Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Последний тур "GBOB-2005". Оба финалиста оказались безупречны

В последнем отборочном туре международного конкурса "The Global Battle of the Bands" определились последние два финалиста российского этапа. И можно только поприветствовать решение жюри, на этот раз оно было бесспорным.

Но самое смешное в третьем туре 14 ноября – это то, что фронтмен одной из групп сильно напоминал внешне солиста группы "Salvador" (прошлогоднего победителя, сидевшего, кстати, в жюри). А другая группа так и вовсе спародировала этот же "Salvador", объяснив это тем, что специально подготовила такую песню для конкурса "GBOB".

Первыми на сцену вышли очевидные фавориты, группа "Мои ракеты вверх". Чисто сыгранный "грязный" рок этой группы хорошо известен по "авантовским" фестивалям. Оригинальная смесь пост-рока и брит-попа превосходно сыграна, хоть и несколько холодновато на ощупь. Хмарь, сплин, сырость. Жюри конкурса без всяких, надо полагать, сомнений отправило группу в финал. Там у нее будут весьма сильные соперники.

Бывает же такое. Во второй день конкурса выступала московская группа "Perfect", а теперь вот – питерская "Unperfect". Вот и не верь в совпадения. Играет она классический рок в духе "Led Zeppelin" и приятными клавишными пассажами. Вокалист не очень уверенно управляет своим голосом, то и дело переходя с шепота на крик с не самым приятным тембром. Зато он так активно жестикулирует, что кажется – вот-вот он запоет. Но… Не поет. При отсутствии инструментального драйва это критично.

Нижегородский "Белый Орден" хорош своей антикварностью. Эх, не для конкурса этот старомодный хард пришелся. Но какой блестяще поставленный вокал в этой группе! Сразу вспоминаешь старика Дэвида Ковердейла. Однако русский текст настолько нелепо слушается, что вослед приходят ассоциации совсем не с "Whitesnake", а с Градским или, что еще хуже, с группой "Рондо". "Это было так давно, что даже вспомнить мудрено", - поет вокалист. Он поет про себя.

Именно у группы "Абвиотура" (Москва-Ростов-на-Дону) фронтмен похож на Диму Перевертеня из "Salvador". Зовут его Павел "Доктор" Лапыгин, и он действительно хорош.

Еще в составе группы есть человек, играющий на хомусе: "Самый знаменитый хомусист в районе Савеловского рынка", как его представили. Очень креативно мыслящая группа. Под довольно жесткий панк и даже ню-металл лысый "Доктор" зачитывает фольклорные частушки: "Ой не надо, ой да ничего не надо". Несмотря на некоторую стилистическую разбросанность, такой рашен микс вполне может стать решающим фактором в Лондоне. Русско-чукотский оркестр? Почему бы нет.

Самой неадекватной за вечер оказалась группа с неадекватным названием "Детское питание". Выйдя, они отрекомендовались: "Вас приветствует легендарная группа". В чем дело? Ну да, в каком-то лохматом году на студии "Союз" выходил неудачный альбом группы с таким названием. Ничего более мы про них не слышали, а после невнятного банального панк-рока, который они лениво сыграли в этот раз, уже никогда и не услышим, наверное. Даже сказать нечего про этот коллектив – наипустейшее плацебо.

Очень достойно показалась группа "Other Noises" из Томска. Играет она однообразный пост-панк с разными примесями, что даже удивительно. Потому что музыкантами придуманы отличные мелодии и крепкие аранжировочные каркасы. Но нарастить на них мясо и придумать съедобную обложку – пока не получается. Очень энергичный вокалист умело использует "примочку", что заметно разнообразит его вокал. Есть отличные соло на гитаре, звук сбалансирован, и в свои лучшие моменты саунд группы отсылает опять же к хард-року 70-х. Не хватает какой-то малости. Яркости, что ли?

"Форс-мажор" из Нефтекумска сыграла роль очередных фриков на конкурсе. Серьезные люди вышли в одинаковых черных кожаных жилетках, одинаковых белых рубашках и в неизменных галстуках. Уже смешно. Потом они запели серьезные тексты гражданского содержания. Еще смешнее. Все это кусками накладывалось на устаревшие еще лет двадцать назад рок-конструкции. Но проблема даже не в этом. Эти симпатичные, судя по всему, люди изначально нерационально подходят к аранжировкам. Такое количество дублированных партий – клавишные с двумя гитарами, и иногда еще с басом – не востребовано в музыке со времен изобретения "примочек".

Получается, что чисто технологически до монументального арт-рока музыкантам еще далеко, а к советскому ВИА – слишком близко. Но неожиданное обилие "факов" в англоязычной песне все же порадовало. Жизнь в этой группе бьет ключом.

"Потерянная КапПля" уже выступала в прошлом году. Выступила и в этом, также безлико и неловко. Вокалист поет то и дело мимо нот. Гитаристы предпочитают однообразный панк с многочисленными гитарными соло из большого количества нот и малого количества смысла. Нет драйва, нет мелодии, нет креатива. Таких – тысячи.

Драйвом порадовала melodic metal "АРДА", ведомая экс-вокалистом культовой в определенных кругах группы "Эпидемия" Павлом Окуневым. Бочка стучит с умопомрачительной скоростью, музыканты ритмично машут своими длинными хаерами. При любом удобном случае – гитарное соло или клавишная подушка. Неудивительно, что группа стала открытием года или прорывом года в некоторых металлических изданиях. Удивительно, что разочаровал именно вокал. Непоставленный голос не дотягивает до жанрового стандарта. Хотя, возможно, человек просто осип. Впрочем, и прорывов никаких заметить тоже не удалось. Обычный середнячок.

"SpaceCats" собрал некоторое количество почитателей в зале. Его вялость вполне осознанна и мотивированна. Солист с блесками на лице и подведенными глазами томно проговаривает тексты, напоминая сам себе одновременно Марка Болана и Дэвида Боуи. Хотя они, помнится, все же пели. Он так же разбрасывает в зал блестки, что-то мяукает. Однако вокальная несостоятельность солиста настолько очевидна, а второстепенная роль аккомпаниаторов у всех прочих в группе настолько бросается в глаза, что слушать совсем нечего. Ситуацию спасла бы пара приятных поп-мелодий, но мелодий тоже нет. В результате выглядит все это неуместно и самодеятельно. Дендизм требует совсем другого.

"Ысики" тоже выступали в прошлом году, и не очень удачно. В качестве реванша милый советский ВИА задумал спародировать текила-латино-рок прошлогодних победителей. Выглядело это так. Две добродушные девушки увесистых форм выкрикивали речевки агрессивного содержания, при этом не меняя добрейшего выражения лица. Барабанщик пытался скопировать бочку триолями, как у "Salvador", немного нервничая и сбиваясь. В конце добродушные девушки стали друг к другу спиной, неожиданно присели и эротично потрясли пальчиками. Фрик-шоу завершилось громкой овацией публики. Конкурс в Англии тут непричем. Ну и что? Зато это музыка добрых людей.

Уверенно выступила ивановская группа "Aze". Техничный пост-рок с любопытными текстами: "Небо кончается в нас". Не хватало немного мощи и драйва. Но отлично стучал барабанщик, слышны интересные находки в аранжировках, округленные гитарные запилы… И – волна звука. К концу выступления уже и вокалист распелся. Группе самую малость не хватило до выхода в финал. Но все у них еще впереди.

После большой дозы депрессии и тяжести всегда приятно послушать жизнерадостный фанк. "Застава Ильича" именно его и играет, с вплетенными цитатами из "Цыганки-молдаванки" (кстати, римейки запрещены в правилах конкурса). А также с духовой секцией и прозрачными мажорными трезвучиями. Фронтмен играет на клавишах, и весь его репертуар до боли напоминает репертуар группы "Браво". И сам он – явный стиляга со вкусом к прекрасному. Переходит с пения на рэп, с мелодекламации на выкрики. Не обработанный усилиями педагогов вокал многое портит в блюде, но аромат все же остается.

Сергей Кот и "Lightbeat" помнят Михея настолько хорошо, что не могут ничего петь иначе, кроме как в манере означенного исполнителя. Никакого развития идей что-то не видно, сценическая заразительность отсутствует. Особенно позабавили общие выкрики время от времени: "Холодно!" Но и тут идея не доведена до точки полного абсурда, когда уже интересно было бы слушать.

Завершало последний отборочный день "Побережье", сторонники очень редко встречающегося в природе жанра. А именно, оптимистичного русского рока. Со скрипкой, саксофоном и прочими гитарами. И знаете, все слушается жизнерадостно и недурашливо. Без опостылевшего стеба. Для Лондона, конечно, не пойдет. Но послушать приятно – вот группа "Корабль" куда-то исчезла с горизонтов шоу-биза… Так свято место пусто не бывает.

Итак, в финал прошли "Мои ракеты вверх" и "Абвиотура". Это первое решение жюри за три тура, которое выглядит абсолютно безукоризненным. Выбора, собственно, и не было. Чуть-чуть не дотянули до лидеров "Other Noises" и "Aze". Но надо признать, что в финале у них не было бы никаких шансов, так что объявленное Ником Рок-н-Роллом решение жюри еще и гуманно.

Российский финал "The Global Battle of the Bands" состоится теперь 21 ноября в клубе "Б-2". В нем будут участвовать "Life-n-Joy!" (Москва), "Последний приют" (Н.Новгород), "Ангара" (Москва), "Aerocater4" (Санкт-Петербург), "Oxygenic" (Москва), "Индиго-Дива" (Челябинск), "Мои руки вверх" (Москва) и "Абвиотура" (Москва-Ростов).

Можно прогнозировать, что самая ожесточенная борьба развернется между явными фаворитами "Life-n-Joy!" и "Мои ракеты вверх". Но вполне может быть, что в их глобальную битву вступят и остальные участники финала. Оставим все гадания до финала.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Александр ОРЛОВ, NEWSmusic.ru