Андрей Макаревич вспоминает "Старую Машину" по-новому
Словосочетание «Старая Машина» способно вызвать любые ассоциации, кроме названия новой концертной программы Макаревича. А ведь все именно так. Андрей Макаревич уже закончил запись этой программы в студии, и вот показал ее на днях в казино JazzTown.
- Сейчас мне кажется, что в молодые годы наши композиторские способности опережали наши исполнительские, и мы не всегда могли сыграть то, что сочинили. Сейчас такая возможность есть, - объясняет появление старых песен «Машины Времени» в новых джазовых аранжировках сам Макаревич. Цветы складывают прямо на ступеньках, ведущих на сцену. «Прямо как монументу», - иронично комментирует певец. К нему в этот вечер пришла жена и находящаяся на последнем месяце беременности телеведущая Татьяна Лазарева. Зал казино переполнен. Но на сцене, кажется, еще больше людей: полный состав «Оркестра Креольского Танго», отдельные солисты и солистки, а также вокальный ансамбль A’Capella Express и оркестр Jazz Town Band. Первую половину концерта Макаревич и его аккомпаниаторы играли песни из последних альбомов, записанных с Оркестром Креольского Танго, в том числе песни Булата Окуджавы. А во втором отделении начались сюрпризы. Дело в том, что альбом должен выйти осенью, и Макаревич нигде не рассказывал, какие же именно песни из старой Машины обретут новое звучание. Поэтому каждая следующая песня встречается с удивлением и восторгом. Начал Макаревич с песни «В маленьком городе», продолжил «Эпохой большой нелюбви». Песни совсем разных лет. Следующая песня относится к нетленкам или шедеврам, как угодно: «Он был старше ее», но никаких особых различий по сравнению с уже ранее исполняемой на концертах «Креольского Танго» версией услышать не удалось. Все тот же вязкий и тягучий клавишный фон с вкрадчивой глуховатой трубой. «Мы расходимся по домам» с мягкими опеваниями A’Capella Express начала примерно обозначать контуры замысла Макаревича. По сути, Андрей решил использовать возможности «Оркестра Креольского Танго» и A’Capella Express, вкупе с духовой секцией Jazz Town Band, для выпуска старых песен в легкой кабацко-джазовой обработке. Причем на этот раз Макаревич взял самые мелодически сложные, напевные свои произведения. Лишив их юношеского задора, Макаревич вложил в них недвижимое, почти буддистское спокойствие и буржузное моралите. Я не уверен, что большинству поклонников «Машины Времени» придутся по вкусу эксперименты с дистилляцией молодой горячей крови ранней «Машины». Даже уверен, что большинству они категорически не понравятся. Но, право же, Макаревич заслужил право на старости лет производить любые эксперименты со своим творчеством. Я вообще заметил, если уж быть откровенным, насколько самому Андрею Вадимовичу нравится ощущать себя солидным ресторанным «лабухом». Он получает удовольствие. Этот процесс для нас, зрителей, явственно начался с клипа «Имитация». Помните этот задымленный кабак, и смачную с расстановкой игру «машинистов»? Теперь это фирменный стиль сольного Андрея Макаревича – на грани шансона и джаза. Почему бы нет?.. «Имитация» тоже прозвучала, в респектабельном джазовом звучании. Боюсь, в этой версии смысл трагических слов совсем утратился... А вот «Музыка под снегом», например, получилась отчаянно удачной. Нисходящие скрипичные пассажи, клавишные менуэты – не об этом ли много лет назад мечтал юный Макаревич, писавший строчку «И соната слышна едва-едва»... Теперь высокопрофессиональные музыканты смогли сыграть ту самую сонату в зимнем лесу. Песня «Время» (Нам уготовано, мальчик мой...) звучит почти аутентично по отношению к плотно-клавишному перестроечному звучанию «Машины Времени». «Картонные кралья любви» превратились совсем в веселую джазовую пьесу. И просто фейерверк разных джазовых стилей, от диксиленда до би-бопа, уместился в аранжировочном решении песни «Старый корабль», что вполне логично, ведь поется про то, как «в трюме посетить кафе и винный зал». В новой жизни песни «Если в городе твоем снег» клавиши и аккордеон рисуют протяжный эмбиент, неожиданно переходящий в энергичный джаз-рок. И очень приятно, что Макаревич не забыл песню «Забесплатно только птички поют», хотя и вложил в нее прямо противоположный смысл, чем воспринималось в годы его романтичной юности. С годами пришел житейский цинизм, и это надо воспринять как данность. Словом, ожидать выпуска нового альбома можно с тревогой. Скорее всего, «Старая Машина» еще больше увеличит разрыв между теми, кто любит исключительно «Старую Машину», причем в оригинальном звучании, и не любит сегодняшнего буржуазного Макаревича. Что не помешает остаться этим песням – великими песнями. Гуру КЕН |