Фестиваль «Урожай-2006» горел в огне
Фолк-фестиваль «Урожай-2006» в Коломенском прошел без дождей. Что ведь главное для фестиваля на открытом воздухе? И именно в этот день в осеннюю смурную Москву пришла солнечная погода (не без помощи кудесников-разгонителей туч, разумеется).
Нынешний фестиваль «Урожай», который делает команда фолк-арт-клуба «Вереск» на Старом Арбате, получился симпатичным. В отличие от прошлых лет, звезд на площадке в Коломенском стало меньше, а вот зрителей – больше. Отчего так получается, не скажут даже опытные промоутеры. Но факт остается фактом – посещаемость «Урожая» зашкалила за все пределы. И ладно бы любопытные туристы-японцы, разгуливающие по поляне и все увлеченно фотографирующие. Но полна поляна жизнерадостных парней в килтах, милых девушек в ирландских юбках или просто суровых ролевиков с щитами и мечами! И благостная атмосфера. Вот за чем можно ходить в Коломенское на день города Москвы, так это за благостностью и доброжелательностью, царящими за оградками фестиваля. Оградки благоразумно отделяют эту территорию от суеты и жлобства окружающей действительности. Собственно, звезд не то, чтобы не было совсем. Был «Калинов Мост», был «Тролль Гнет Ель» - уже достаточно для большого фолк-фестиваля. Однако приехали еще и питерские The Dartz, полгода не заезжавшие в столицу, и кворум хедлайнеров набрался. Начался фест с опозданием в пару часов. Первым музыкальным коллективом, после танцев и ролевых боев, оказалась группа Later. Ей больше всех не повезло со звуком. Песни на английском прозвучали как-то блекло, да и произношение оставляло желать. И запомнились разве что незабвенным «Як цуп цоп», очень весело встречаемым публикой. Но старт музыкальной программе был дан. Группа «Сильфы», которую импозантный ведущий «Урожая» поначалу представил как «Сливы», зажгла куда сильней. И паровозики потянулись, флагами замахали. Хит о «Сэре Джоне Бэксворде» распевался публикой с удовольствием. Практически академический состав группы (флейта, виолончель, скрипка, гитара) позволяет делать аранжировки любой степени сложности. Вокал Инессы Клубочкиной крепнет с каждым выступлением, и от легкой барочности явно стремится к изысканной «сильфийской» распевности. «Тол Мириам» обкатывают свою новую концертную программу. «Песни черни» вообще интересны глубоким драматизмом, да и сама Елена Ханпира все больше внимания уделяет актерскому проживанию в образе лирического героя песен. Скачет: «Мы народец ушлый, а закон, что дышло, как же мало нужно, чтобы что-то вышло». Решена, кажется, проблема с ушедшим бас-гитаристом Д. Кстениным, - по крайней мере, новый басист вполне техничен. Белорусская группа «Бан-Жвирба» выступила довольно сумбурно. То ли причина в недопонимании публикой белорусского языка, то ли в сложности аранжировочных конструкций, но между музыкантами и полем стояла глухая стена. И как ни пытались белорусские музыканты разрушить ту стену, усилия были тщетны. Рискну предположить, что в музыкальных конструкциях «Бан-Жвирбы» отчаянно не хватало ясно выраженной мелодики. Группа «Полынья» произвела в очередной раз неоднозначное впечатление. Две вокалистки по-прежнему поют отчаянно невпопопад, если им приходится петь в унисон. Да и от музыкантов ожидаешь в этих песнях большего, нежели «я играю как умею». Впечатление художественной самодеятельности никак не выветривается, отчего в голову приходят разные невеселые мысли. Какой контраст с выступлением «Полыньи» получился при выходе на сцену питерских The Dartz, лучше и не писать. Разительный контраст получился. На сцене – профессионалы, и это слышно в каждой ноте. Кажется, музыкантам удалось нащупать рецепт своего собственного, оригинального микса из кантри, еврейской мелодики, фьюжна, кельтики, фанка и чего-то еще, всего не перечислишь. И прекрасные тексты, самые замечательные тексты среди всей фолк-тусовки. Кроме Ревякина, разумеется, но он куда шире этой фолкерской субкультуры. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать один из текстов Dartz:
Пивной фолк «Тролль Гнет Ель» получает все больше и больше известности и за пределами фолк-тусовки. Вот уже и Наше Радио крутит в своих ротациях кое-что из ТГЕ, и сами музыканты со сцены призывают голосовать за них на сайте оного радио. На что получают ироничный ответ: «Ага, проголосуем… за Мельницу!» Уж не знаю, слышала ли эти выкрики Хелависа, бродившая все вокруг сцены. «Калинов Мост» начал выступление, когда стало смеркаться. Спокойно-харизматичный Ревякин мерно пел хиты за хитами, и с каждой песней становилось понятно, отчего Калинов Мост - звезда, а Dartz, скажем, еще нет. Уж слишком разнится потенциальная широта аудитории у фолк-группы и такой махины, как Калинов Мост. Только на выступлении Ревякина сотоварищи вдруг выяснилось, что основная масса зрителей, оказывается, пришла все-таки именно на него. Или это был эффект сплачивания разных вкусов? Не знаю, в чем именно дело, но реальность такова. Именно на Ревякине у сцены скопилось более всего публики за целый концертный день. Он ограничился программой The best, без новинок и премьер, и это было разумным решением. Завершил фестиваль «Урожай 2006» коллектив из города Выборг с мистическим названием Musica Radicum. Сложные арт-роковые и симфо-джазовые конструкции на ночь глядя, кажется, были не очень кстати. А завсегдатаев КЦ «Дом» перед сценой оказалось немного. Организаторы фестиваля придумали-таки ответный ход. Именно под Musica Radicum началось красочное огненное шоу. Какая-то фантасмагория – ночная Москва-река, купала Коломенского, и под неземную торжественную музыку Musica Radicum крутят свои паи мастера огня. Булгаковские какие-то ощущения, право. Фестиваль снова получился. Отчаянно жалко, что из-за недостатка финансирования он никак не развивается. Который год все та же необорудованная сцена, маломощный аппарат и по три жалких прожектора вместо кулис. Такова уж, видно, нелегкая судьба фолкеров. И очень приятно видеть, что они нисколько не унывают по этому поводу – количество улыбок зашкаливает за все европейские нормы. А музыканты дарят все новые и новые песни. До встречи на фестивале «Урожай-2007», - говорим мы. И умываемся росой, чтобы по ирландскому обычаю загадать это самое главное желание. Вадим ПОНОМАРЕВ |