Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Экс-продюсер "ВИА Гры" Константин Меладзе: "Вся правда о распаде ВИА Гры"

Одним из самых громких скандалов ушедшего года стало заявление продюсера группы "ВИА Гра" Константина Меладзе о том, что он слагает с себя полномочия продюсера и распускает этот суперпопулярный проект. Даже была названа точная дата прекращения его существования - 1 января 2006 года.

Вначале в это никто не поверил, настолько нереальной казалась перспектива исчезновения с лица земли этого звездного трио, находящегося на самом пике успеха. Потом данную новость восприняли как удачный пиар-ход, подогревающий интерес к "ВИА Гре", и стали высказывать в прессе самые разные, подчас совершенно невероятные версии. Но вот наступил "час Х"... Константин Меладзе, как и обещал, закрыл "ВИА Гру", а ее солистки - Надя, Вера, Альбина - с Нового года вошли в новую жизнь.

Ровно год назад на Рождество Константин Меладзе, сидя у камина на своей даче в Конче-Заспе, предложил мне работу пресс-атташе группы "ВИА Гра", - пишет Елена Крутогрудова в "Бульваре Гордона". Так уж вышло, что пять лет назад я брала у только взлетевшей на вершины хит-парадов "ВИА Гры" самое первое интервью. Я писала фундаментальные материалы обо всех уходах солисток, знала биографии каждой назубок. "ВИА Гра" меня всегда интересовала как феномен шоу-бизнеса, к тому же я просто любила Костины песни.

Самым ценным для меня как для журналиста в этой работе стало то, что, оказавшись внутри коллектива, я смогла понять методику работы группы. "ВИА Грой" занималось минимальное количество людей. Главный — это, конечно же, продюсер, идейный вдохновитель Константин Меладзе.

Костя занимался всем: писал песни, делал аранжировки, придумывал идеи клипов и эскизы костюмов — словом, вникал в каждую мелочь.

Второй продюсер Дмитрий Костюк ежедневно приезжал в свой офис и решал текущие организационные вопросы. С группой — девушками и музыкантами — на все гастроли ездил директор Артур Ковальков. Все друг друга знали давно, дружили и были связаны почти что родственными узами.

"ВИА Гра" производила впечатление одной семьи, где все друг друга любили и получали удовольствие от того, что работают вместе. Безусловно, случались и недоразумения, и обиды. Но, как часто бывает среди близких, несмотря на размолвки, присутствовало ощущение, что никуда они друг от друга не денутся. Потому что слишком сильно связаны.

Это был уникальный проект и по своей успешности, и по духу, царившему внутри коллектива. Девушки давали по 15-20 концертов в месяц, а иногда и больше. В каждом городе их ждала одна и та же картина: полные залы, интерес, граничащий с истеричностью. Они привыкли к своему успеху и стали воспринимать его как что-то будничное, неизбежное, но, к счастью, остались нормальными людьми со здоровой психикой.

"ВИА Гру" постоянно сопровождал шлейф слухов, перерастающих в мифы. Спустя три дня после нашего первого с Меладзе разговора в Конче-Заспе я в полной мере ощутила на себе, что значит работать пресс-атташе "ВИА Гры". Как раз случился досадный инцидент: блондинка Вера Брежнева, катаясь на лыжах в Карпатах, упала и сломала себе крестец. Событие, конечно, неприятное, болезненное, однако не смертельное. Но что началось с журналистами!

Кажется, всем без исключения изданиям СНГ нужен был комментарий по этому поводу, но даже подробный рассказ прессу не удовлетворял. Каждый все равно писал что хотел. От того, что Веру побил любовник, до того, что продюсеры решили заменить Брежневу и прикрывались ее болезнью. В дальнейшем на протяжении всего года газеты несколько раз совершенно необоснованно захлестывал шквал публикаций на тему: "ВИА Гра" распадается" в разных интерпретациях. Продюсеры злились, а девочки настораживались: "Неужели нас собираются распускать?".

Наде Грановской, Вере Брежневой и Альбине Джанабаевой судьба, познакомив их с Меладзе, подарила счастливый билет. Я думаю, сейчас, когда все закончилось, солистки "ВИА Гры" не станут этого отрицать.

Попав в "ВИА Гру", они оказались в совершенно другой жизни, где все им было преподнесено, как сказал однажды Дмитрий Костюк, "на блюдечке с голубой каемочкой". У них было все, о чем может мечтать любая девушка. Кроме одного — женского счастья. И каждая из них пыталась восполнить этот пробел, но любовь тяжело совмещалась с работой в популярной группе.

"ЗА СЧЕТ "ВИА ГРЫ" РЕШИЛИ ПРОПИАРИТЬСЯ ВСЕ, КОМУ НЕ ЛЕНЬ, ВКЛЮЧАЯ КИРКОРОВА"

В начале лета неожиданно решила уйти Вера. Еле уговорили остаться. Осенью исчерпалась Надя. И это уже была не усталось, не прихоть, а четкое стремление изменить свою жизнь, получив то, чем жертвовала несколько лет, — любимого человека. Так постепенно обрывались ниточки, связывающие "ВИА Гру" друг с другом, и повлиять на этот процесс уже не представлялось возможным. Каждый переживал и в глубине души надеялся, что все само собой образуется. Надя должна была уходить в январе. А в начале декабря Меладзе прислал мне sms-ку: "Леночка, я хочу сделать заявление для прессы".

"Я официально сообщаю, что слагаю с себя полномочия продюсера группы "ВИА Гра" и заканчиваю любую работу с этим коллективом. Я занимался этим проектом пять лет и теперь собираюсь поставить не многоточие, а четкую точку. Больше никаких комментариев делать не хочу". Этот текст мы разослали в ведущие издания.

Что было дальше, по-моему, уже всем известно. Отчасти журналистов можно понять. Меладзе обнародовал свое заявление, будто бросил голодным собакам сахарную косточку, которая на поверку оказалась всего лишь резиновой игрушкой. Сказал "я ухожу", а почему — не объяснил. Вот и разгулялась фантазия у акул пера на такую благодатную тему.

Писали откровенный бред, читая который и солистки "ВИА Гры", и продюсеры не знали: смеяться им или плакать. Например, о том, что ради Веры ее ухажер развелся с женой и подарил ей кольцо за 50 тысяч долларов в обмен на то, что она уйдет из группы. По другим данным, ее жених-бизнесмен по имени Дмитрий сделал Верочке предложение во время отдыха на итальянском острове Комо.

Надя Грановская, если верить прессе, тоже не продешевила и заставила уйти от супруги нефтяного бизнесмена Виктора. Конечно, у Веры и Нади есть любимые мужчины, молодые, симпатичные и богатые, но они явно не совпадают с подобными описаниями. Хотя бы потому, что зовут их не Дмитрий и Виктор.

Следующий миф о распаде "ВИА Гры" гласит о том, что девушки взбунтовались против мизерных гонораров, которые они получали за каждый концерт, и вроде бы выдвинули ультиматум своим продюсерам: либо повышайте зарплату, либо уйдем в самостоятельное плавание.

Солистки "ВИА Гры", конечно, тяжело работали, но и зарабатывали соответственно затраченным усилиям. Кстати, я сама, работая пресс-атташе, получала высокую зарплату. Вряд ли у девушек были финансовые претензии к продюсерам. Другое дело, что большая часть денег тратилась на поддержание звездного имиджа: фирменную одежду, обувь, сумки, шубы, салоны красоты и содержание родителей, которые в Киеве воспитывали детей солисток "ВИА Гры". Они стремились сэкономить и мечтали разрешить свои квартирные вопросы, но, по-моему, пока только Надя купила квартиру в новостройке.

Однако самой нелепой версией распада "ВИА Гры" стали слухи о том, что жена Дмитрия Костюка певица Евгения Власова топнула ногой и потребовала, чтобы Дмитрий продюсировал только ее. Милая и нежная Женя, которая больше года упивается своим материнством, сама, без помощи нянь, и которую Дима не может уговорить вернуться на сцену, потому что ей дома со своей дочкой хорошо, на вопрос, как она восприняла распад "ВИА Гры", ответила: "Я странно отреагировала. Казалось бы, должна обрадоваться этому больше всех, тем не менее это меня огорчило".

Под шумок за счет "ВИА Гры" решили пропиариться все, кому не лень. Филипп Киркоров заявил, что объявляет войну "ВИА Гре" и записывает дуэт с "Блестящими". Продюсер российской группы "Рефлекс" Вячеслав Тюрин гордо сообщил: "После Нового года вы увидите в группе "Рефлекс" третью блондинку, и после распада "ВИА Гры" "Рефлекс" станет секси-группой номер один в России". Скорее всего, его пидстаркуватую как для секс-символа жену солистку Ирину Нельсон спасет не третья и не двадцать третья блондинка, а круговая подтяжка всего тела с последующим уходом со сцены.

Не смогли спокойно пережить распад "ВИА Гры" и отечественные деятели шоу-бизнеса. Уж не знаю, какими путями журналисты разнюхали, что в новый проект Константина Меладзе пробовалась некая Виолетта из безвестной группы "69", продюсируемой Ассией Ахат. А когда представители прессы позвонили в офис Ахат, там, конечно же, загадочно от комментариев воздержались. Естественно, надо держать интригу, подогревая внимание к проекту, который может быть интересен только в одном, подходит Виолетта по параметрам в "ВИА Гру" или нет. Я видела ее фото. Не подходит.

Почему Константин Меладзе добровольно отказался от суперпопулярного проекта, приносящего суперприбыли, стало загадкой для всех. Костя вообще для многих фигура странная, загадочная, непонятная. В нем удивительным образом сочетаются талант, душа лирика, возвышенность и отрешенность от суетного мира с тонким продюсерским чутьем и холодной головой прагматичного бизнесмена. Все свои поступки согласовывает не только со здравым смыслом, но и с желанием своего сердца. Видимо, это трудно понять другим его коллегам, менее успешным российским продюсерам, которые, узнав скандальную новость о распаде "ВИА Гры", в отчаянии хлопнули себя по лбу, как композитор и продюсер Виктор Дробыш: "Надо же, как это мы раньше не догадались такую фишку замутить? Теперь гонорары "ВИА Гры" станут намного выше". Они-то, возможно, и стали бы выше, ведь, как известно, спрос рождает предложение, но только это уже не имеет никакого значения.

Надя Грановская, Вера Брежнева, Альбина Джанабаева вошли в историю группы "ВИА Гра" (войдут ли они в историю шоу-бизнеса, покажет время). Я их буду часто вспоминать. Веру, веселую, оптимистичную и всегда в хорошем настроении. Надю, рассудительную, сдержанную, словно старшую сестру в семье. Хотя старшей по возрасту была Альбина.

Аля долгое время выбивалась из "ВИА Гры" своей скромностью и правильностью. Но за полтора года освоилась, расцвела и действительно стала артисткой "ВИА Гры". Каждая из солисток дополняла друг друга, внося в группу неповторимый колорит, шарм, тот, который отличал "ВИА Гру" от массы других девичьих групп. И может быть, поэтому сердце охватывала такая щемящая жалость от мысли, что раз не будет в группе этих прекрасных девушек, то такой гармонии музыки, манящих образов, голосов, красивых тел и лиц больше не будет никогда.

А может быть, будет? Еще лучше, любимее, успешнее? Помнится, в бытность "ВИА Гры" дуэтом все восхищались парой Алена Винницкая — Надя Грановская, и казалось, лучше быть не может. Но ушла Алена, на смену ей пришла Вера, и все поняли: игра стоила свеч. Появились новые песни, клипы. Музыкальные награды посыпались как из рога изобилия, группа обрела вес и пафос в шоу-бизнесе и взошла на совершенно немыслимую высоту. Так, может быть, "ВИА Гра" покорила еще не все вершины? И нужно просто дать возможность Наде, Вере и Альбине проявить себя в свободном полете? А Константину Меладзе творить так, как он считает нужным? Это ведь его право, согласитесь. Тем более что он уже достиг такого уровня независимости и профессионального мастерства, когда вопреки законам шоу-бизнеса может позволить такую роскошь, как право самому решать, что ему делать со своим детищем.

"ЕСЛИ НА ЖЕНЩИНУ ДАВИТЬ, МОЖНО СТАТЬ ЕЕ ВРАГОМ"

— Костя, прошел уже месяц после того, как вы обнародовали свое желание расстаться с "ВИА Грой". Стали ли вы ощущать себя более комфортно, чем раньше?


— Безусловно, мое душевное состояние улучшилось. Я всегда старался, чтобы моя система продюсирования напоминала не кукольный театр, а была максимально приближена к жизни. Чтобы девочки выходили на сцену не под гнетом договоров, а по велению сердца, чтобы они искренне отдавали свою энергетику людям и получали удовольствие от своего творчества.

Проект "ВИА Гра" был ярок, отличен от себе подобных и настолько привлекал внимание именно потому, что он был настоящий. И, несмотря на то что продюсерские проекты часто называют искусственными, я "ВИА Гру" таковой не считал.

Если группа создана талантливыми людьми, то ее ценность ничуть не меньше, чем творчество какого-либо артиста, который всего в жизни добился сам. Наша работа была основана на женском магнетизме солисток, которым одарила их природа, и таланте, который помогал раскрыть им я. Группа естественно прожила пять лет, а когда перестала соответствовать моим представлениям о ней, так же естественно ушла со сцены. Понимаете, когда я принимал решение уходить из проекта, у меня уже другого выхода не было.

— Долго сомневались?

— Нет. В тот момент уже все было ясно. Вполне могло быть, что "ВИА Гра" в том состоянии, в котором она находилась месяц назад, еще протянула бы какое-то время, но финал был бы все равно таким же.

Поэтому я ускорил процесс, констатировав факт: наши рабочие отношения закончены. Что касается дружеского общения с девушками, с которыми мы пять лет творили такое замечательное дело, я уверен, что оно продолжится. Я считаю, что нужно уметь вовремя расставаться. Для того, чтобы не быть друг другу в тягость, не работать из-под палки и сохранить свежими человеческие отношения. Я надеюсь на то, что спустя некоторое время, когда отдохнем друг от друга, мы все равно наладим наше общение.

Я говорил много раз и могу опять подтвердить: сколько бы ни прошло лет, я всегда готов поддержать в любом начинании всех артисток, с которыми мне посчастливилось работать. Мое отношение к ним от того, что мы уже не работаем вместе, не изменилось.

— Другими словами, если вам позвонит Алена Винницкая или Аня Седокова за каким-то советом, вы не положите трубку?

— Я с огромным удовольствием помогу чем смогу, ведь, что бы ни было между нами раньше, они навсегда останутся близкими и родными для меня людьми. Другое дело, что девочки ко мне никогда не обратятся за помощью, потому что у них наверняка остались какие-то обиды.

— А думаете, Вера, Надя и Альбина на вас не обиделись?

— Возможно. Но то, что делали мы в последнее время, назвать творчеством было нельзя. Я всегда ценил в солистках "ВИА Гры" не артисток, а прежде всего людей. Я могу подготовить, научить, селекционировать в формат этой группы любую девочку с улицы, что успешно проделывал раньше. Но в первую очередь, повторюсь, мне важен человеческий контакт.

— Значит, изжили себя отношения?

— Понимаете, какая штука: группа "ВИА Гра" была ярко выраженной женской группой со всеми вытекающими последствиями. Перед каждой женщиной независимо от того, чем она занимается, всегда стоит выбор между карьерой и семьей. И ограничивать ее в своем выборе невозможно, более того, преступно. Если давить на женщину, можно стать ее врагом.

Женщина всегда должна иметь свободу выбора. Поэтому я заметил, когда у солисток появляются личные планы, не совпадающие с продюсерскими, это сразу начинает сказываться на работе. У наших солисток также неоднократно возникало желание покинуть коллектив по этой причине. В последнее время они балансировали на грани.

"ПРОФЕССИЯ АРТИСТА ОЧЕНЬ ЗАВИСИМА, В ОДИНОЧКУ ПЛЫТЬ В ЭТОМ МОРЕ НЕВОЗМОЖНО"

— Это и стало главной причиной распада группы?


— Не только. История с уходами началась, когда мы простились с Аней Седоковой. Внезапно, абсолютно неожиданно, как гром среди ясного неба она решила уйти, и это подкосило всех. В группу был занесен вирус развала. Вера и Надя наблюдали перипетии, и этот вирус им передался.

Девочки смекнули, что такой драматический ход вызывает скандальный резонанс, болезненное восприятие у продюсеров, бурю эмоций у публики и что уйти, хлопнув дверью, — это единственный, максимально эффектный вариант расставания. Я уже тогда понял, что пришло начало конца и в ближайшее время вирус развалит этот состав.

Анин удар оказался разрушительным. Мы успешно проработали еще два года, но продержались в основном на морально-волевых качествах. Прежде всего наших с Костюком. Чуть что случалось — или малейшие проблемы, или несущественные разногласия, — вместо их разрешения сразу начинался разговор: "Я ухожу!". Эта фраза как дамоклов меч постоянно висела над нами. А меня это не устраивало. Меня интересуют только долгосрочные проекты, когда я могу стратегически выстраивать планы на будущее.

— Чем теперь будут заниматься Надя, Вера и Альбина?

— Уход Ани создал у девочек иллюзию, что и в другой жизни может быть тоже хорошо. Это большая ошибка. Поэтому я и сказал, что при необходимости в любую секунду готов помочь тем, кто был связан с нашим проектом. Профессия артиста очень зависима, в одиночку плыть в этом море невозможно.

Та жизнь, которая ожидает бывших солисток "ВИА Гры", будет не сахар. В том, что они талантливы, у меня никаких сомнений нет. То, что они профессионалки и прошли потрясающую гастрольную школу, никто не отрицает. Но этого мало для сольной карьеры, этого мало для того, чтобы быть "номером один".

Единственный, кто реализовался в сольном проекте, — Алена Винницкая. Ее, конечно, невозможно сравнивать с "ВИА Грой", но у Алены есть своя идеология. С ней работают продюсер, музыканты, она пишет песни и главное — занимает свою нишу. Что касается остальных девушек, которые уходят в самостоятельную жизнь, то им нужно будет теперь о многом думать: искать деньги, продюсеров и авторов песен, — свободнее, чем были в "ВИА Гре", они точно не станут. Я уверен, что они станут еще более зависимыми. Как говорится, "что имеем, не храним, потерявши, плачем". Скорее всего, они заживут нормальной жизнью, обзаведутся мужьями и будут растить детей. Ведь такого количества "экс-виагр" шоу-бизнесу просто не нужно.

— "ВИА Гра" уже прекратила свое существование или закончил работу только этот состав?

— На сегодняшний день проект как таковой не существует. Нет ни этого состава, ни какого-либо другого. Но! Но... (Задумывается).

— ...надежда на то, что "ВИА Гра" когда-то возродится, есть?

— Если в коллективе останутся люди, которые будут нуждаться в том, чтобы эта группа существовала, если "ВИА Гра" сама себя возродит, то мы начнем все сначала. Искусственно ее реанимировать я не собираюсь.

— Альбина — девушка здравомыслящая, к тому же она работает только полтора года, и я думаю, что она захочет вернуться. А Веру и Надю, которые в разное время сами пытались уйти, назад возьмете?

— Насколько мне известно, Вера и Надя собираются отдохнуть и заняться личной жизнью. А Альбина, мой коллега Дима Костюк, наш администратор Артур Ковальков, с которым я дружу лет 20, еще с Николаева, и другие члены нашего замечательного коллектива полны желания работать именно в "ВИА Гре". Это для них не место работы — это их семья, жизнь, которая не может прекратиться по мановению моей волшебной палочки. Я не имею права сказать: не жить вам! И знаю, что они готовы драться за свои интересы до последнего. Поэтому если у них не пропадут желание, идеи, мысли относительно нового этапа "ВИА Гры", то группа продолжит работу.

Когда я делал заявление и говорил, что больше не хочу связывать себя с "ВИА Грой", я был абсолютно честен и искренен. Мое решение было окончательным, но прошло время, и я увидел, как на него отреагировали близкие люди. Если, условно говоря, не хотят работать в таком коллективе Надя, Вера и я, а жаждут, стремятся, уговаривают меня начать все сначала остальные члены коллектива, как я могу лишить их карьеры, лишить всего?

Ситуация сложилась такая, что оказалось проще отпустить всех, кто хочет уйти, и начать заново с теми, кто хочет работать. Я понимаю, что для шоу-бизнеса это не версия распада такой суперпопулярной группы, в нее все равно никто не поверит и каждый придумает свое, тем не менее это правда.

"ДЕВУШКИ УСТАЛИ, ИССЯКЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ, ИМ НУЖНО ОТДОХНУТЬ"

— Но вы же понимаете, что если вы наберете новый коллектив из девушек, через год-полтора-два у вас опять возникнут те же проблемы?


— Я думал об этом. Вы знаете, не факт, что так произойдет. Более того, я в этом глубоко сомневаюсь. Если такая же история повторится, ну и Бог с ней, мы уже знаем, как с этим бороться. Я во всем и всегда привык полагаться на самого себя, и моя жизнь минимально зависит от кого-либо, от ухода той или иной солистки.

Я предпочитаю работать с людьми, у которых есть потребность петь мои песни, выходить на сцену, развиваться вместе со мной в том направлении, в котором я хочу. Иначе никакая деятельность не имеет смысла. Это уже насилие. Примерно такое, как было у нас в последнее время. Девочки устали, иссякли энергетически, им нужно отдохнуть и подумать о своей жизни.

— Интересно, они вас поздравили с Новым годом, Рождеством?

— Да, почти все. Во всех уходах самое страшное для меня то, что я теряю людей, по которым потом скучаю. Я скучаю по людям, в которых вкладывал себя, а они отправляются в какую-то другую жизнь, в мир, где я уже не нужен. Они о тебе забывают, но потом, спустя какое-то время, возвращаются. Поэтому у меня нет ощущения, что "экс-виагры" меня предали или использовали. Это нормальная жизнь, замечательная и прекрасная во всем своем многообразии.

За те пять с половиной, почти шесть лет, что существует "ВИА Гра", я получил столько положительных эмоций, что должен быть благодарен каждой девушке, которая со мной работала. Может быть, каждой из них в разной степени, но то, что всем без исключения, — это совершенно точно.

Никаких обид у меня уже давно нет, и что бы они ни говорили, что бы ни думали обо мне, мое хорошее отношение к ним не изменится, потому что на мои чувства к ним они повлиять никоим образом не могут. Это было замечательное время. Более того, я уверен, что впереди еще масса хорошего. Жизнь такая сложная штука, иногда движется по спирали, иногда преподносит самые невероятные сюрпризы. Все в "ВИА Гре" всегда происходило естественно. И ее появление, и ее уход на пике. А что будет дальше? И будет ли что-то дальше? Сам не знаю. Но у меня такое ощущение, что история "ВИА Гры" еще далеко не закончена.

— Значит, есть смысл ждать появления новой "ВИА Гры"? Ваш коллега Дмитрий Костюк в одном из своих интервью говорил, что уже отобраны четыре девушки, которые, возможно, войдут в следующий состав, и работу с ними вы начнете в феврале...

— Обо всем вы узнаете в самое ближайшее время.