему право на вход), но и создались неимоверные пробки на входе. В результате где-то браслетики заканчивались, и люди не могли пройти на то место в зале, куда они купили билет. Кончилось все там, что милиция плюнула на браслетики, и с началом концерта пустила всех без разбору в дальнюю часть танцпартера. В результате людям пришлось давать взятки милиционерам за право пройти в переднюю часть партера, туда, куда у них были куплены билеты. Так Шевчук, призывающий быть нетерпимым к продажным чиновникам и ментам, стал источником коррупции на собственном концерте. Гуру КЕН, NEWSmusic.ru, для "Взгляда"
|