ВДНХ в Сорочанах. «Ethnolife 2006» - как это было
С 28 по 30 июля на территории подмосковного горнолыжного курорта «Сорочаны», где на целый месяц возвели парк ETHNOLAND, тихо и без особой шумихи прошёл фестиваль мировой культуры «Ethnolife», где помимо музыкальной солянки из регги, славянского фолк-рока и джаза отдыхающим было предложено и другое, не менее разнообразное меню досуга.
«ЭТНОЛЯНДИЯ»В эти выходные, как и в предыдущие, добраться до заветного Этнолэнда можно было тремя способами: на электричке от Савёловского вокзала, на автобусе от станции метро Алтуфьево, ну или на собственном транспорте от родной квартиры. Выбрав второй вариант, я уже к часу дня с комфортом доехал до места. Пол-дороги нас сопровождали громкие завывания одного длинноволосого парня, представившегося пионервожатым с пятилетним стажем, который то и дело обращался к молчаливым пассажирам с просьбой спеть вместе с ним хоть какую-нибудь песню. Но мои немногочисленные попутчики оказались, к горькому сожалению несостоявшегося комсомольца-запевалы, не столь экспрессивны в проявлении своих предфестивальных эмоций и, похоже, настраивались на «Этнолайф» каким-то особым внутренним способом. Я, решив последовать примеру большинства, тоже погрузился в самосозерцание, раздумывая о том, что наверно именно с таким «тихим» настроем и надо ехать на фестиваль этнической музыки и не поддаваться на провокации нашего запевалы. Осознав, что с нами «каши не сваришь», вскоре примолк и сам зачинщик беспокойства.Так в тишине я и мои попутчики, большинство из которых оказалось с палатками, выгрузились у центрального входа в «Ethnoland». Ажиотажа у входа не наблюдалось. Всё было очень тихо и даже как-то пустынно. Несколько человек с рюкзаками стояли возле касс, и ещё несколько - в очереди в туалет. Ещё двое ребят, парень и девушка, стояли поодаль и возмущенно обсуждали вопрос того, почему билет стоит 500 рублей, а не 300, как предварительно им сообщили по телефону сами организаторы «Этнолайфа». Я решил подойти и разузнать всё поподробнее: - Ребята, а что за проблемы с билетами? - Да, блин, обещали, что билеты будут по 300 рублей, а оказалось, что по 500! – возмущенно ответил парень, позже назвавшийся Артёмом. - Но ведь на сайте «Этнолэнда» чётко прописано, что билеты стоят 500 рублей, - уточнил я. - Да, знаю! Я тоже это видел. При этом, когда позвонил организаторам по указанным на том же сайте телефонам, чтобы уточнить, что входит в эти 500 рублей, мне ответили, что билет стоит на самом деле 300 рублей, а то, что я им наговариваю про 500 - это всё полный «лохотрон»…Так, блин, и сказали, – резюмировал Артём и добавил, что фамилия у него Быков и что я напишу об этом , то можно сослаться на него. Вышесказанное вызвало у меня ряд сомнений, хотя... Как бы то ни было, я всё же решил упомянуть этот момент в статье, и первым делом отправился к киоску с информацией, чтобы сразу как-то сориентироваться в своих дальнейших действиях и узнать программу фестиваля как на субботний, так и воскресный день. Но к моему удивлению и разочарованию, музыкальная программа вместо 11 часов утра по новому плану должна были начаться только в 16.30. А ряд музыкантов, заявленных на сайте фестиваля в качестве его участников на этот день, вообще в списке отсутствовали. Я поинтересовался у девушки, с чем связано такое укорачивание музыкальной части фестиваля, и почему отсутствует программа на следующий день. Она же с явным сожалением в голосе ответила, что некоторые музыканты отказались выступать из-за плохой погоды. По этой же причине не стали открывать и Малую сцену, на которой тоже планировался ряд выступлений. Продолжая дальше изучать список, в итоге не досчитался нескольких музыкальных коллективов и, собственно, хедлайнера субботнего вечера в Сорочанах - Marlene Dorsena, бельгийской певицы африканского происхождения, чьё выступление должно было стать одним из самых ярких событий фестиваля «Этнолайф». На вопрос о том, куда же, собственно, подевался хедлайнер, девушка ответила, что Marlen Dorsena выступила ещё вчера, то есть в пятницу, и сегодня её, соответственно, на фестивале не будет. Впереди было ещё целых 3 часа свободных действий до начала музыкальной программы. За это время я успел дважды или трижды пробежаться по нескольким сиротливым рядам, представленным в интернет-проспектах, как настоящая пёстрая «этноярмарка» народного творчества Индии, Китая, стран Латинской Америки и Африки. Во многом перечень того, что лежало на прилавках напоминало ассортимент столичного эзотерического магазина «Путь к себе», где так любят бывать поклонники «этношоппинга». Но на «ярмарке мировых культур» в Этнолэнде тоже было чем себя порадовать. Это могли стать и ямайские рубахи, расписанные и вышитые вручную, и китайская каллиграфия, и индийские сумки и благовония, и латинские шляпы из кожи каймана, и штаны из 100%-ной конопли, и многое-многое другое. Но самое примечательное было то, что на нынешнем «Этнолайфе», в отличие от прошлогоднего, чувствовался некий акцент на славянской культуре. Это я ещё заметил, когда просматривал список музыкальных коллективов фестиваля и то насколько широко в программе представлены русские традиции. Свидетельством тому явился и сымпровизированный «Город Мастеров», где за умеренную плату для отдыхающих местные умельцы могли за несколько минут изготовить колечки со славянскими орнаментами, серёжки или вырезать предметы стилизованной русской утвари из дерева. Те же, кто был спокоен к этнографическим прогулкам по Этнолэнду, стреляли из арбалета, метали томагавки или участвовали в ролевых играх в битве на мячах. В ожидании музыкальной программы народ коротал время в прогулках на канатной дороге или в местном цирке, расположенном под склоном горы, куда можно было спуститься от центральной сцены по бетонированной дорожке. Хотя, пожалуй, именно этот бетон, и перекопанная во многих местах под новые горнолыжные трассы территория этнопарка, скорее портила общую картину фестиваля, нежели её дополняла. Так ребята, посещавшие «Этнолайф» в 2005 году, вспоминали, что в прошлый раз всё получилось намного лучше в том плане, что кругом была зелень, и люди могли спокойно валяться прямо на траве, загорать и слушать музыку. В этом же году, помимо того, что небо так и осталось пасмурным, возле основной «Большой Сцены» возникло поле, покрытое песком и гравием, и лишь частично застеленное досками. Рядом был возведён огромный белый шатёр, где также должны были пройти тематические представления и выступления музыкантов. Малая сцена была закрыта, а обещанных же в рекламных проспектах африканских и индейских деревень я так и не обнаружил. Единственное, что внизу, в долине, я наткнулся на ряд стилизованных индейских типи, которые сдавались в аренду туристам, приехавшим без своих палаток. ЭТНОЖИЗНЬБлиже к 4 часам вечера народ, кутаясь в свитера и толстовки, начал лениво подтягиваться к основной сцене, откуда стали доноситься звуки настраиваемых инструментов. Но ждать пришлось на самом деле ещё более часа, прежде чем субботняя программа фестиваля на Большой сцене всё-таки стартовала.Тем временем кто-то, проходя мимо, сказал, что под большим белым шатром уже идёт концерт алтайской певицы Тандалай. Я взглянул в переписанный мною список выступлений, но почему-то Тандалай в указанное время не обнаружил. Ничего не оставалось, как пойти наобум. И действительно, на сцене пела женщина азиатской внешности, отчего я догадался, что это, скорее всего и есть Тандалай. Немногочисленной публике, расположившейся на пластмассовых стульях или прямо на полу, певица исполняла свою программу из алтайского песенного фольклора. Особенно запомнилось её проникновенное горловое пение под аккомпанемент народного инструмента под названием топшур. Тандалай воссоздавала вокалом шум реки и вой ветра, отчего вызывала стойкое ощущение присутствия где-то в одном из ущелий Горного Алтая. Это было очень глубокое, по настоящему медитативное выступление. После его завершения наступил долгий перерыв, и собравшаяся публика, покидая насиженные места в поисках новых эстетических удовольствий, двинулась к главной сцене, где уже начала свой концерт известная клубной публике эксцентричная рок-группа «И друг мой грузовик». Эта команда, состоящая всего из 3 человек (вокалиста, басиста и ударника), исполнила заводную и весьма актуальную для идеологии фестиваля песню «Я пью минеральную воду», в предисловии лишний раз подчеркнув, что данный фестиваль – это фестиваль здорового образа жизни, отказа от наркотиков, алкоголя и агрессии. На эти слова, что примечательно, очень бурно отреагировали молодые люди с дредами в волосах, которые собрались у Большой сцены в ожидании выступления следующего коллектива под названием «Гонжа», представлявшего на «Этнолайфе» регги. В местном кафе-столовой немало молодых людей, откровенно забив на идеологию фестиваля о здоровом образе жизни, потягивали пиво или брали чекушки с водкой «Nemiroff», которую можно было купить тут же на кассе. Понять этих ребят было очень даже легко, учитывая, что за окном была практически осень и возникала реальная опасность заболеть без такого рода «согрева». Время шло, музыканты всё ещё возились со звуком. Похоже, там возникла какая-то техническая заминка, причиной которой были явно не музыканты. Но в конечном итоге ребята всё-таки начали концерт. Правда, публика, заметно к тому времени поредела, и воспринимала группу как-то без особого энтузиазма, что можно было объяснить тем, что под таким пасмурным небом русского человека не очень-то трогают солнечные ритмы ямайского регги. К тому же сами музыканты явно нервничали из-за технических неполадок аппаратуры. После же окончания их выступления вновь произошла перетасовка в музыкальной программе. На сцене появился ансамбль «Кавказ», выступление которого ранее было запланировано вообще на другой площадке. Но так как Малая сцена не функционировала в эти выходные, а в шатре вообще постоянно программа менялась, то ансамбль решили выпустить на главную сцену. Несмотря на все организаторские перипетии, игра на барабанах и лихие горские танцы заставили пуститься в пляс весь народ, что собрался на сбитом из досок танцполе. Тем временем под шатром творилась действительно настоящая неразбериха. Участники фестиваля постоянно менялись местами, некоторые команды просто выпадали из списка или отказывались выступать. Например, когда я решил посмотреть в указанное по списку время выступление корейского ансамбля «Ханнури», то оказалось, что оно перенесено. И в итоге выступление ансамбля состоялось, но с опозданием в два часа. Всё это периодически наталкивало на мысли о том, что организация фестиваля «Этнолайф» в этом году отдаёт какой-то самодеятельностью. Лишь с началом выступления группы «Бобры» музыкальная программа наконец-то «устаканилась» и уже не менялась до конца вечера, хотя на следующий день также возникали некоторые накладки с хронологией выступлений. «Бобры» же выдали просто на «ура» разудалый славянский рок-н-ролл, который в отличие от многих аналогичных коллективов, не выглядел фальшиво и наигранно. Приятное сочетание как настоящего рок-н-ролльного драйва, так и исконной славянской мелодики. Но особенно в их концерте запомнилось хоровое исполнение под скрипку и аккордеон кавер-версии известного хита «Земля в иллюминаторе», который «Бобры» превратили не во что-то, а в настоящую …цыганочку. И если бы на фестивале существовала номинация «Лучшая плясовая», то наверняка группа «Бобры» в ней бы победили. Пожалуй, такие же положительные эмоции вызвали воскресные выступления цыганско-балканской группы «ДобраНочь» и шотландских фолк-рокеров «Mystery Juice», которые, кстати, в субботу успели «зажечь» на московском рок-фестивале «Крылья». На «Этнолайфе» же в субботний вечер в рамках славянского музыкального блока вслед за «Бобрами» выступил ансамбль русской народной песни «Индрик-зверь», а также команда «Osimira», оставившие очень позитивное впечатление. «Безопасные волшебники» из этно-джаз-бэнда «Safety Magic» представили на фестивале программу с ориентальным уклоном, но в рамках традиционного джаза. Хотя отыграли ребята как-то сухо и чересчур «осторожно», несмотря на высокий профессионализм и мастерство импровизации . Этноэлектронный проект «Umbela» исполнили зажигательный сет, где в одном котле перемешали хаус, латинские, африканские ритмы и элементы трип-хопа. Затем состоялось огненное представление «Камикадзе шоу» и ночная дискотека от немецкого DJ Cristian’а. К этому времени та часть отдыхающих, что оказались слишком легко одеты для ночной части фестиваля, успели уже погрузиться в маршрутные автобусы Сорочаны-Москва и распрощаться с «этножизнью» до следующего дня. Более же закалённая публика осталась у костров фестиваля на ночь - ловить ощущения пионерских лагерей и петь песни у стилизованных индейских типи. На следующий же день основными компонентами музыкального коктейля «Этнолайф» стали «Страсти», исполнившие русскоязычное питерское регги, а также «Солнечный Блюз», «Красно солнце» и «Начало Века», представившие на сцене современное видение славянской этнической музыки. Следующими же ингредиентами для коктейля настоящей этнической музыки стала команда «ДобраНочь», устроившая на сцене (и возле сцены) настоящие балканские пляски в лучших традициях Эмира Кустурицы и Горана Бреговича. Ну, а последним аккордом для этого балагана стал уже упоминавшийся выше шотландский «Мистический сок» («Mystery Juice»), в гремучем составе которого смешались почему-то ирландские мотивы (ведь сами ребята из Шотландии) и традиционный рок-н-ролл с грязным мужским вокалом, повествующем о том, кому в Шотландии нынче жить хорошо, а кому не очень… Так, не раз нарвавшись на большую кочку, фестиваль «Этнолайф» докатился до своего финиша. Будем надеяться, что в следующий раз извозчики учтут все недочёты и не позволят превратить свой экипаж в раздолбанную телегу. Вадим ВИТОВЦЕВ |