Он вышел на эстраду 20 лет назад и доказал, что поп-музыка может быть качественной и даже интеллектуальной. Романтический имидж никуда не делся, хотя Агутин с момента дебюта заматерел. Пока желтая пресса пишет о проблемах в его семье, Леонид с супругой воспитывает дочку, готовит новые проекты и размышляет о судьбе России.
– В прошлом году в одном из ваших интервью я прочитал, что вы давно живете в
Америке, а в Россию приезжаете только на концерты. Это правда?
– Нет, совершенно не соответствует действительности, - говорит «Собеседнику» певец. - Это у нас
журналистика такая, что того интервью я мог вообще не давать. Хотя мы и впрямь
часто бываем в Америке – у меня там много творческих контактов, в основном на
восточном побережье. С голливудской жизнью незнаком, на западном побережье бываю
редко, только в случае концертов для русской диаспоры в Лос-Анджелесе. В
Нью-Йорке и Майами я сотрудничаю со многими музыкантами, часто записываюсь на
студии Hit Factory… Последняя пластинка там была записана, не говоря уже обо
всех моих западных проектах.
Ну, и как-то получилось, что вся семья в Майами – отец Анжелики Юрий Варум, ее
брат, дочка наша, бабушка. Началось с того, что приехали погостить – а уехать не
смогли, потому что Юрию понадобилась срочная операция и он вынужден был остаться
на долгий срок. И потом вовсе не захотел уезжать, потому что в России ему не
помогли, а там помогли. Он понял, что не может обходиться без тамошнего
медицинского обслуживания, которое позволяет ему жить.
Наша дочка Лиза тоже там, потому что мы постоянно на гастролях, и она общается с
теми, с кем привыкла – с дедом, родственниками, братьями-сестрами. Когда у нее
возраст подходил к школе, нужно было принимать решение, где ей учиться. Был
вариант с частной школой в России за 150 тысяч долларов – интересно, чему они
учат за такие деньги? У меня мама учительница, она могла дома все это дать Лизе,
но я против домашнего образования: бабушка есть бабушка, это расслабляет ребенка
– она думает, что это бабушка играет в учительницу. Отдавать здесь в обычную
школу, где в нее все будут тыкать пальцем, тоже не хотелось. Поэтому мы отдали
ее в Майами в американскую школу – это практически ничего не стоит, и там
нормальная атмосфера. Таким образом, семья живет в Майами, и мы вынуждены там
регулярно бывать – на родительских собраниях, например. За Лизой не надо
присматривать каждую секунду, но все-таки хочется быть рядом с ней. Лучшее время
в Майами – с октября по апрель, когда здесь зима. Летом там невыносимо жарко.
– Многие звезды, у которых тоже там есть квартиры, здесь зарабатывают, а в
Майами отдыхают.
– Я оброс музыкальными знакомствами и там практически не отдыхаю. Провожу время
с ребенком и на студии – сочиняю, пишу. Если у меня рождается песня или
заказывают музыку для какого-то российского кино, я прямо в Майами все это и
записываю. Там же можно пригласить музыкантов, чтобы прописать какие-то партии.
То есть мне для этого не нужно ждать возвращения в Москву.
У Анжелики уникальный голос
– В последнее время некоторые номера в исполнении Анжелики удивляют. Все
привыкли к ее репертуару девочки-припевочки с высоким голосом – а тут песня
«Если он уйдет», в которой раскрывается ее потенциал как одной из самых
интересных вокалисток страны. Почему она так редко проявляет себя с этой
стороны?
– А не в каждой программе споешь песню «Если он уйдет». Анжелику не хотят
воспринимать другой – хотят, чтобы она делала то, к чему все привыкли. Полностью
отжать этот имидж, окончательно всем надоесть – а там потом другие появятся. Все
новое, что готовит Анжелика, проталкивается с большим трудом и с большой болью,
хотя я считаю, что ничего подобного у нас никто не делает. Она зрелый музыкант,
у нее великолепные новые песни, она прекрасно владеет своим голосом – вплоть до
того, что, когда я пишу для мультфильмов, она записывает любой бэк-вокал:
смешными голосами, детскими, взрослыми – она может петь как угодно. У нее
абсолютный слух, великолепная музыкальная память, она может спеть любое
сочетание нот, даже нелогичное. Запомнить его и чисто исполнить.
Но у нас же считается, что если человек поет громко – значит, он поет хорошо. А
когда поют субтоново, тихо, то у него вроде как и голоса нет. Хотя очень многие
люди, способные петь громко, вообще не умеют петь субтоном, проникновенно, не
как бы от души, а на самом деле от нее. Анжелика это умеет и громко тоже умеет.
Вообще удивительно, откуда в этом маленьком человеке берется такой голос. Мне
немножко обидно, что в нашей семье в первую очередь воспринимают как музыканта
меня, а она на заднем плане. Если бы у меня был такой слух, как у нее, я бы
землю перевернул.
– Музыкальные эксперименты у нас мало кому интересны.
– Есть объективные вещи. Тут надо найти достаточное количество поводов
представить новые песни. Активная часть аудитории – в основном молодежь, у
которой свои кумиры. Если ты на вершине молодежной популярности и у тебя
несколько хитов – тебя везде берут, крутят, можно новые песни показывать. Если
же ты уверенно находишься в своей ячейке – тебя достают тогда, когда ты нужен.
Меня, например, – когда нужен «Босоногий мальчик» или «Хоп-хей-ла-ла-лэй». Новое
пробить очень сложно. Мы с Володей Пресняковым песню «Аэропорты» год пихали
всюду: сжали зубы и как идиоты ходили на все съемки, на какие можно и нельзя.
Мы, преодолевая стыд, выступали на сельскохозяйственном юбилее и пели
«Аэропорты». Прошло два года промоушена этой песни – и теперь она вызывает в
залах взрыв, люди ликуют, а программные директора говорят: ну, это же шлягер,
понятно. Это сейчас понятно! А сначала ее не брали на радио, говорили, что
сложно, это не поймут. А теперь меня на радио просят вместо новых песен принести
что-то похожее на «Аэропорты».
Увы, две-три радиостанции воспитывают целое поколение людей, которые слушают,
что дают. Станций должно быть гораздо больше и на любой вкус. Где радиостанции
для взрослых людей, которые просто хотят послушать хорошие песни? Вот сидят на
даче люди от 30 до 45, они хотят услышать что-то из Pink Floyd, потом старую
песню Пугачевой, потом Агутина с Ди Меолой, Шахрина и так далее. Вот мой формат,
где я бы мог быть представлен. Но таких станций минимум.
– Судя по прессе, люди хотят не только слушать старую музыку, но и читать старые
новости. Про вас лет десять регулярно пишут две вещи – о проблемах с алкоголем и
о том, что вы с Анжеликой наконец разводитесь.
– Если верить прессе по поводу алкоголя, непонятно, как я жив до сих пор –
должен был давно сдохнуть. Позавчера набрал в Интернете «Агутин новости»:
прочитал, что полтора года назад я в Юрмале подрался с музыкантом, а два года
назад – с кем-то напился. Вот и все новости мои: напился и подрался. Больше
ничего у меня, видимо, не происходит. Непонятно одно: как я еще не умер от
пьянства и не погиб в бою. А о том, что я еще и музыкой занимаюсь, эти новости
вообще умалчивают.
Мы с Анжеликой шутим, что надо помереть, чтобы послушали новые песни. Записанная
перед смертью пластинка продастся на ура. Но у меня столько планов, что
невозможно перед каждой пластинкой умирать. А что еще делать, не очень понятно:
специально эпатировать публику? Как-то глупо уже. Понятно, что шоубизнес –
искусство молодых, но то, чем мы занимаемся, уже не называется шоубизнесом. Этот
вид искусства у нас занимает довольно маленькое пространство – существенно
меньшее, чем в мире. За границей в музыкальных магазинах поп-музыка взрослых
людей занимает половину полок – Simply Red, Стинг, Jamiroquai и так далее. У нас
же три основных направления – попса, эстрада и бардовский рок. Податься особо
некуда. Не идти же на «Нашествие», чтобы все засмеялись и сказали: пошел отсюда,
попсовик несчастный. Живьем выступать негде: поп-музыка выступает под
фонограмму, на рок-фестивали мы не проходим по формату. Где выступать нам,
которые конкретно не относятся ни к одному из течений? При этом после каждого
сольного концерта подходят люди: господи, мы не ожидали, такой уровень, такой
оркестр, такое звучание, какие вы молодцы!
В России привыкли к барину
– Даже находясь в Майами, вы погружены в музыку. А за российской политикой
следите?
– Мы взрослые люди, нам не может это не быть интересно и важно. Я увлекаюсь
историей, много читаю и, как мне казалось, разбираюсь в том числе в новейшей
истории нашей страны. Тем более сам присутствовал при последних двадцати годах
Советского Союза, а теперь выясняется, что ничего в происходящем не понимал. Все
геополитические сдвиги воспринимались как должное, и куда больше меня
интересовали общага, институт, песни, пляски и так далее. Не было ни семьи, ни
детей, и было все равно, что дальше произойдет. Я был ничем не скован, у меня не
было никакого багажа и ответственности. Сейчас, конечно, мы гораздо сильнее
переживаем, спорим с женой по поводу политики постоянно.
– Соглашаетесь ли участвовать в предвыборных концертах?
– Последний раз соглашались в 1996 году, когда я принимал участие в туре
«Голосуй или проиграешь». Тогда это был принципиальный вопрос: моя профессия
подразумевает наличие некоторых свобод, например отсутствие худсоветов.
Соответственно я был против того, чтобы мы возвращались в социализм, и отстаивал
новые демократические взгляды. Это было сделано совершенно искренне и
практически бесплатно. Я тогда нужен был политике, потому что нес некую
революционность в подходе к поп-музыке.
Другое дело, что получилось в результате этой революции, какое количество людей
оказались за бортом. К сожалению, это неизбежно, ведь революции – это не просто
когда власть переходит от одних людей к другим. Ситуацию, что кто-то развалил
Советский Союз, нужно рассматривать глубже, желательно с 1917 года, когда
появилась эта система, к 1991-му доказавшая свою полную нежизнеспособность. В
общем, в 1996-м случилась небольшая война, в которой пришлось принять участие.
После этого я не помню себя задействованным в каких-то политических
мероприятиях.
– Однако то, против чего вы боролись в 1996-м, спустя десять лет вернулось само
собой.
– В этом есть какая-то неизбежность. На Земле состояние трагедии постоянно
сменяется состоянием неразберихи. Знаете, когда есть рана, она то ноет, то
отпускает. Так и здесь. Как будто внутри организма существует какая-то болезнь,
которую нельзя лечить мазями. Нужны более серьезные средства. Но до этого
лечения никогда не доходят руки, никто не обращается к настоящему врачу, а все
время занимается какой-то народной медициной.
Если смотреть историю, мы в России никогда не были абсолютно счастливы. Никогда.
То под кем-то, то поляки, то Романовы, то ценой огромных жертв построили некую
империю по западному образцу – и тут же конфликт между теми, кто хочет жить в
Святой Руси, и теми, кого устраивает западная цивилизация. Всю жизнь страну
тянут в разные стороны. Это происходит до сих пор, и сложно что-то поделать.
Самодержавие рухнуло потому, что перестало устраивать абсолютно всех. Попытка
построить буржуазную республику тоже быстро доказала свою несостоятельность.
Ужас продразверстки, классовой ненависти к новой экономической политике. В
результате Сталин построил настоящую империю – наподобие романовской, но она
могла существовать только при условии полного тоталитаризма.
Стоило Хрущеву начать совершенно искренне и романтично строить коммунизм, как
все это на хрен начало проседать и распадаться. И сейчас нам нечего
восстанавливать: мы должны построить какой-то строй, при котором никогда не
жили. В нашей стране у людей нет опыта жить при чем-то вроде гласности,
демократии и частной собственности. У нас нет генетической привычки к свободе,
мы привыкли, что есть хозяин, барин, и надо ему верно служить. Мы не очень
понимаем, что каждый на своем месте отвечает за страну – эту ответственность мы
охотно перекладываем на вождя.
– Но когда власть откровенно дает понять, что ей на народ наплевать, сложно
ощущать ответственность за страну.
– Во властных структурах много циников, которые откровенно пытаются заработать
свое – они тоже считают, что в этой стране никогда ничего не будет. Это наследие
советской эпохи: коммунисты сами не верили в свои лозунги, их дети не верят в
свои.
– А еще имперское мышление: главное, чтобы нас боялись, а как собственный народ
при этом живет – второстепенно.
– Большинство населения с детства привыкли жить в державе, которую весь мир
уважает. Поэтому принято гордиться глобальными успехами, иногда даже
вымышленными, а не начинать с собственного двора. Если зайти в любую квартиру –
везде довольно чистенько, прибрано и на столе есть покушать. А в подъезде можно
и мусор на пол бросить. Когда у меня спрашивают, для кого я делаю такую
«сложную» музыку, я говорю: «Вот у тебя сестра есть? Она дура?» Нет, отвечает,
замечательная девушка, умница, и родители образованные. Почему же, если тебя
окружают нормальные достойные люди, остальных принято считать страной дураков?
Много раз разочаровывался в профессии
– У вас никогда не было разочарования в профессии музыканта?
– (После паузы.) В общем, много раз было… Мне даже иногда кажется, что я этим
занимаюсь просто потому, что больше ничего не умею. Наш бизнес не очень
рентабелен: если бы я снимал все клипы, которые хочу, у меня не осталось бы
средств к существованию. Но эти мысли уходят из головы сразу после первого
хорошего живого концерта. Когда последние пять-шесть песен зрители аплодируют
стоя, я понимаю, что всё не зря, что я занимаюсь своим делом.
– Представьте себе 20-летнего юношу, который хочет заниматься музыкой. Что ему
делать: ждать, пока его музыку услышат, или пробиваться через конкурсы, «Фабрики
звезд»?
– Многое зависит от времени, в котором он живет, и от того, что собой
представляет. Но если человек интересен и многогранен, он тем или иным способом
пробьется и найдет в себе силы удержаться на волне. Главное правило – звездами
не становятся неталантливые люди. Иногда у продюсеров на фоне какого-то успеха
вырастают крылья, и они начинают уверять, что могут раскрутить кого угодно. Это
неправда. Почему продюсер группы «Тату» не сделал еще одну популярную группу?
Все, кого мы видим в топе – это талантливые люди. Смотрите: шансон поют миллион
артистов. Известных из них – семь человек, на которых ходят зрители. Нельзя
продержаться на одной песне и миллионе ротаций. Быстрая интернет-популярность
забывается через месяц. А настоящий талант интересен всегда.