Бесконечный сплав Бориса Гребенщикова по красной реке
28 октября в рамках тура «Красная река» в московском Крокус Сити Холле состоялся единственный концерт «Аквариума».
Прошло уже полчаса, как концерт должен был начаться, а народу в зале, прямо скажем, не густо. Зрители продолжают вяло тянуться, несмотря на прозвучавший третий звонок. «Полупустая аудитория создаёт неформальное ощущение», - первое, что сказал Борис Гребенщиков, выйдя на сцену. И вправду необычно тихо. Огромный зал, по которому рассредоточились зрители. В отдельные моменты можно было подумать, что в зале вообще пусто. На сцене полуакустический состав – перкуссия, кахон, электрические бас и лид-гитара, но они только создают бэкграунд. На переднем же плане - акустика самого БГ, Брайан Финнеган (Brian Finnegan) на флейте, Андрей Суротдинов на скрипке. Большая (а Крокус – это очень большой зал – 6200 мест) сидячая аудитория – серьёзный шаг вперёд. В таком зале и электрическую-то программу исполнять непросто, а уж акустику или полуакустику – подавно. Раскачать махину Крокуса почти домашним, салонным саундом под силу далеко не всем. «Мне это напомнило один из первых концертов в Москве. Дело было во МХАТе. Концерт был практически закрытый, в зале были в основном артисты…. Хлопали неуверенно», - говорит сам Гребенщиков. И точно: аплодисменты затихают, не успев начаться. После каждой песни включается свет. Гребенщиков будто оценивает, что там происходит, почему такой странный приём? Начав с «Сидя на красивом холме», «Аквариум» продолжает композицией «Дарья, Дарья» с сольного альбома «Лилит». В конце песни неожиданно звучат строки из утёсовского «Спасибо, сердце». После бодрого «Сувлехим Такац» целый блок песен с альбома «Лошадь белая»: сама заглавная «Лошадь белая», «Господу видней» «Ещё один раз», «Анютины глазки и божьи коровки», «Неизъяснимо», «Девушка с веслом». Риторическим хоровым восклицанием «Что нам делать с пьяным матросом?» заканчивается первое отделение. БГ - почти акын: едет по степи, что видит, о том и поёт. Только акын БГ поёт не совсем то, что видит. Он описывает образы, которые, скорее, не видит, а ощущает. У каждой песни есть своя история создания, которая становится лишь основой (типа «снято по мотивам…»). Дальше - сплошные образы. Образы на уровне настроения, словозвукосочетания. Всегда ли образы автора воспринимаются поклонниками в должной мере аутентично? Однако, вопрос. Кажется, иногда философия придумывается уже позже самими слушателями. И, накладываясь впоследствии на самостоятельную жизнь композиции, становится частью её истории. Новая программа «Аквариума» не зря называется «Красная река», ибо всё творчество БГ – бесконечный сплав по реке через пороги, водовороты, которые нужно просто преодолеть, не противопоставляяя себя никому и ничему, не разрушая плотины, оставив, тем самым, возможность преодоления другим. После антракта исполняется старенький «Платан» ещё с альбома «Десять стрел». «Брат Никотин» исполняется в нестандартной аранжировке с новыми ритмическими конструкциями. Следом звучат романсы Александра Вертинского и новые песни самого БГ: «Красная река», «Тайный узбек», «На ход ноги». Завершает основную часть концерта «Аригато» с альбома «Лошадь белая» и «Письма с границы» и «День радости» с «Пушкинская, 10» Музыканты покидают сцену и долго не выходят. Аплодисменты до обидного жидки. Кажется, зал обладает какой-то странной вязкостью, которая не даёт собраться с силами. Одна часть публики уже уходит, другая собирается возле сцены. Наконец из-за кулис появляется «Аквариум». Бис превзошёл все ожидания: «Мечи стаканы», старенькая «Ключи от моих дверей», «Моей звезде», заявленный в пресс-релизе «Поезд в огне», «Дети декабря». Как сказал однажды Александр Ф. Скляр, цветы и аплодисменты - это всё, что зрители могут подарить артисту. На сегодня сплав «Аквариума» по «красной реке» завершён. В раскрытом гитарном кофре БГ - цветы. Гребенщиков принимает их с изумительной трогательностью и благодарностью в глазах. Принимает под аплодисменты хотя, может быть, и не столь неистовые, кои «Аквариум» заслуживает. |