Григорий Лепс – «Берега. Избранное. Live»
Григорий Лепс еще в 2009 году решительно взялся за пересмотр своего объемистого репертуара. Взыгравший перфекционизм артиста стал ощутимым: на февральских концертах в Кремле Лепс основательно перетряс все аранжировки.
2CD. «Мистерия Рекордс», 2010. А предтечей стал, конечно, 2006 год – когда было сотрудничество с «Виртуозами Москвы». С тех пор Лепс больше не исполняет своего шансонового репертуара вовсе, и работает с музыкантами над звучанием песен, все больше приближающегося к арт-року. Даже песни Владимира Высоцкого на легком дыхании Лепса обрели симфоническую объемность и рокерскую надрывность. Выход «Водопада» (2009) утвердил Лепса в качестве артиста высшей лиги в стране даже в глазах тех, кто раньше пренебрежительно записывал Лепса по жанру блатняка. А уже осенью – новый сюрприз, мощнейший концерт брутального вокалиста в «Олимпийском», формально значившийся презентацией альбома «Водопад», а фактически презентовавший нового Лепса. Плотный тяжелый саунд, обращение к жанру политической песни, респектабельность денди и изысканные аранжировки давно знакомых песен. По итогам этого концерта вышло сразу два альбома: на DVD «Водопад. Live» запечатлён сам концерт, а на двойном CD «Берега. Избранное. Live» представлены те же 30 песен, но в подчищенном и отретушированном виде. Конечно, на CD нельзя оценить размаха декораций в «Олимпийском» или увидеть, как маэстро Лепс лупит от всей души по барабанной установке, но можно оценить качество звука. Там, где на DVD был естественный для живого концерта брак – помехи, скрипы, - теперь прозрачный чистый звук. Вырезаны все монологи Лепса, лишь к концу второго диска встречаются его короткие реплики и поздравления с Новым годом. Зачем-то наложены неживые аплодисменты явно не из «Олимпийского». Наконец, почти все песни перезаписаны в студии с эффектом «живого зала». Как объясняет пресс-релиз, «все песни были перезаписаны Григорием Лепсом в студии, и многие из них получили новое звучание». Это туманное разъяснение стоит понимать как констатацию факта: все песни побывали в студийном пересведении, и даже если вокал Лепса остался в целости и сохранности, то перезаписывались какие-то инструментальные партии. По сути, Лепс решил в студии 10Records переиграть концерт в «Олимпийском» заново, начисто. Так, как ему хотелось бы запечатлеть эти песни в «концертном» звуке – прежде всего, для треков из «Водопада» и «Лабиринта». Более старые песни впервые опубликованы в обновленном виде, приближенном к нынешнему концертному исполнению. А песня «Крыса-ревность» вовсе не могла быть не перепета, поскольку в «Олимпийском» на первый план неожиданно вышел солирующий саксофон, а не Лепс. То есть, «Берега. Избранное. Live» вполне самоценны, и воспринимать их как аудиокопию DVD не стоит. Не стоит также думать, что Григорий Лепс превратился в эдакого сладкоголосого денди Брайана Ферри с высоколобым дипломом MBA. Отнюдь. Лепсовский рык по-прежнему отсылает к старому доброму хард-року, и брутальность образа может на равных поконкурировать с Брюсом Уиллисом. Но с артиста уже окончательно слетела та сочинская ресторанная пошлятинка, что много лет отравляла его манеру исполнения даже самых безобидных песен вроде «Натали» (кстати, даже не вписавшуюся в нынешнее «Избранное»). Певец довольно неожиданно в последние годы развернулся к едкой социальной сатире. Неожиданно – потому что те, кого он высмеивает, обычно сидят на первых вип-рядах его же концертов чуть ли не в полном составе. В «Песне Императора» для мультфильма «Кракатук» на музыку Максима Фадеева рефреном повторяется: «Коль дети ваши голодны, а сами вы раздеты и бедны, Не пожалею я тогда казны, Все до копейки беднякам раздам, И кто унижен или угнетен, Меня посадят на законный трон». Даже в контексте мультфильма это казалось весьма прозрачной и дерзкой насмешкой над властью. А уж в концертном сет-листе сомнений в этом не остается вовсе. И битломанская песня «Что может человек» вполне резка и вызывающа: «Что может человек, один обычный человек, Когда звёзды политики нам говорят: "В борьбе за мир нужна война"», да и «река экономики несет нас туда, где водопад». Водопады бывают там, где обрыв. Впрочем, Лепс отнюдь не становится новым борцом-Шевчуком (который ранее на той же сцене так же бил в барабаны), - но проявляется искренним неравнодушным человеком. Ему ли не знать, что за люди сидят у него в випах. Но он поёт - резко и выразительно. Нынешний Лепс полностью отошел от легко-попсового звучания даже некоторых песен. Даже «Рюмка водки» - это теперь полноценный рок-хит с фуззовыми гитарами и сочными брейками барабанщика. Такой Лепс многим покажется открытием. Так оно и есть. Оценка: 9 из 10. |