Сегодня в России есть попса, а есть… Как назвать этих исполнителей? "Андеграундный", "авторский", "не для всех" - слова не из этого словаря. Вот, например, рок-группа "Умка и Броневик".
Певица Умка, иначе - Аня Герасимова. Исполнитель и сочинитель собственных
песен. Тембр ее голоса мягко вклеивается в память и там остается. Тексты песен -
отдельная история. Вернее, подтексты. Нечто очень личное Умка передает через
легкое и абстрактное, поэтому я слышу за словами свое, а вы услышите свое.
"Дорога пришла к человеку домой. Дорога сказала: ты мой…"
"Меня вздумали сделать иконой лесби-сообщества"
- Про вас пишут: "андеграундная певица". Соглашаетесь?
- Это про всех пишут, - говорит «МК» Умка. - Очередной ярлык, который с удовольствием
навешивают, когда нечего сказать. Видимо, сейчас и здесь "андеграундный"
означает человек, которого не каждый день крутят по радио, у которого нет
билбордов с промоушном по всему городу… Группа, у которой по 200 концертов в год
на лучших площадках страны, которая была 9 раз в Америке, - разве это
андеграунд? В эпоху Интернета не может быть ничего андеграундного. Только дурак
может сказать так о себе, если хочет набить себе цену. Если ты хочешь, чтобы
тебя услышали, ты просто выставляешь свое творчество в Интернете, и ты уже
услышан - хотя бы малой толикой людей.
- Аня, сколько лет вы поете?
- Всю жизнь. А песни, которые я пою сейчас, начала петь и сочинять с 86-го года.
- Вот. А приходится ли делать что-то искусственное, чтобы поддерживать у своей
аудитории популярность?
- То есть снять штаны прилюдно или опубликовать скандальный дневник? Нет. Эта
мгновенная дутая популярность… Вот выложила бы я в Интернет кусок из своего
достаточно откровенного дневника 80-х годов - это была бы маленькая бомбочка.
Количество посетителей нашего "Живого журнала" увеличилось бы на тысячу человек.
Ну и что? Потом бы они все отвяли и побежали бы за другим симпатичным
скандалистом. Я не гонюсь за подобными вещами, считаю это дешевкой, идиотизмом.
Но мне приходится делать некоторые не вполне естественные для меня вещи. Я сама
директор своей группы, я ежедневно вынуждена лазить по Интернету, читать все,
что о нас пишут, и, если написали гадость или глупость, немедленно ее
опровергать. Слава Богу, нас любят и мало пишут о нас идиотизма, но случается.
- Да, случается. Я вычитала: "Правда, что Умка лесбиянка?" И цитирую ваш ответ,
прекративший бурную дискуссию: "Да, я не очень женственная, но с бабами
трахаться не люблю".
- Ааа! Это был огромный флейм в Интернете! Все из-за того, что в свое время Лена
Погребижская, тогда еще известная как певица Буч, сняла фильм и написала книгу
"Исповедь четырех" о других певицах, которые ее интересовали: Богушевская,
Сурганова и я. Сурганова не скрывает своей ориентации, у Богушевской ориентация
вполне нормальная. Что касается меня, то по мне ведь так не скажешь. Я часто
хожу в мужской одежде, у меня мужская прическа, и тексты, и манеры, и подача -
все не слишком женственное. И эти девочки вздумали сделать меня очередной иконой
своего несчастного сообщества. Я ни в коей мере не хочу их оскорбить, но мне все
это глубоко чуждо и очень неприятно. Откуда популярность этого движения за
нетрадиционную ориентацию в нашей стране? С мужиками трудно, они все бухают,
девочкам не за что уцепиться. И вдруг появляется такая роскошная возможность не
искать себе хорошего мальчика, а найти друг друга, влегкую удовлетворяться,
детей рожать не надо, человек рядом вроде есть, ты устроен по жизни, и, кроме
того, это модно.
- А откуда мода взялась?
- А потому что "Ночные снайперы", потому что Земфира, это круто, можно быть
независимой, самостоятельной… Все это я говорю в больших кавычках. К счастью, и
мода эта сейчас уже немного отошла. Я считаю, что 80% девочек, которые в
недавнем прошлом ударились в эти тенденции, на самом деле совершеннейшие
натуралки и просто пошли за модой, за легкой жизнью в смысле устройства своих
личных дел. Я-то считаю, что без соединения мужского и женского начал нет жизни,
нет творческого движения, и женщина может осуществиться только рядом с мужчиной.
Был скандальчик в Интернете, из меня сделали гомофоба. Ну и пожалуйста. Я лучше
буду в их глазах гомофобом, чем лесбиянкой. Теперь все унялось, было видно, что
скандал раздут: кому-то было интересно сделать из этого клубничку. На самом деле
друг с дружкой пускай что хотят, то и делают (желательно не на нашем концерте),
лишь бы ко мне не приставали. А то я и в глаз могу дать.
- А как сложился ваш стиль одеваться? Вот я на вас смотрю: багровый бархатный
пиджак, рубашка, сиреневые брюки и красные ботинки. Красиво, необычно… и
действительно не женственно!
- Моя мама была волевым, жестким, целеустремленным человеком и никогда не
прибегала ко всяким женским ухищрениям. Она бы вот никогда в жизни не надела
красный бархатный пиджак. Она не носила украшений, не красилась, при этом была
очень красивой, и все мужики ее любили и уважали. А она всю жизнь жила с моим
папой и никогда этих вертихвостных женских штучек не использовала, ей было это
чуждо. Я выросла в сознании того, что нам это не нужно, чтобы быть настоящим
классным человеком и нормальной классной женщиной, в абсолютном, как сказали бы
сейчас, гендерном равенстве. У моей мамы не возникало никаких сомнений, что
женщина - такой же человек. Вот чем мне смешны феминистки: они все никак не
могут понять, они не лучше мужиков или они не хуже мужиков. Женщина есть
женщина, но при этом она человек и должна делать то, что должен делать человек.
- То есть в вашей семье мама забивала гвозди…
- Естественно, папа забивал гвозди, а мама готовила обед. Хотя папа мог и обед
приготовить. Но мама гвозди не забивала. А я, между прочим, забиваю гвозди,
копаю землю, кладу кирпичи…
- Хорошо. Но если женственность не в одежде и не в вертихвостных штучках, то в
чем, как считаете?
- Я не задумывалась об этом. Но я вижу, что на протяжении всей жизни вокруг меня
лежали штабелями какие-то мужики. И это очень приятно, здорово. Я из этого не
извлекаю личных выгод, у меня не было в мыслях найти себе богатого спонсора,
который бы меня пользовал как мужчина и за это давал деньги, славу и прочее. Но
то, что я нравлюсь мужикам, это приятно. Вот когда я нравлюсь бабам, это
неприятно, честно скажу!
Введенский "в христианском виде"
- Повод нашего интервью - толстая книга с кратким названием "Все". Для тех, кто
не знает: лидер рок-группы Умка и филолог Анна Герасимова - одно и то же лицо.
"Все" - это наиболее полное на сегодняшний день собрание стихов обэриута
Александра Введенского, близкого друга Хармса. Издание подготовили вы. Как так
вышло?
- Когда в начале 80-х мы учились в Литинституте и я выходила замуж за Егора
Радова, у нас была студенческая свадьба и заодно мой день рождения в съемной
комнате в коммунальной квартире. К нам пришел наш друг Томас Чепайтис. Мы все
выпили, конечно же. Томас стал ходить по предметам - по стульям, по столам,
даже, кажется, по шкафам - и в своей мрачноватой манере декламировать
удивительные строчки. "Когда бы жить начать сначала он молвит в свой сюртук я б
все печатала рычала как бы лесной барсук". И мы заболели этими стихами, это было
открытие, поскольку Хармса мы знали, а Введенского нет, да и неоткуда нам было
его знать. Потом нам подогнали самиздатовский двухтомник Введенского, выпущенный
в Америке М.Мейлахом, и мы эту слепую ксерокопию зачитали буквально до дыр,
наизусть выучили. Когда я заканчивала Литинститут, я стала думать: идти, что ли,
в аспирантуру? Имея специальность "литовский язык и литература", это было
смешно. Что, писать диссертацию о литовской советской литературе? Я ничего
плохого не хочу сказать, но в начале 80-х годов это было унылое зрелище. А Егор
говорит: "Напиши диссертацию о Введенском". Тогда это звучало, как если бы вы
мне сейчас сказали забраться на верхушку Останкинской телебашни и прыгнуть
оттуда с парашютом. Искушение было серьезное, а мы были молодые, и казалось, что
можно все.
- Запрещали?
- Никто не хотел быть моим научным руководителем. Тогда наш любимый
преподаватель Константин Кедров посоветовал мне Александра Павловича Чудакова.
Представляете, какое время - начало 80-х, такое стремное, мрачное. Я позвонила
Чудакову, стала сбивчиво излагать свои проблемы, а он говорит: "Это вам скорее
не ко мне, а к моей жене". Так я познакомилась с Мариэттой Омаровной Чудаковой.
И она добилась того, чтобы мне разрешили писать диссертацию про обэриутов в
начале 80-х годов. Она врывалась на заседание кафедры и говорила: у вас
единственный нормальный аспирант пишет нормальную работу, и вы хотите его
исключить? Она изумительная. К сожалению, Александра Павловича уже нет, а
Мариэтта Омаровна живет и здравствует, и дай ей Бог. Я, конечно, плохая ученица,
но все равно я ученица Чудаковой.
- Что есть в этом сборнике?
- Да все то же самое... Сейчас будут крики: нас опять обманули… Но, кроме тех
стихов, что в сборнике, мы не знаем никаких текстов Введенского. Разница с
предыдущими изданиями в подготовке текстов. Всегда непонятно, как корректировать
эти тексты, чтобы привести их… как говорила Мариэтта Чудакова обо мне, "в
христианский вид". Это потому что я сначала хипповала, а потом вдруг пришла к
ней в нормальной одежде, и она вот так сказала: наконец-то вы… Так вот, что
нужно делать с этими текстами? У меня все особенности оригинала, за специально
оговоренными редкими исключениями, соблюдены. Разные публикаторы по-разному к
этому относятся, кто-то что-то корректирует, унифицирует, но когда мы имеем дело
с таким сложным текстом, мне кажется, самое безопасное - оставить все как есть,
а то можно исправить что-нибудь не то. Допускаю, что это не очень-то
профессионально, ну так я и не претендую. Конечно, ошибки не исключены, у меня
ведь нет фотокопий оригиналов, я просто, как и другие исследователи, много раз
вычитывала архивные экземпляры. Человеку свойственно ошибаться, любому человеку.
- А где сейчас архивы Введенского?
- Большая часть принадлежала другу Введенского Якову Семеновичу Друскину,
который этот сундук таскал по всем блокадам, эвакуациям и известным временам,
дотащив его благополучно до 60-х годов, когда можно было уже показать его
содержимое без боязни, что назавтра к тебе придут совсем другие люди. Эти тексты
- большой архив Хармса и маленький архив Введенского - лежат в публичной
библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Питере. Есть там еще тексты, сохраненные
Галиной Борисовной Викторовой, вдовой Введенского. Во всем этом архиве около 50
текстов.
В сборнике "Все" почти полностью опубликована книга сына Викторовой, приемного
сына Введенского, Бориса Александровича Викторова. Он сейчас жив, живет в
Харькове и всячески нам содействует. Ему было 7 лет, когда Введенского увели, он
все это помнит. В сборнике есть еще множество документов из архивов известных
организаций, ему их выдали как родственнику. Есть 21 письмо Введенского Хармсу
(публикация В.Н.Сажина), а также работы других исследователей. Кроме того, там
есть новонайденное стихотворение, так называемое "десятое стихотворение",
которое исследователь Т.А.Кукушкина нашла в архивах Пушкинского дома. Просто
существует десять стихотворений Введенского, поданных в связи с приемом в Союз
поэтов. Девять было известно, а десятого не было.
О Данте, колбасе и среднем пальце
- Вас не беспокоит, что эти интересные вещи массе совсем неинтересны? Введенский
- поэт для избранных…
- А массе это не надо, зачем? Масса в лучшем случае будет гоняться за новым
романом Пелевина, и я в составе этой массы с удовольствием куплю эту книгу. А
зачем ей Введенский? Ей и Данте не нужен. А вот "Анна Каренина" - вполне, там
про любовь, и вообще интересно. Введенский - это совсем неинтересно. Мало людей
с таким складом ума.
И не нужно ему быть популярным.
- Кстати, и группа "Умка и Броневик" - группа не для всех.
- В том, что делаю я, гораздо больше внешне привлекательного для большой массы
людей. Просто мы занимаемся чем-то не очень модным: роком в его традиционном
варианте. Необычно то, что в нем есть грамотные русские слова, я как
профессиональный писатель за это отвечаю. Для рока хороший текст - редкость. А
не идет это в массы потому, что это не трендово, а играть на ностальгии по
60-70-м я не хочу. И не хочу играть на привлекательности так называемого
андеграунда. То, что нас не слушают идиоты, - большое счастье.
- А билеты, деньги? Больше публики - больше гонорары. Нет?
- Чуть-чуть в каком-то городе переборщили с пиаром, выложили информацию о наших
гастролях на более попсовый сайт, и пришла чуть-чуть другая публика, сразу
чувствуешь, что они чужие. Им нужен кумир, они готовы идти на поводу у любой
приманки, дешевки. Они ждут от тебя дешевки и сами дают ее своей реакцией. Им
только палец покажи… Но надо им правильный палец показать - не слишком хороший.
Как говорит наш гитарист Боря, сейчас по-настоящему хорошее не может стать
популярным. В раскрутку идет только середнячок, серость.
- Почему? Времена такие, народ такой или что?
- Я не знаю. Я не культуролог. Я не хочу склоняться к выводам, что у нас такой
тупой народ. Наоборот. Феномен Высоцкого: его никто не раскручивал, а слушала
вся страна. Сейчас, наверное, другое время. Может быть, людей немножко
спрессовали. Может быть, они слишком долго думали, где им взять колбасу. Может
быть, они уже нашли эту колбасу и у них рты, уши, глаза заткнуты колбасой. Мне
не нужна массовая аудитория и степень популярности, при которой я не могла бы
выйти на улицу.
"Римма Казакова была хорошей свекровью"
- Известно, что во времена первого брака вашей свекровью была покойная Римма
Федоровна Казакова - замечательная женщина и прекрасный поэт. Как вы с ней
сосуществовали?
- Римма была хорошей свекровью. Тогда она была еще нестарой женщиной, мы с
Егором Радовым были совсем щенята - мы поженились в 18 и 19 лет. Римма
относилась к нам по-доброму, хотя, конечно, своенравная была тетка. Но могла,
например, на нашу вечеринку прийти и принести бутылку коньяка, потанцевать с
нами. Да, и мне, и ей могла вожжа под хвост попасть. Но мне она ничего плохого
никогда не сделала. И сказала мне, кстати, одну важную вещь. Когда мы с Егором
расставались, это происходило бурно, он был в другом месте, а я в тот момент
находилась рядом с ней, у меня было страшное алкогольное отравление, меня трясло
и колотило. Мы с ней ночью в этой квартире разговаривали, и она почему-то мне
сказала: "Запомни: молодость не кончается. Одна молодость пройдет, и ты думаешь:
ну все, молодость кончилась. А тут вдруг раз - и наступает следующая. И так
будет всю жизнь". Я так хорошо это запомнила. Римма была очень молодым
человеком, не собиралась взрослеть и до самого пожилого возраста такой
оставалась. Последние годы я с ней не общалась, но с ней общался мой сын Леша,
говорил о ней только самое лучшее и очень горевал, когда ее не стало.
- К сожалению, вскоре не стало и его отца…
- Ничего приятного, конечно, в этом нет. Но когда человек стремится к
самоуничтожению, то рано или поздно он самоуничтожается.
- А чем занимается ваш сын Алексей?
- Он социолог по профессии, но постоянной работы не имеет. Делает что-то по
контрактам в разных городах, меня в детали не особо посвящает. Но мы с ним всю
жизнь большие друзья и по-настоящему близкие люди. Между прочим, у него уже тоже
сын есть.
- То есть вы бабушка?
- Я недействующая такая бабушка. Да, есть прекрасный молодой человек Платон, и
он пока вместе со своей мамой проживает в Перми, а как потом все получится, не
знаю, но думаю, что все будет хорошо.
- Аня, сколько вам лет?
- Мне будет 50.
- А на сколько вы себя чувствуете?
- Когда на 8, когда на 4. Когда я себя чувствую хорошо, весело и без всяких
обязанностей, мне четыре. А когда мне надо что-нибудь серьезное делать, что
лишает меня внешней свободы, то мне восемь, и я уже большая девочка.