32 года как один день. С "Мастером и Маргаритой" под ручку. Александр Градский ставит точку в своей опере, ставшей знаменитой еще до всяких премьер. Которых, вероятно, и не будет. Как и Булгаков, Градский писал "Мастера" всю жизнь. Понравится кому — не понравится, но он все делал честно.
Рассказывать о музыке — дело пустое, но кое-как это сделать
попытаемся…Интервью у Градского взял "МК".
— Александр Борисович, с чего же
все началось?
— 32 года назад ко мне пришел
поэт Павел Грушко и принес свою пьесу в стихах, написанную по мотивам "Мастера и
Маргариты". При этом он навестил еще 8—9 композиторов — мол, кто скорее напишет.
Теперь Грушко в Америке, я был у него, и мы подписали контракт, где он позволил
мне использовать и его стихи даже без указания фамилии. Вот и вышло так, что
только я подхожу к финишу, спустя все эти годы, с готовой
оперой.
— Оперой? Вы так определяете ее
жанр?
— Какой жанр — решить непросто. Да,
наверное, "современная опера", то есть вещь многожанровая. В ней много
музыкальных намеков и цитат из Чайковского, Дунаевского, Верди, советской музыки
середины XX века. То есть идет главная эмоциональная тема — она моя,
оригинальная. А в подыгрыше используются эти самые намеки. В итоге — свыше двух
часов музыки, цель которой — равно как и при чтении книги — возбудить фантазию
слушателя, а кроме того — еще раз утвердить величие
первоисточника.
— Итак, нам надо ждать
премьеры?
— Отнюдь. Я не представляю себе,
как опера может быть исполнена в концертном или театральном варианте. Это просто
невозможно. Если только найдется сумасшедший миллионер, который потянет такой
масштаб. Скоро начнется запись на диск, требующая сверхкачественного уровня
исполнителей. И одно дело записать все звуки по частям, а потом на компьютере
смикшировать, но как живьем собрать в одном месте два полноценных оркестра
(классической и народной музыки), хоровую капеллу, ансамбль имени Александрова,
всевозможные электросоло из рок-музыки (гитары, синтезаторы…), солирующих
певцов? Ну что вы! А этот ансамбль Александрова, может, и нужен-то всего на два
куплета, не больше…
— А не пойдете на то,
чтобы ради концерта сделать некую
light-версию?
— Никогда! Ни одной ноты не
изменю, ни одного кусочка! Будет только один вариант. Те наработки в записях,
которые уже есть, я иногда проигрываю друзьям — и уже сейчас достигается
изобразительный эффект. У каждого слушателя появляется ощущение "своего
Булгакова", ведь для меня роман — это эмоциональный повод понять, кто я такой,
кто я как художник. Булгаков до последних часов своей жизни пытался что-то
исправить или добавить в "Мастера", никак не мог
остановиться…
— А кто писал
либретто?
— Я, но по нескольким источникам:
это и стихи Грушко (ряд удачных отрывков и красивых образов), и мои стихи,
авторский текст несколько раз произносимый под музыку… По сути, сюжет мой, но,
разумеется, по роману.
— Не боитесь, что в
дело может вмешаться наследник авторских прав Булгакова г-н Шиловский, который
ревностно оберегает текст от посягательств на театральных подмостках и в
кино?
— Думаю, он мне только большое
спасибо скажет. У музыки есть замечательная возможность, удаляясь от романа,
приближаться к нему. В энергетическом
смысле…
— Да? Но у него был ряд претензий к
киноверсиям Кары и Бортко.
— Будь я
наследником, то эти фильмы вообще закрыл. Нет, со мной, в отличие от иных
"творцов", никакой чертовщины не происходит, и мне кажется, что Михаил
Афанасьевич одобряет мою работу с того света. Я уже 30 лет живу с романом — и 30
лет не решался записывать найденные музыкальные темы. И только сейчас путем
внутренних борений решил это сделать. А эти господа… "Давай возьмем 1,5 миллиона
долларов и сварганим!" Вот это слово "сварганим" и является
определяющим.
— Бортко вроде боролся за
"чистоту текста".
— Да о чем вы говорите!
Эти фильмы — это просто плохо и неталантливо во всех смыслах, они взялись за
непосильную задачу.
— У вас название
останется то же?
— Думаю, да. Сложно
придумать что-то с более четким наполнением. Ну, может, напишу "по мотивам". Это
ли главное? Моя опера — не о Мастере и Маргарите, а о художнике, который
представляет себя в своем же творчестве, являясь поочередно и Воландом, и Иешуа,
и Мастером…
— Все три партии исполните вы
сами?
— Да, если не найду лучших
исполнителей. А партии чрезвычайно сложны.
—
А роль Иуды?
— Иуды нет как такового. О нем
говорится, но он ничего не поет. Вторая же главная идея вложена в уста Воланда:
для того, чтобы оценить величие света, надо увидеть тень. Помните: "Вот тень от
моей шпаги…"?
— Если вещь не будет
поставлена, вы вряд ли обретете коммерческий
успех…
— О чем вы говорите! Затрат
материальных нынче — невпроворот, это чистой воды финансовый убыток, и никогда,
допустим, распространяя диск, даже "в ноль" не удастся выйти. Но все равно
издавать диск я буду на свои деньги. А все солисты работают у меня бесплатно.
Такое вот у меня к ним условие! Единственное — оркестранты ни в чем не виноваты,
и им мы заплатим.