«Мамакабо 2010»: стена дождя и волшебная гармошка
Очередной день фестиваля «Мамакабо 2010» составился из борьбы с проливным дождем, победы над ним и фантастического сета американского харпера Говарда Леви.
Если первые два фестиваля погода благоприятствовала опен-эйру, то следующий день «Мамакабо» над полями «Этномира» в Калужской области разверзлись хляби небесные, и сплошная стена дождя накрыла все подготовленные для выступлений сцены. В результате дневная сцена оказалась залитой, и не годной для работы. Выступления перенесли в кафе «Кочевник» на территории, там же состоялись заранее намеченные мастер-классы, но ввиду крайне малой вместимости зала послушать прекрасных музыкантов удалось очень немногим. К этому времени на фестиваль приехало не менее полутора тысяч человек, в кафе же поместилось от силы две сотни. Тем не менее, сеты Павла Фахртдинова и Михаила Мишуриса вызвали теплый прием, а мастер-класс Говарда Леви прошел с содержательными вопросами публики, которой удалось приблизиться к крошечной площадке с маэстро. Основная сцена фестиваля «Мамакабо» справилась с дождевыми потоками, поэтому хедлайнеры получили в свое распоряжение прекрасно оснащенную площадку и весьма доброжелательную публику, защитившуюся от ливня под навесами, а также зонтиками, дождевиками и резиновыми сапогами. О публике «Мамакабо» стоит сказать отдельно. Если взять за эталон просвещенной и позитивной публики аудиторию фестиваля «Усадьба Джаз», то на «Мамакабо» присутствует самая легкая на подъем часть этой эталонной публики. И это большой успех организаторов фестиваля, что они смогли достучаться до образованной и чуткой публики всего на второй год присутствия фестиваля в Москве. Напомним, что ранее фестиваль кочевал между Тольятти и Коктебелем, хотя все организаторы – более чем известные москвичи. В прошлом году «Мамакабо» впервые прошел на территории парка «Этномир», и вот второй год он собирает крайне завидную публику. И публике есть, что послушать. Groove Hammer’s показал крепчайший сплав фанка, блюза и танцевального нью-орлеанского джаза, его обработки известных джазовых стандартов отличают вышколенный драйв духовой секции и отточенная нюансировка мелодической линии. Мэтр отечественного фанка Вячеслав Горский представил свой новый проект «Пуэрторикана». Недавно вышел альбом «Квадро» с таким названием, а до этого сам Горский ездил в Пуэрто-Рико, чтобы окунуться в аутентичный музыкальный материал. Творческим результатом стал альбом с латиноамериканскими композициями, сыгранными сочно и при этом деликатно. Маренго и сальса на грани минимализма, но с яркими соло и самого Горского, и его великолепных музыкантов – саксофониста Сергея Овчинникова, басиста Алексея Лебедева и барабанщика Руслана Капитонова. Ирине Суриной пришлось выступать под мощнейшим проливным дождем. Бывшая солистка «Кукурузы» давно уж не поет кантри, но делает умную красивую эстрадную музыку. В этот раз она играла с музыкантами Тимура Ведерникова, сама взяла гитару в руки, отчего стала похожа на Марылю Родович, как верно заметил Ведерников. И показала сразу несколько новых песен, от вальса до рок-н-ролла. Голос Ирины Суриной все так же звонок и выразителен. Еще две новинки уже засветились ранее в громких проектах. Песню «Двери Тамерлана» Сурина уже не раз пела вместе с Хелависой на концертах «Мельницы» (и принимала участие в записи альбома «Дикие травы»), и вот теперь спела ее сольно. А для проекта «Машинопись» была Суриной и Ведерниковым была записана песня «Всегда одинок» из альбома «Картонные крылья любви», и вот на «Мамакабо» она прозвучала живьем. Как всегда, живой и задорный сет отыграл один из лучших клавишников страны Сергей Манукян. Когда в эллингтонтонском «Караване» Манукян соединяет арабские мотивы с еврейским «7’40», это всегда вызывает здоровые улыбки. И упругий фанк в смеси с блюзом и джазом Манукян умеет делать, как никто, очень доступным и танцевальным. Но публика ждала, конечно, Говарда Леви. Человека, который научился играть на губной гармошке, как на саксофоне. То, что называется в музыковедении приемом овердро, выглядит для публики абсолютной свободой в игре на стандартной губной гармошке, обыкновенно жестко ограниченной в нотах отдельно взятой тональности. Howard Levy, придумавший овердро и основавший собственную школу игры на харпе, легко выдает полноценные гаммы и даже глиссандо, не говоря о полутоновых опеваниях. Попробуйте сыграть на губной гармошке тему Джеймса Бонда! Говард Леви это делает просто в шутку, ради демонстрации возможностей. Кроме того, он блестяще играет на клавишах – не стань он знаменитым харпером, и него получился бы превосходный джазовый пианист. На «Мамакабо» Говард Леви приехал с гитаристом, и этому дуэту оказались подвластны сложнейшие джазовые импровизации. В финале выступления со словами «Сбылась места идиота!» к импровизации присоединился Тимур Ведерников на губной гармошке, чем был несказанно доволен. Жемчужиной сета Говарда Леви стала композиция Джанго Рейнхардта, где пулеметные гитарные импровизации жестко сочетаются с фанковой свободой гармошки, задающей ломаные ритмические структуры. Группа «Квартал», вяло существующая уже не первый год в анабиозе после смерти отца-основателя Артура Пилявина, тем не менее, изредка продолжает давать концерты с заранее известным репертуаром The Best. Так что сет из золотого фонда «Квартала» всегда принимается слушателями, и не важно, что на бас и клавишные партии давным-давно существуют иключительно в виде плейбека. Жаль, что Татьяна Литвиненко пока не в состоянии рулить «Кварталом» так, чтобы он не выглядел музейным экспонатом. Увы, по болезни одного из участников на этот «Мамакабо» не смогла приехать группа «Воскресение». Зато приехал салса-банд из Украины Dislocados, который весьма зажигательно исполняет стандартные салса полноценным оркестровым составом. Очередной день фестиваля памяти Андрея Баранова «Мамакабо 2010» выдался звездным по составу. И никакие капризы погоды не смогли отменить живую вдохновенную музыку и те самые счастливые улыбки на лицах, ради которых и делается фестиваль. |