Гитарист и композитор, стиляга и коллекционер, идейный вдохновитель и бессменный лидер группы «Браво» Евгений Хавтан – ярый поклонник творчества Довлатова и Шукшина, Чарли Чаплина и Леонарда Коэна, носитель московского духа и даже патриот.
Музыкант встретился с корреспондентом «НИ» накануне своего отъезда на
гастроли в Самару и рассказал о том, почему рок не имеет ничего общего с
шоу-бизнесом.
– Группа «Браво» – рекордсмен по количеству песен о
Москве. Это патриотизм, доведенный до крайности, чтобы выжить в условиях
цензуры, или вы действительно настолько влюблены в этот город?
– Эти
песни точно не конъюнктура, связанная с городом. Мы начинали писать их тогда,
когда дивидендов в виде дачных поселков и квартир в этой самой Москве получить
было невозможно. Более того, в то время – в 80-е годы – за песню можно было
сесть в тюрьму. Пора жесткой цензуры – плодотворное время для творчества. Запрет
– очень мощный стимул. Когда все запрещено, непременно появляется что-то свежее.
Но меня, как 20 лет назад, так и сейчас на написание песен вдохновляют эмоции и
простые человеческие радости и ценности, которые не меняются с годами и с курсом
доллара. Так что наши песни совершенно искренние. Мы все родились в этом городе
и действительно очень любим его. Мы – стопроцентная московская
группа.
– Что в вашем понимании и в вашем творчестве «московский
стиль»?
– Всегда существовало разделение на московский, питерский,
екатеринбургский и прочий рок.
Но поскольку наши корни в Москве и все
то, что мы любим – столичное, «стиляжное», – берет свое начало в 60-х, мы стали
такими, какими нас знают. Наша Москва такая иллюзорная, даже сказочная и
совершенно безвозвратная, но тем она и прекрасна. В нынешней Москве мне кое-что
нравится, что-то раздражает, но положительного больше. С каждым месяцем
появляются новые здания, город становится ухоженным и красивым. Часто бываю за
рубежом, есть, с чем сравнивать. Плюсы на его стороне. Понятно, почему он манит
людей, которые приезжают сюда со всей России и из других стран. Это громадный
мегаполис с кучей возможностей, здесь вращаются огромные деньги, можно сделать
карьеру. Конечно, Москва изменилась, но моя любовь к ней неизменна.
–
Вы много путешествовали. Не было желания поменять страну?
– Лет 15
назад хотелось попробовать эту западную конфету. У меня была попытка уехать
отсюда. Она не состоялась, и хорошо, что я не совершил ошибки. Ведь это означает
начинать карьеру с нуля. Вообще проблема «творческий человек за границей» очень
тяжела. Если ты родился здесь, вырос в этой языковой среде, уже сформировался
как личность, прижиться где-то в другом месте почти невозможно. У меня перед
глазами пример моих друзей-художников, которые уехали на Запад. Они с большим
трудом ассимилировались.
– Герой песни «стиляга из Москвы» – это
вы?
– Самая большая ошибка – ассоциировать героев песен с людьми,
которые их написали. Большое заблуждение, которое часто вызывает не меньшее
разочарование в жизни. Это просто песня, посвящена она наиболее приятному для
меня времени, когда были чудные компании, первые в стране клубы, где играли
качественную музыку. Когда для того, чтобы хорошо отдохнуть, не нужно было иметь
много денег, а нужно было знать хорошее место. Сейчас все иначе: подороже,
побогаче и побольше понтов. Тогда все было не так, и в этом была особая
прелесть. Поэтому в песнях образ собирательный, хотя, конечно, я тоже был
стилягой. Отчасти и сейчас им остаюсь.
– Что значит быть стилягой? Что
это за жизненная философия?
– Началось это с фестиваля молодежи и
студентов в Москве, продолжилось Олимпиадой, когда вся «западная зараза»,
которая здесь запрещалась (джаз, джинсы, сигареты), все хлынуло в Москву. Мое
поколение – первая волна стиляг, а та молодежь, которая выросла на песнях
«Браво», – вторая. Это были молодые люди, которые одевались и вели себя не так,
как все, чтобы выделяться в серой безликой толпе. И они действительно очень
выделялись. В те годы было сложно достать что-то эдакое. Но было два канала, по
которым к нам поступали вещи, становившиеся концертными. Это были вещи,
найденные на Тишинском рынке, вынутые из шкафов наших родителей и знакомых,
сшитые по образцам 40–60-х годов. И второй канал – спекулянты и фарцовщики,
которые сегодня официально называются бизнесменами, зарабатывали на этом деньги,
привозя, покупая, перепродавая, обменивая вещи. Это был круговорот вещей в
природе, из которого можно было выбрать что-то лучшее.
– Сохранилась
ли с тех времен какая-то вещица, которой вы дорожите?
– У меня
множество коробок со статьями о нас, с подарками поклонников, с оранжевыми
галстуками, которые нам дарили, и нашими концертными вещами. Последних
невероятно много, потому что выходить на сцену в одних и тех же костюмах
считалось дурным тоном. И среди всего этого хлама я обнаружил большую виниловую
бабочку, которую после одного из наших концертов мне подарил Артемий Троицкий.
Потом мы с ней выступали, в одном из клипов с ней снималась Жанна Агузарова,
получилось очень смешно.
– Как-то вы проговорились, что у вас много
всякой оригинальной одежды и целая коллекция обуви, около ста пар. С чего
началась эта коллекционерская страсть?
– У меня довольно много
необычных вещей, но никогда не было цели собрать коллекцию. Если вещь мне
нравится, я ее покупаю. Главное – вещь должна быть непохожа на себе подобных и
шепнуть мне: «Я твоя». Где бы я ни находился, я отыскиваю что-то интересное.
Вообще коллекцией это назвать сложно, потому что я выступаю в этих ботинках. Все
они разные, яркие и немного эпатажные. «В свет» их не вывожу, потому что я не
светский персонаж. На тусовках не появляюсь, провожу с группой процентов
семьдесят своего времени, но на интересные события захаживаю. Очень люблю
посещать показы европейского авангардного кино. Совершенно неизвестные
режиссеры, но очень любопытные фильмы… Кстати, о процессе приобретения обуви мой
любимый писатель Довлатов чудесно высказался: «Каждый раз, когда я покупаю
ботинки, я делаю это особенно тщательно. Потому что я думаю, что делаю это
последний раз в своей жизни. И в этих ботиках меня могут хоронить». Брутально,
конечно, но точнее не скажешь.
– Так же, как не скажешь, что вы –
автор такого количества жизнерадостных песен. Похоже, вы склонны к
депрессиям?
– Я борюсь с ними. Очень важно просто сменить обстановку,
картину, которая постоянно у тебя пред глазами. Меняются эмоции и настроение.
Недавно побывал в горах Италии. Это страна, словно предназначенная для отдыха.
Первый раз покатался на горных лыжах. Здорово. Есть еще одно замечательное
средство от всех болезней – шопинг. Глупо считать это исключительно женским
занятием. По статистике одного американского журнала, в процентном отношении
число мужчин, получающих удовольствие от покупок, значительно выше! Просто
каждому – свое. Меня, к примеру, радует обувь.
– На вас и сейчас очень
интересные ботинки. Стильные, отменного качества. Явно не здешние?
–
Они как раз отечественные. Теперь наконец-то и у нас можно найти все, что
хочешь. Главное – обладать вкусом и желанием отыскать свой стиль. Образчик
безвкусия для меня – массовая продукция, массовое телевидение, все то, что
рассчитано на широкого потребителя. Хотя Энди Уорхол сумел создать из ширпотреба
искусство, но это скорее исключение, чем правило.
– У вас есть еще
один интерес: вы неровно дышите к гитарам. При этом в России коллекционеров
гитар раз-два и обчелся. Расскажите про вашу коллекцию.
– Ее
составляют инструменты родом из Америки и Европы, сделанные в середине прошлого
века, связанные с легендарными личностями, музыкантами, гитаристами, оставившими
большой след в истории. Такими как The Beatles, Джимми Хендрикс. Они играли на
аналогичных моделях. Здесь таких инструментов не найти – в нашу страну их просто
не привозили. Эти вещи мне очень дороги. Я их собираю и бесконечно ими дорожу,
потому что очень хорошо в этом разбираюсь. Это собрание представляет ценность и
интерес только для людей, которые в этом что-то понимают, а таких ничтожно мало.
Для несведущего человека мои гитары всего лишь дрова для печки.
– На
ваше богатство никогда не посягали, не пытались стащить?
– Было
несколько попыток. Но это полумистические истории, потому что каким-то образом
мои гитары возвращаются ко мне. К примеру, лет десять назад обокрали квартиру
нашего техника, пропало музыкальное оборудование, в том числе и одна из моих
любимых гитар. Что такое пропажа инструмента в колоссальном потоке преступлений?
Нам повезло, что внучка начальника отделения милиции была поклонницей «Браво».
Милиция сделала несколько рейдов по местам, где могли «всплыть» наши
инструменты, и нашла их!
– Почему ваша страсть именно гитара, а не
любой другой музыкальный инструмент?
– Гитара – выгодное средство
отличаться от окружающих и универсальный язык общения среди подростков во все
времена. Поэтому я получил образование в музыкальной школе по классу
шестиструнной классической гитары. Сам пошел учиться в довольно осознанном
возрасте – лет в тринадцать. Если ты играешь на гитаре и знаешь шесть магических
аккордов, то ты – самый главный человек на своей лестничной клетке, во дворе, в
классе. Мне это нравилось и помогло увереннее ощущать себя в пространстве.
Музыку я начал писать значительно позже, а что-то внятное впервые появилось,
когда я уже учился в институте. Среда обитания и обстоятельства влияют на
человека. Появление группы, а потом Жанны в ней стимулировало написание новых
песен и некий творческий взрыв. Те люди, которые объединились под названием
«Браво», не могли остаться незамеченными. Они были яркими и замечательными.
– Что помогло вашей группе выживать в такие разные времена?
– Мы
появились в 80-е, а слово «стилист» десятилетием позже. То, какими мы стали, –
дело наших рук, воображения, таланта. У нас никогда не было людей, которые
давали бы нам советы. Только однажды в 1983-м году парни – наши ровесники –
притащили бриолин и намазали нам волосы, чтобы они блестели. Как сейчас помню,
его привезли из Риги в баночке, похожей на крем для обуви. На этом влияние извне
и ограничилось. Что до песен, то как это ни странно, но на них повлияла
отечественная музыка 50–60-х годов. Если сравнивать ее с современным российским
шоу-бизнесом, это было намного крепче и профессиональнее, нежели сегодня. Тогда
я считал, что музыка, которая нам нравится, пошлая, но если сравнивать с
теперешними ВИА – это был верх романтизма. В 70-е была проблема с
распространением новинок – это были только бобины. А потом к нам хлынула
качественная зарубежная музыка на виниловых пластинках. Она и подсказала тот
выдержанный и бесконечно важный для нас стиль, который у нас есть. Помню, 20 лет
назад, если появлялся какой-то ансамбль и на обложках своих пластинок выглядел
плохо и не стильно, мы его даже не слушали. Словом, гремучая смесь российского и
западного рок-н-ролла того времени подарила миру группу «Браво».
– Жив
ли сегодня дедушка рок-н-ролл, и если жив, то как он себя
чувствует?
– Вопрос очень сложный и неоднозначный. Ответить на него
наиболее емко и точно смог бы только человек, который его поставил в своих
песнях, – Борис Гребенщиков. Я скажу, что рок-н-ролл, конечно, жив, но состояние
его так себе. Он немного выжил из ума. При этом как красивая легенда о любви он
существует. Это греет души многих молодых людей, которые сегодня берут в руки
электрогитары. В моем понимании – он мертв. Потому что музыкальная индустрия
заметно изменилась за последнее тридцатилетие. Даже те группы, которые считают
себя частью рока, а это большая ответственность, на деле таковыми не являются.
Они – часть хорошо спланированного шоу-бизнеса и не более того. Для меня рока не
существует, но легенда жива.
– «Браво» – и реальность, и легенда,
которая, к счастью, жива. Но смена солистов группы – период переломный:
Агузарова, Сюткин, Ленц. Вы, Женя, в данном случае – константа, эдакий
летописец. Были моменты, когда жизнь коллектива просто висела на
волоске?
– Этот момент случается регулярно, каждые пять лет. Это
нормальный цикл для любой группы. В нем есть масса плюсов. Когда что-то
меняется, происходит что-то новое, есть мощный стимул создавать, творить,
писать. Скучно наблюдать группу неразвивающуюся, поющую несколько десятилетий
кряду одни и те же песни, мелькающую одними и теми же физиономиями. Хорошо,
когда есть свежая кровь. Появляются новые песни и новые поклонники. При этом
наша аудитория растет вместе с нами и постоянно пополняется молодыми и даже
юными людьми.
– Чем вы объясните, что ваши песни так долго живут и их
знает наизусть несколько поколений?
– Потому что они чистые и
простые, подкупают искренностью. Потому что всех достало вранье и цинизм,
царящие вокруг. Здорово, что число молодых слушателей увеличивается на наших
концертах. Это не просто приятно, это – добрый знак.