Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«ФолкРокФорум». День первый. Горбушка и «Мельница»

Каждый день, по пути на учебу, на работу, по своим делам и домой, все мы проходим хотя бы мимо двух-трех музыкальных палаток. И каждый день слышим одно и то же. Сладкоголосые бессмысленные песенки льются в наши уши на улице, из радиоприемников маршруток, из открытых окон машин и с телеэкранов.

Не творчество, не полет мысли и фантазий, а наборы слов, иногда повторяющиеся для особо умных и понятливых по два-три раза в одной песне. Правда, музыкальные каналы разбавляют эфир немалым количеством рэпа и R&B, но для истинного меломана, что называется, хрен редьки не слаще.

И на этом фоне как-то забывается, что существует другая, менее известная, но в десятки раз более прекрасная музыка. Музыкальный фестиваль «ФолкРокФорум», прошедший в первые выходные марта, стал прекрасным тому напоминанием и подтверждением.

В этом году второй ФолкРокФорум совпал с днем рождения «Проекта Археолгия». В том числе и по этому поводу действо было двухдневным и условно разделилось на Фестиваль, с шумом и грохотом прошедший 4 марта в Горбушке, и День Рождения, отмеченный 5 марта в клубе «Табула Раса» в почти домашней атмосфере.

Как писал в своем Живом Журнале организатор ФолкРокФорума и «Проекта Археология» Михаил «Майк» Гуляев, «это - в первую очередь - день рождения, а уже потом – «новое музыкальное пространство», «главное событие» и т.п. А на день рождения, согласитесь, все-таки логичнее приглашать старых друзей, ну, или как минимум - старых знакомцев. Во-вторых, Горбушка не резиновая, и пригласить туда можно очень ограниченное число команд. В-третьих, все-таки хотелось, чтобы у этой «солянки» была какая-то внутренняя логика, драматургия, если хотите. Вот примерно из этих резонов и возникло то, что произошло в «Горбушке».

Открывала первый день фестиваля команда под названием «Osimira». Неизвестная у нас, группа уже завоевала признание в Прибалтике, Польше и в своей родной Белоруссии. По ребятам сразу было видно, что они не новички на сцене. Никакой скованности, смущения, рубленых фраз. Сценические костюмы музыкантов – не описать, это надо видеть. Барабанщик «Osimira» пояснил, что это специально сделанная для группы стилизация под национальные белорусские одежды.

Красивые мелодии, сыгранные на множестве самых разнообразных музыкальных инструментов (от скрипки и бас-гитары до волынки, сопилки и рожка), не оставили толпу равнодушной – зал начал плясать буквально на второй песне. То, что фронтмен коллектива общался с залом на белорусском языке, казалось, никого не смущало. Музыка – язык интернациональный, а фолкеры – народ добрый и, в большинстве своем, понятливый.

По общему мнению, группа «Тол Мириам» мало вписывалась в рамки подобного фестиваля. «Тол Мириам» - это скорее не фолк, а «менестрели» - околоролевая, толкиенская тусовка, и музыканты и поэты, из нее выходящие. Вокалистка коллектива Mirish, выглядящая хрупкой и миниатюрной даже на высоченных каблуках, явно чувствовала себя не в своей тарелке. Девушка зажалась, напряглась, как следствие, сочный голос ее местами звучал глухо или не звучал вообще. Но ее тоже приняли хорошо и дружелюбно.

Питерская команда «The Dartz» была не слишком известна московской публике. Но лидер коллектива Дмитрий «Dee» Курцман сразу подал себя как «своего в доску» парня. Держался он свободно, будто в дружеской компании. Веселые и понятные душой песни, этакая смесь фолкового, русского народного и рок-н-рольного, пришлись по вкусу всему залу, и на весь оставшийся вечер в Горбушке была задана атмосфера всеобщего праздника. Весело, легко и непринужденно.

Думаю, если были в зале те, кто увидел группу «Tintal» впервые, - открытие это стало для них шоковым. Нет, сначала все было вполне прилично. Два музыканта с волынками, в килтах, красивые мелодии, заставляющие воображение рисовать полет с горьковатым дымным ветром над стелющимися травами в гривах вольного табуна, мчащегося по межгорным долинам… Вряд ли за этой красотой многие заметили, что на сцене возникли некоторые сугубо технические неполадки, и музыканты долго не могли подключить скрипку и гитару.

А потом появился фронтмен группы Федор Воскресенский, также в килте, с лицом, вымазанным синей краской и с барабаном в руках. Что-то языческое было в нем, что-то от древнего грозного бога. Или же от древнего шамана. И первая мысль, которая возникла, когда замолкли волынщики и заиграла обычная тинталовская музыка, была: «Панк-фолк…»

Майк Гуляев писал, что «выражаясь фигурально, в синтагме «кельтский рок» Федор Воскресенский и Ко находятся между «й» и «р», там, где знак «пробел»... Между тем, и в «кельтской», и в «рокерской» ипостаси «Тинтал» хорош и органичен: профессиональные и хорошо сыгравшиеся музыканты, плотный, не без изысков звук…» Музыка звучала действительно очень органично и захватывающе. Зал плясал, как один человек.

Задор и добрый драйв, с которым группа «Тролль Гнет Ель» проводит свои концерты, давно снискали им немалую популярность. Главные пивные фолкеры страны, как и «Osimira», очень порадовали сценическими костюмами. Особенно хвост Тролля, которым он крутил и помахивал на протяжении всего выступления. Зал хороводил и «паровозил».

«Мельница объективно - единственная «супер-группа» «из наших». Единственная пока, пробившаяся в мир больших корпораций и «форматного» радио, если хотите – «локомотив» и Проекта, и фолк-роковой тусовки вообще...» Впрочем, при любом отношении, вряд ли у кого-то возник вопрос, почему «Мельница» - хэдлайнер ФолкРокФорума. К моменту выхода Хелависы со товарищи на сцену в фойе и курилках не осталось ни одного человека. Зато зал был забит до отказа. Думаю, почти не совру, если скажу, что больше народу эта площадка видела лишь во время выступления в Горбушке группы «Кипелов».

Та часть зала, у которой еще остались силы, билась в экстазе. Остальные жалели, что им на это не хватает сил. Заканчивался первый день, впереди - день второй.

Мария ЦЕРЕТЕЛИ