Юрий Антонов: Я выпущу DVD, и посмотрю на пиратов!
Легендарный мэтр российской эстрады уже восемь лет не выпускает новых пластинок, однако при этом ни на минуту не прекращает творческой деятельности. Недавно стало известно: уже этой осенью, после долгого перерыва, может выйти сразу несколько новых дисков Юрия Антонова.
О том, что заставило его на такое долгое время отказаться от выпуска своих альбомов, а также об отношении к современной музыке, кино и Интернету он рассказал в эксклюзивном интервью "Yтру". - Юрий Михайлович, говорят, что "Первый канал" вел с Вами переговоры по поводу возможности возглавить в качестве продюсера очередной цикл "Фабрики Звезд"? - По этому вопросу ко мне никто не обращался. - Как Вы вообще относитесь к этому проекту? - Многие его критикуют. Я так категорично к этому проекту не отношусь. Я понимаю молодежь, которая сегодня стремится попасть на ту же "Фабрику звезд" или в программу "Народный артист". Они хотят проявить, по возможности, свой талант. Это их право. А наше право, как композиторов-профессионалов, – их отфильтровать. Я чувствую талант сразу, мгновенно. Мне не нужны все эти долгие разговоры, типа "давай, старик, это дочь одного уважаемого человека..." - А обращались с такими просьбами? - Ну, так впрямую не было. Но однажды я был в жюри на фестивале "Славянский базар", и там возникла ситуация, когда за уши вытягивали каких-то людей. Я выступил категорически против такой практики. Я всегда говорю: мне нравится или мне не нравится. Этот артист профессионален или он не профессионален. - "Фабрика звезд" нравится? - Специально за этой программой не слежу, не знаком ни с кем из выпускников. Я же для них даже уже не папа, а дедушка, наверное. Но могу сказать, посмотрев когда-то отрывок из "Фабрики звезд", что это, в общем-то, достаточно интересно. Другое дело, что наш народ воспитан все-таки на песнях с хорошими текстами. А, например, английские песни, самые что ни на есть мировые хиты, построены сугубо на мелодии. Многие не знают текста песен, но все знают мелодию. Музыка сейчас превалирует над содержанием, а я хотел бы, чтобы стихи имели большее значение в песне. Работа поэта очень важна для песни! Я всегда очень тщательно отбирал тексты песен, порой спорил с поэтами, с которыми сотрудничал. У нас была такая история с очень известным поэтом-песенником Михаилом Рябининым. Как-то я отдал ему одну мелодию и попросил написать текст. Он позвонил мне в 12 ночи и говорит (он смешно грассировал): "Старик, я написал текст на твою песню, послушай". Читает текст. Я ему: "Миша, переписывай". Через два дня Миша диктует новый текст. Знаете, бывает ведь так, что когда человеку говоришь "переделай текст", он просто меняет несколько слов, а тут он вообще написал абсолютно новый текст! Я его слушаю и понимаю, что, в общем-то, это набор штампов, но профессиональных. Говорю: "Миша, никуда не годится". Он повозмущался и говорит: "Хорошо, я тебе позвоню завтра, наверное". Звонит через неделю. Снова другой текст! Читает, и тут я чувствую – вот оно! И говорю: "Миша, ты гениальный человек! Ты сделал шедевр". Этой песней оказалась "Не говорите мне "прощай", которая сразу стала популярной и которую знает вся страна. Вот это результат моего "естественного отбора". -Сергей Чиграков (Чиж) использует фрагмент одной из Ваших песен, исполняя свой хит "Вечная молодость". Как Вы к этому относитесь? - Да, я знаю, хотя моего разрешения он не спрашивал. Вообще, я очень жесткий в отношении использования моей музыки. Но в отношении Чижа это не работает, так как он мне симпатичен как музыкант. Хотя лично я с ним не знаком, он у меня вызывает только чувство уважения. - Вопрос к Вам как к вице-президенту Российского авторского общества. Некоторое время назад разгорелся скандал, связанный со вступлением России в ВТО. США заявили, что Россия не вступит в ВТО до тех пор, пока у нас не будет проработан кодекс по защите интеллектуальной собственности. В частности, это было связано с закрытием одного сайта, который сделали выходцы из России, и на котором были размещены бесплатные mp3. Ваше отношение к этому? - Резко отрицательное, особенно к таким mp3. Вот какое у Вас будет отношение к тому, кто залезет к Вам в карман? Я борюсь с этим воровством уже много лет – как исполнитель и как композитор. Как вице-президент, правда, в меньшей степени. - Каким же образом? - У меня есть некоторые связи в МВД. Я использовал эти знакомства таким образом, чтобы все 89 регионов занимались обнаружением и ликвидацией пиратской продукции. Причем, я один из самых страдающих от пиратов авторов, потому что я не только композитор, но еще и исполнитель. Если пираты крадут песни у Филиппа Киркорова, от этого страдает не он, а его авторы, которые получают отчисления от РАО. У нас, к сожалению, не очень отрегулирована отрасль смежных прав, потому что эти права – как раз права исполнителя. При этом со мной и вовсе удивительная история. Дело в том, что чаще всего пираты штампуют те три пластинки, которые были записаны 15-16 лет назад. И потребность в них не то что понижается, а только повышается. - Планируете выпускать в будущем новые диски? - Да, сейчас хочу выпустить на диске версию своего юбилейного концерта, который проходил в Кремле. Это будет DVD, который, скорее всего, выйдет осенью. Еще хочу издать альбом-концерт, тоже ТВ-версия, но очень качественная, там со мной играл биг-бенд. Потом я посмотрю, что будет происходить с соблюдением в стране авторских прав, и, если там будет все нормально, тогда выпущу всю ту музыку, которая копилась в течение последних восьми лет. Ее очень много – записано 55 песен. Но пока в России будет такая ситуация с пиратами, я ничего не будет выпускать. Принципиально. - Сейчас многие композиторы активно пишут музыку для телесериалов. Вы не пробовали себя в этой роли? - Нет, мне это не интересно. Во многом потому, что хороших режиссеров и сериалов на отечественном экране очень мало. Писать музыку за три копейки для сериалов, которые изначально – по сценарию, по игре артистов, по режиссуре – убоги, мне не хочется. - Даже те сериалы, которые ставятся по классике – "Мастер и Маргарита", "Доктор Живаго"? - Нет, эти – нет. Лично мое мнение о "Мастере и Маргарите" – замечательный сериал, сделанный на высочайшем уровне. Я могу сказать большое спасибо режиссеру Владимиру Бортко за то, что он создал такое качественное кино. Замечательные артисты. Прекрасная музыка Игоря Корнелюка – он себя проявил как настоящий композитор. Обычно музыку для сериалов записывают либо в туалете, либо на кухне, причем на паршивом компьютере. Если бы я писал музыку для сериалов, то создателям потребовались бы большие средства. Потому что музыка в кино – это важно. Я бы пригласил симфонический оркестр. Сегодня фильм, который претендует на категорию "А", не может существовать без симфонической музыки. Возьмите любой американский фильм высокого класса – там обязательно будет симфонический оркестр. - Вам, как зрителю, какое кино нравится? - Из последнего понравилась "9 рота", особенно сама съемка, операторская работа, некоторые эпизоды, особенно во второй части фильма, когда начинается война. Первая часть мне показалась несколько скучноватой, но потом фильм как бы разгоняется и набирает силу. И я хочу поздравить Федора Бондарчука, потому что проделана огромная работа. Это его первый фильм, но думаю и надеюсь, что вторая картина будет еще лучше. - А "Ночной дозор" видели? - Нет, не видел. Ни "Ночной дозор", ни "Дневной". Знаете, каких фильмов сейчас не хватает? Типа "Мужчина и женщина". Вот к такому типу фильмов я бы написал классную лирическую музыку, обязательно с симфоническим оркестром. - Что из современной музыки Вам нравится? - Да я музыку не слушаю практически. Слушаю "Эхо Москвы", "Маяк 24", может быть, радио "Jazz". - То есть неравнодушны к политике? - Да, конечно, я политизирован. Но ни в какой партии не состою, и слава богу. Хотя предлагали, и не раз. - Пользуетесь ли Вы Интернетом? - Очень люблю читать новости в Интернете. Но, знаете, Рунет стал очень однообразным: везде одни и те же лица, одни и те же тусовщики... - Сколько времени Вы тратите на Интернет? - Не много. Я смотрю только новости и электронную почту, потому что мне туда, бывает, приходят интересные предложения. А свой сайт я закрыл, потому что он превратился в натуральную помойку. Был нормальный сайт с гостевой книгой – мол, присылайте свои пожелания, критические замечания. А получился какой-то междусобойчик, куда стали приходить люди, чтобы пообщаться не со мной, а друг с другом. |