Недавно сколь небезызвестный, столь и радикальный российский философ Александр Дугин выпустил новый фундаментальный труд "Поп-культура и знаки времени". Иначе как скандальными тексты, посвященные отечественному шоу-бизнесу, не назовешь.
Александр Гелиевич, словно играючи, препарирует смысловую подоплеку
популярных шлягеров, обнаруживает в кажущихся пустяковыми песенках бездны
разрушительного содержания. Корреспондент "ВМ" решила выяснить, с чего бы философ
вдруг решил заняться "эстрадными пустяками".
Парад уродов
–
Александр Гелиевич, после того как я прочитала вашу книгу, у меня сложилось
впечатление, что вы подшучиваете, даже издеваетесь над читателями.
Среднестатистический "потребитель" попсы не будет задумываться над содержанием
песенки "Муси-пуси". А вы задумываетесь, да еще и находите в ней глубинные
смыслы!
– Комический эффект возникает не потому, что я хотел над кем-то
посмеяться. Дело в том, что человек, погруженный в поток банального и мелкого,
сам мельчает до такой степени, что переходит из состояния человека в состояние
получеловека, некоего призрака, сам становится элементом бессмысленного
эстрадного куплета. И вот эта утрата человеком своего метафизического значения,
своего достоинства – трагическая вещь. У французского философа Рене Генона есть
книга, которая называется "Царство количества и знаки времени", где он описывает
нашу цивилизацию как предапокалиптическую.
Название моей книги – это ссылка,
аллюзия на фундаментальный труд Генона. Это серьезная и даже страшная книга, из
которой следует, что мир заканчивается не через катастрофу – взрывы и какие-то
ужасные потрясения, а его отключают, как телевизор, он гаснет, как экран
компьютера. Современное общество, россияне – это постлюди, они утратили
интеллектуальное и духовное достоинство, они растворились в банальном. И
фактически этот конец света уже почти произошел: он происходит на наших глазах
под веселую песенку Меладзе, кривляние Киркорова, под морщины Пугачевой. И если
где-то смешно в этой книге, то это тяжелый, мрачный смех. Это смех в каком-то
смысле даже угрозы, смех глубокого уныния.
– В поле вашего зрения попадают
эстрадные исполнители – носители, как вы говорите, апокалиптической
энергии.
– Я бы назвал их носителями потрясающего, фундаментального,
головокружительного идиотизма, безвкусицы, бескультурия, невежества и
бездарности.
Обратите внимание на шансонье 30-х годов – такая простенькая
культура кабаре, но это совершенно другое. Это банальная простая культура – она
не претенциозна и поэтому не является столь зловещей. Парадокс нашей культуры в
том, что самые последние уроды и тяжелые придурки в лице продюсеров,
исполнителей, авторов и промоутеров претендуют на то, что они элита. В этом и
состоит процесс глобального переворачивания всех ценностей, когда такие люди
становятся на центральные позиции в обществе: они купаются в лучах славы, они
формируют вкус при том, что сами им не обладают. Бездарность и идиотизм
некоторых персонажей доходят до такой степени концентрации, что уже позволяют
интерпретировать себя в терминах демонологии.
Те, кто поглупее, наверное,
сохранили еще человеческую банальность в обычных размерах. А есть совсем
"оторвавшиеся" – типа Кати Лель, мне кажется, она принадлежит уже к следующей
фазе. Я имею в виду песни "Мармеладный", "Муси-пуси" – это голос демонов, это
голос с той стороны. Такие исполнители становятся некими сосудами темных сил. А
когда человек туда рвется, проходя кастинги и "фабрики звезд", он вытравливает
из своей души все, что в ней еще остается человеческого. По телевизору можно
видеть, как еще нейтральных юношей и девушек постепенно превращают в недолюдей,
полных жадности, тщеславия, голода.
– Как относитесь к основополагающему
постулату нашего шоу-бизнеса: чем сексуальнее звезда, тем она успешнее?
–
Мы немного отстали с этим. Это было в 50–60-е годы. Понятие эротизма в каждой
эпохе меняется. Сейчас говорить о сексуальности очень трудно, потому что
сексуальность уходит вместе с эпохой модерна. В постмодерне, во время которого
мы живем, приходит и некая постсексуальность – когда половая принадлежность
начинает восприниматься как нечто вторичное, необязательное, обременительное.
Вместо Элвиса Пресли и Марлен Дитрих, которые воплощали в себе как раз
эротические архетипы культуры – абсолютный мужчина и абсолютная женщина, сегодня
эстрада полна не мужчинами и женщинами, а извращенцами – трансвеститами,
гомосексуалистами, людьми, которые утрачивают свою половую специфику (а "секс"
по-латыни – это "пол"). Обратите внимание: Моисеев, Сердючка и совсем уже
чудовище Песков… большое количество лесбийских женских групп. На самом деле, мы
проспали этот сексуальный момент: у нас была эпоха реальной сексуальной
притягательности – это сталинское время. Когда на фоне тоталитарного общества на
экраны выходили Орлова, Крючков или Чирков, то люди замирали. Я не говорю про
парады – это высшая сублимация эротизма. Вместе со сталинским советским модерном
наша эпоха созидательно-утвердительного эротизма закончилась. Пришло поколение
бесполых, постсексуальных уродов, которые все заполонили. Это парад
уродов.
"ВИА Гра" живет в хлороформе
– А, скажем, та же "ВИА Гра" – чем
не сексуальна?
– "ВИА Гра" – это на самом деле оживление механических
кукол. Это резиновые, искусственные псевдоженщины. В них нет ничего того, что
делает женщину женщиной. Обыватель не до конца схватывает эту разницу, и есть
еще такие, которые воспринимают "ВИА Гру" как эротическое трио. Но те, кто
создает эти образы, все прекрасно понимают: они дефиминизируют то, что
показывают в клипах. На самом деле это искусственный звук, искусственный вид.
Каждая из этих картин – это постановочный кадр, участником которого может быть
кто угодно: женщина или просто манекен. Это некая последовательность движений
музея восковых фигур. Если раньше именно женщины были объектом подражания и
вдохновляли людей искусства, то сейчас наоборот – искусство создает женщин. Это
женщины, созданные из виртуальности. Они абсолютно стерильны. У них явно нет
того, что привязывает реальную женщину к внешнему миру, – так стоят в своих
стеклянных стаканах турецкие военные, охраняющие мавзолей Кемаля Ататюрка.
Участницы "ВИА Гры" явно живут в хлороформе.
– То есть сексуальных
красавиц, которые воспроизводят нечто вроде "трам-пампам", вы бы заменили на
несимпатичных женщин, поющих умные песни?
– Я считаю, что "трам-пам-пам"
"трам-пам-паму" рознь. И поющая некрасивая женщина другой поющей некрасивой
умной женщине тоже рознь. Я считаю, что некрасивых женщин нет, особенно умная
женщина не может быть некрасивой. И кстати, я не считаю, что поющие
"трам-пам-пам" – насквозь дуры. Это формат дуры, и в этот формат женщина,
которая гораздо многообразнее и тоньше, жестоко загоняется.
– В своей
книге вы упомянули о феномене Валерия Леонтьева, но так и не раскрыли
его.
– Я думаю, что раскрыть его практически невозможно. Потому что в
Леонтьеве происходила мистерия разложения советского строя и перевод его в
постсоветский. Это был приговор – переход от пусть истрепанных, разложившихся,
но критериев советской культуры к ее смерти.
И вот эта смерть советской
культуры сопряжена с судьбой лично Валерия Леонтьева. Это как гнилое яблоко:
вначале оно гниет, а потом из зеленого, красного становится коричневым. Где
начало этого загнивания? Леонтьев, мне кажется, был стартом. Поэтому если его
судьбу, биографию – что он любит есть, пить, где он воспитывался, вырос, в какую
школу ходил – изучить более внимательно, мне кажется, было бы более понятно с
точки зрения разгадки мистерии: почему огромная страна с неплохим потенциалом в
одночасье рухнула. Все это написано в Леонтьеве. И пока он еще жив, журналистам,
которые занимаются метафизикой эстрады, предстоит расшифровать тайну Леонтьева.
Это дело моих последователей. Поэтому ответить сам на этот вопрос я не
берусь.
Киркорову нужен африканец
– Как прокомментируете развод двух
икон нашего шоу-бизнеса – Пугачевой и Киркорова?
– Что я могу сказать?
Эти люди на самом-то деле давно умерли, но лишь имитируют жизнь за счет всяких
историй. Видимо, уже невозможно привлечь внимание каким-то скандалом, изменами –
это уже никого не интересует. Эти отчаявшиеся люди привлекают внимание к себе
уже какими-то патологическими вещами. Мужья Пугачевой становятся все моложе и
моложе, Киркоров продолжает расти все выше и выше, – сейчас он уже не метр
девяносто, а два десять. А теперь появляется Галкин – юморист. Лишь бы держать
внимание обывателей. Поверьте, брак 50-летнего певца с 48-летней певицей никого
не заинтересует. У певца обязательно должна быть либо 70-летняя пассия, либо
13-летняя наложница. Вот об этом будут верещать пресса и прочие. А лучше, чтобы
этот человек был того же пола, а еще лучше другой расы – африканец какой-нибудь,
специально для этого привезенный Киркорову. Вот этого еще месяца на три ажиотажа
хватит…
Я думаю, что никакой Пугачевой уже не существует, это некий
собирательный образ коллективного стареющего советского подсознания. Образ,
живущий искусственными медийными ухищрениями.
– Вы считаете, что
телевидение создает свою реальность – показывает то, что хочет, и не показывает
того, чего не хочет. Дай вам волю, что бы вы "исключили" из
телевидения?
– Все! Я считаю, что людей, которые делают наше телевидение,
надо казнить. Они виноваты в преступлении над реальностью. Они, конечно, могут
найти себе оправдание, но это дело суда. Надо создать телевидение, которое будет
работать над идентичностью народа, которое должно задавать серьезные вопросы и
обсуждать их, которое должно образовывать людей, а не разлагать их и сталкивать
в помойную яму. Телевидение может быть инструментом подъема человека из
состояния опустившегося ублюдка, в котором он пребывает сегодня, в состояние
человеческого достоинства, а это без веры, патриотизма, усилий и знаний
невозможно. Я думаю, что большинство людей, работающих на нашем телевидении,
участвуют в преступлении, вколачивая в человеческое сознание абсолютно
разлагающие архетипы. Я считаю, что над этими людьми надо устроить Нюрнбергский
процесс.
– Телекритики сходятся во мнении, что наиболее разлагающим
элементом нашего ТВ является Петросян.
– Я считаю, что пока он жив, у нас
вообще ничего в стране не будет. Это пик издевательства. Вы знаете, что уже
церковь Петросяна создана? Это уже то состояние человеческого падения, которое
даже Пугачевыми не измеряется. В категориях умопомешательства один Петросян, как
один вольт или ватт, которые тоже были названы фамилиями разных людей, равен 100
Пугачевым и 50 Антоновым. Человек, который его смотрит, подписывает стране
смертный приговор – ускоряет ее вырождение. Я думаю, речь идет о каком-то
эксперименте – кто вколотит самую глупую и самую несмешную шутку, тот получит
приз в виде "мерседеса". Конечно, чудовищнее Петросяна разве что эта особа в
кожаных штанах с совершенно безумным взглядом. Тут уже Катя Лель
отдыхает.
– При всем при этом, согласитесь, мы стали жить красивее. Как вы
расшифруете распространенное нынче понятие "гламур"?
– Мы стали жить
уродливее. Мы превращаемся в уродов, в косых, кривых, в безжизненных, но покрыты
эти уроды, как китайские фрукты, блестящей коркой – это и есть гламур. Задача
гламура – освободить человека от того, что связывает его со средой, что делает
его индивидуальным, особенным, реальным, живым. Гламур все превращает из
естественного в искусственное. Я не уверен, что мы стали жить красиво.
Современные люди просто меняют свое качество – переходят из реальности в
виртуальность, из красоты – в гламур. Я бы рассматривал гламур как антитезу
красоты. Гламур – это концентрированная смерть.
ДОСЬЕ
"ВМ"
Александр Дугин родился 7 января 1962 года в Москве. Философ,
публицист, основатель идейного течения "неоевразийство", основоположник
современной российской школы геополитики. С 2001 года лидер общероссийского
общественно-политического движения "Евразия". Автор книг "Пути абсолюта",
"Конспирология", "Тамплиеры пролетариата", "Мистерии Евразии" и др. Владеет
девятью иностранными языками. Женат, двое детей.