А.Шульгин: MIDEM2011. В поисках утраченного Грааля
Технологичный и технократичный подход завел музыку в тупик. Отсюда видится тупик и музыкальной индустрии. Это стало одним из основных обсуждений на MIDEM2011.
Продолжение. Начало читайте здесь. Экскурс в историю проблемы Безусловно, технократы, завоевавшие лидирующие позиции в этой отрасли в последние годы, а отсюда - и право основного голоса, право решений, продолжают гнуть свою линию, но все более и более очевидно, что идти исключительно путем цифр, показателей бухгалтерских столбцов и мультипликаторов при размещении на биржах невозможно. И забрезжил свет в конце тоннеля или, вернее бы сказать, тупика. Маятник, скрипя, вроде как шатнулся назад. И люди вспомнили о Музыке. Вообще все движение к той ситуации, в которой сейчас оказалась мировая массовая музыкальная культура, а вместе с ней и индустрия, изначально произошли 24 года назад. Тогда в 1987 году был продан CBS records - флагман мировой индустрии грамзаписи. Был продан японской компании Sony, и с того времени эта компания, поглотив ряд мелких фирм и крупного конкурента BMG Music, сейчас называется Sony Music Entertainment. Но не в Sony и не в японцах дело, а в том, что это была первая ласточка, за которой последовали все остальные гиганты, первая ласточка, которая, поменяв правила игры, превратила эти правила не в птичьи, а в акульи. Вы наверняка знаете, что в парфюмерной индустрии самые ценные сотрудники - те, кого зовут «носами». Те, кто умеет определять как состав парфюма, так и его уникальность и оригинальность. Так вот в музыкальной индустрии есть, вернее, - были люди, которых звали «уши». Они и только они слышали в молодой шантрапе будущих звезд или, прослушав демо, могли определить стиль нового поколения. Так вот, с 1987 года «уши» стали изгоняться и уничтожаться как класс в этой индустрии. Первым пал легендарный Уолтер Йетникофф – глава CBS, мощнейшая фигура нескольких десятилетий. Затем, в течении буквально пяти лет основными игроками рынка были скуплены все более-менее значимые независимые лейблы. В управление этими конгломератами, получившими название «мейджоры» (Majors) из-за того, что они с этого момента стали контролировать основную часть рынка, были назначены былые воротнички из финансовых корпораций, достаточно далеких от Музыки. С этого момента для акционеров компаний музыка превратилась в продукт, а артисты в проекты. И все, что их волновало - показатели прибыли в конце отчетного периода. С середины 90-х лозунгом стала фраза одного из топ-менеджеров PolyGram (сегодня Universal Music): «Важны продажи, и если при одних и тех же вложениях десять музыкантов могут продать суммарно больше, чем одна суперзвезда, значит, я буду вкладывать средства в десять музыкантов среднего уровня». К этому времени технология компьютерных программ настолько уже стала доступной, что действительно стало возможным создавать альбомы недорого и зачастую даже дома, не выходя в студию. Себестоимость таких записей действительно была в десятки раз меньше, чем качественная запись с применением оркестров и вдумчивого серьезного подхода на всех этапах создания. Это и явилось лозунгом для поколения 1994-2007 годов. Заменив «уши» белыми воротничками, компании получили краткосрочные дивиденды, но в целом загнали себя в тупик. Мнения гениев рынка заменили на мнения фокус-групп, по которым определяли потенциал того или иного произведения на статус хита, и потом отдавали в медиа на раскручивание. Так как мейджоры являлись составной частью медиахолдингов, то родственные телеканалы, радиостанции и иные медиаресурсы Холдинга оказывали содействие в раскручивании выбранных хитов, а те медиа, которые не были в родственных связях, покупали взятками. И все вроде сначала шло, как по маслу. Публика доверчиво покупала то, что предлагали, но потом задумалась. Слушатель интуитивно начинал понимать: что-то не то. Ведь фокус-группы все равно выбирали из того, что им давали, а давали им продукт, записанный проектами, вдобавок записанный за недорого. Нет, конечно, фирмы выделяли и большие бюджеты на записи, но зачастую такие записи проваливались в краткосрочной или в долгосрочной перспективе, так как решения, кому выделять и как выделять и сколько выделять, опять-таки принимались белыми воротничками, далекими от музыки и не имеющими «уши». Выделялись ли по знакомству, или по какому еще предпочтению, - не важно. А важно, что толку от этого не было. В эфир все равно шли «дешевки», если так можно выразиться о предлагаемом под видом Музыки продукте. И вот после 2007 года показатели выручки у компаний начали стремительно падать. Мейджоры начали искать побочные виды доходов, новые пути поступлений, конечно, уже никак не связанные напрямую с музыкальной составляющей. Катастрофически падали как продажи, так и интерес публики к такому «продукту». Собственно, получилось почти как в русской поговорке: «На зло бабушке отморожу себе уши». Правда, конечно, непонятно, кто тут бабушка. Но уж точно не слушатель. Прогресс. Это и хорошо и плохо Безусловно, какую-то роль в таком состоянии дел сыграли и технические новшества. Компьютерные технологии, новейшие программные обеспечения, интернет – все это послужило как вспомогательным инструментарием, так и сыграло злую шутку. Как, впрочем, и любой другой продукт прогресса. Колесо может быть как колесом скорой помощи, так и колесом танка. «Сейчас можно записать, не выходя из спальни, целый оркестр. Это хорошо. Но и плохо, потому что ты лишаешься вот того самого художественного момента Чуда!» - заявляет легендарный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin). Боб, который продюсировал (не путать с русским понятием продюсирования в России) лучшие альбомы последних десятков лет, такие как альбомы группы Pink Floyd, включая легендарный The Wall, альбомы Peter Gabriel, Kiss, 30 seconds to Mars, Nine Inch Nails и многие другие, продолжает:«Когда в студии собиралась группа, то между ними в определенный момент, в тот момент, когда они начинали играть, заводя друг друга и сами себя, возникало то самое Чудо, которое и отражалось потом в записи. То, что не видно и не слышно, но то, что чувствуется. В компьютерах этого нет, компьютер может тебе помочь, но он не является тебе соавтором, членом группы!» Исчезло самое важное - то, что великий русский философ Иван Ильин называл в свое время Актом Творческого созерцания. Лично я это определяю просто: исчезла Любовь. К примеру, записывая вокал в студии, я всегда добиваюсь того, чтобы промеж мной и вокалистом проскочил этот ток Любви. Любви не плотской, не стоит тут читателям думать низко и превратно, а Любви высокой, общечеловеческой, той, которую древние греки называли Агапе, той, которая и творит Чудеса. Ведь ежели этого не будет, то не будет и Чуда, не будет СоГласия. И не услышит, не прочувствует этого Чуда и слушатель. А это главнее, ибо без Любви не можешь творить ничесоже. «Истинно так же говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19). Чрезмерное увлечение технологиями позволило пролезть целому полчищу как бы музыкантов. Появились целые движения симулякров от музыки, как самих как бы артистов-симулякров, так и их продукции: симулякров-альбомов, симулякров-песен, симулякров-хитов. «Я не понимаю, зачем артисты идут в студию записываться, не имея при этом хита», -заявил Дэвид Гетта (David Guetta) . При этом знаменитый диджей и продюсер, активно сам пользующийся новыми технологиями, работая в электронной музыке, здраво отдает себе отчет в необходимости баланса такого пользования. «Когда мне надо записать кому-то демо трек, я, не умеющий абсолютно петь, могу, конечно, исполнить мелодию, потом подправить все неточные нотки и показать потом исполнителю. Но сам я не буду никогда публиковать свой вокал, даже если его можно подтюнить, исправить. И если мне нужно пианино в записи, я могу набросать линию, но играть будет тот, кто делает это профессионально всю свою жизнь. Мы возьмем студию, и будем писать до тех пор, пока не получим незабываемый дубль!» - поясняет Дэвид Гетта. Студии, как первый путь к спасению Было время, когда студии находились на стадии выживания. По всему миру закрывались лучшие студии, где записывались в свое время мировые шедевры. И даже пресловутая Эбби Роад (Abbey Road) испытывала крайние трудности. Не выделяли денег на студии прижимистые белые воротнички, вставшие у руля мировой музыкальной масс-индустрии. Не хотели идти в большие студии и музыканты, предпочитавшие дешево записаться порой дома на компьютере, но вложить средства, выделяемые фирмами, в свои наряды, клипы, образы. Герои музыкального небосклона превратились в героев MTV, в телепузиков, в медийных персонажей, но не музыкантов. Они перестали таковыми быть. Они стали тружениками телевидения, просто работающими музыкантами-симулякрами. И первыми, кто им перестал быть нужен, это были студии. И так было почти два десятилетия. Но похоже, наступает эпоха ренессанса - для музыкантов и, в первую очередь, для студий. Они первыми почувствовали оживление и вот уже стали открываться замечательные студии, предлагающие и комплексные решения. После культового фильма «Залечь на дно в Брюгге» весь мир узнал о красивейшем городке в Бельгии. Сыграв на этом и на том, что под Брюгге великолепная природа, известнейший бельгийский композитор и продюсер Patrick Hamilton открыл студию прямо в пригороде Брюгге. Комплекс «Globe Recording Studios» объединяет в себе не только четыре роскошных студии, где можно записать от оркестра до рок-группы, но и дом-гостиницу, центр отдыха и даже бар. Все для того, чтобы сюда мог заехать музыкальный коллектив в составе до 12 человек и жить и творить в девственно чистой природе Фландрии, вдохновляясь пением лесных птиц и пейзажами Брюгге, куда музыкантов может доставить в течении десяти минут специальный транспорт, приписанный к студии. Понятно, что студию потихонечку облюбовали те, кто направлен на результат. Тем паче, что в помощь музыкантам там - штатные звукорежиссеры и продюсеры, работавшие с такими артистами, как U2, Rammstein, Bjork, Sugarcubes, Stone Roses, Kate Ryan и т.д. Или вообще фантастический вариант. Новая студия «Karma Sound Studios», детище Крис Крекера (Chris Cracker), известнейшего продюсера, записавшего за свою жизнь более 400 альбомов классической ,джазовой и поп-музыки, бывшего в последние годы Президентом Sony Classic, ушедшего с поста в 2008 году для воплощения этой своей мечты. Но ведь мы-то знаем, что такого уровня люди - не фривольные меценаты. И тут, кажется, Крис не прогадал и сделал из студии очередной хит. И не удивительно - комплекс зданий, расположенный в 50 метрах от белоснежного пляжа на острове Самуи, что в Таиланде, имеет лучшие студийные помещения, лучшее оборудование и, помимо этого, бассейны, фитнес-центры, рестораны при комплексе и, конечно же, дома-гостиницы для группы музыкантов и их свиты любого уровня. Гостям предлагается любой сервис. Первый, кто здесь писался - группа Placebo. Записав свой «Battle of the Sun», лидер группы Брайан Молко выразил желание купить эту студию, но Крис отклонил предложение. Вторым , кто предложил купить это чудо, стал Джамироквай (Jamiroquai), сменивший Placebo в студии. И теперь это стало почти традицией - каждый новый артист пытается узнать, не продается ли этот кусочек рая. Потому как пишется и творится тут великолепно. И, опять-таки, полностью есть тот персонал, который может помочь и записать, и аранжировать и, если надо, то и сочинить для исполнителя очередную песню. Так же как есть все возможности работать с любыми авторами дистанционно, где бы они не находились в этот момент. И ведь цены на такой рай для музыкантов, что в случае с «Globe Recording Studios» , что в случае с «Karma Sound Studios», не отличаются от цен на городские студии в Лондоне или Париже, и уж порою дешевле, чем цены некоторых студий в Москве, и это с учетом проживания. И если такие студии начали пользоваться спросом, если такие студии начали открывать - значит, потихонечку маятник начал движение в обратную сторону, к Музыке. Эпилог. О родном Не знаю, будут ли наши музыканты пользоваться услугами таких студий, думать о качестве, думать о Музыке, наконец-то. Наверное , музыканты-симулякры не будут. Им важнее новый наряд или лишняя засветка по ТВ. Но хочется думать, что время телепузиков пошло на убыль. Ведь как выглядит сейчас подавляющее большинство записей, вернее, процесса записей этих как бы музыкантов? Поясняю. Купили какую-то песню, при этом не столь важно какую (многие не понимают важность выбора песни, ушей-то нет!). Самое главное, чтобы была песня автора, которого могут играть на радио. Песню отдали аранжировщикам, либо штатным, либо на студию, с которой работают. Аранжировку слепили, подготовили компьютер к назначенному времени, когда должна приехать звезда. Далее звезда заезжает на пару-тройку часов, спела несколько дублей или несколько сотен дублей (тут зависит от голосовых возможностей звезды) и уехала (на сьемки, выступления, тусовки), оставив звукорежиссерам выбирать фразы из дублей и монтировать звуковую дорожку. Потом сведение треков, мастеринг, и все – продукт готов. Слушайте на здоровье. Вот я и думаю - неужели не найдется артистов, которые когда-нибудь забронируют «Karma Sound Studios», и засядут туда писать суперальбом. Вернее не писать, а творить. Ведь могут же себе это позволить артисты уровня Лепса, к примеру. К тому же у артистов есть коллективы, и членам коллектива положен отпуск. Весьма трудно в рабочие сезоны давать членам коллектива отпуск. Но и их понять можно - у них семьи, и жены уже наседают по поводу отпуска. А тут выехал на Самуи всем коллективом, коллектив и семьи прихватил, жен и детей. И отдых тебе, и соТворчество. И вернулся артист отдохнувший и загоревший, и с не менее отдохнувшим коллективом и членами их семей, да еще и суперальбом привез, на радость всем нам. И все это стоит-то не более цены гонорара за один концерт такого артиста. Значит, могут же позволить, но не желают. Но все же надо надеяться. Может будет и на нашей улице Музыка! |