«Lady In Jazz»: немного джаза и 4 леди
Субботним московским вечером 16 октября в клубе «16 тонн» прошёл 4 фестиваль «Lady In Jazz». Фестиваль - это всегда определённый срез. Какой срез – решать организаторам, и иногда по их воле срез получается весьма причудливым.
В большинстве случаев, чем изысканней мероприятие, тем меньшим успехом оно пользуется. Однако опасения оказались напрасными: собралось абсолютно комфортное количество слушателей – комфортное для того, чтобы полноценно воспринимать происходящее, но не быть затоптанным толпой, как это бывает зачастую на топовых концертах. Участники фестиваля: Мариам и группа «Мирайф», Nina Karlsson, Guru Groove Foundation, Alissid Jazz - четыре коллектива, олицетворяющие, по задумке организаторов, женское лицо российского джаза. Или, может быть, что-то иное? Из мэйнстрима – лишь Мариам Мерабова. Это певица, которую с её талантом без тени иронии можно смело назвать глыбой – у неё вокал, который поглощает, захватывает. Она не грызёт микрофон, как большинство безголосых исполнителей. Мариам поёт джаз, как блюз, а блюз, как джаз. Одним словом – традиция. И вот великолепная Мариам открывает фестиваль. Открывать сборные концерты всегда не просто: какая пришла публика, как сложатся взаимоотношения с залом, свет, звук – всё неопределённо, но уже ко второй композиции слушатели подбираются вплотную к сцене. Контакт с залом есть! В программе сета звучат «Rout 66», шикарнейшая баллада «Love a Man»… Завершается сет композицией «Fever» авторства Peggy Lee. Раскачивающийся ритм, нагнетающийся от фразы к фразе на каждом новом кругу, приводит публику в полнейший экстаз. После такого мощного начала, кажется, сложно зал чем-то удивить. Что будут делать остальные исполнители? На сцене Nina Karlsson – певица, выстрелившая года полтора назад. Кто она? По внешности – то ли гот, то ли женщина-вамп… Есть ли в её музыке джаз или, как самоидентифицирует стиль группы сама Nina, «sincere jazz»? Нет или почти нет. Иногда в её манере петь проскальзывают инфантильные интонации Lisa Ekdahl. Она пластична, иногда в её движениях есть что-то кукольно-кабаретное легендарных «Колибри». Но стоит певице переоблачиться в джинсы, как появляется неожиданный тягучий грув. Она выходит на сцену, оглядываяясь и оценивая произведённый эффект. Можно на это смотреть с иронией, но уже не обращаешь на такое внимание – самобытность и неожиданность Нины захватывает. Песня про шоколад и имбирь – вообще стопроцентный хит. Впечатление от выступления меняется от «не пойду на ЭТО больше никогда в жизни» до «хочу ещё и как можно быстрее». Видимо, сказывается недополученность эмоций в силу ограниченности выступления форматом (в т.ч. и по хронометражу) фестиваля. Guru Groove Foundation – хэдлайнеры фестиваля. Через несколько дней они будут участвовать в «Lady In Jazz» (часть 2) в питерском «Зале ожидания». Но 16 октября они выступали в московских «16 тоннах». GGF – бурлящая смесь стилей. В основе breakbeat, а на него накладывается винегрет из всего остального. Множественные лупы и сэмплы, пересекаются, цепляясь один за другой. Сцена вибрирует. На ней масса примочек, три штуки keyboard. И это именно keyboard, а не клавишные. Стилистическую разницу чувствуете? Не обошлось без чёрной основы – отголоски соула и фанка где явно, где неявно проглядываются почти во всех композициях. Не являясь поклонником танцевальной электроники, я был бы горд, если бы на dance-party звучала музыка GGF. В их исполнении house становится многослойным, не оставляя впечатления долбёжки и только ритма. Музыка GGB полиритмична и, как это ни удивительно, звучит на редкость полифонично. Группа взводит нервы до предела. Грув этих ребят, пожалуй, способен раскачать и гораздо большую, чем «16 тонн», площадку и любую самую искушенную аудиторию. Закрывает фестиваль «Alissid Jazz» в обновлённом составе и с обновленной программой. В группе теперь два клавишника (вернее, клавишник и клавишница), сменилась вокалистка. Вроде, всё осталось на своём месте – «джаз в женском обличии, утонченность ритмических рисунков и натуральная окраска звука, присущая стыку африканской и европейской культур», только вот с уходом Кати Кандалиной «Alissid Jazz» потеряла звонкость и лоск. Группа выглядит распластанной по сцене. Причём распластанной не в физическом визуальном смысле, а своей же музыкой, которая стала более электронной. Пропала объёмность звучания. Может, всё это вопрос времени и музыканты просто не в полной мере сыгрались? Дело близится к полуночи. Утомлённые слушатели начинают тянуться к выходу. Выступление последнего коллектива оказывается смазанным - не хватило времени. Звучит традиционная фонограмма «Sixteen Tons» Мерла Тревиса. Фестиваль закрыт. Впрочем, отчего-то со сцены не прозвучало даже заключительное слово организаторов. Может быть, они сами просто-напросто не дождались конца и растворились в ночи? А, может, задумались не переименовать ли фестиваль именовать «Lady In Groove»? |