Для того чтобы в журнале появилось интервью с главной звездой нашей страны, не нужно какого-то особенного повода. Достаточно, чтобы она просто решила нарушить молчание. Первое за долгие годы интервью Аллы Пугачевой появилось в издании "Ваш Досуг".
Алла Борисовна, едва ли не с весны ходят слухи, что вы наконец-то
выступите с сольными концертами в Москве. Это правда?
Я тебе больше
скажу: мне уже неоднократно звонили и интересовались, а можно ли достать билетик
на ваш концерт в сентябре? А я и не в курсе, что, оказывается, в Москве пою. В
принципе, я могу сейчас сделать сольные выступления в столице, но еще не решила
– нужно ли это? То ли показать нынешнюю программу, а потом подготовить какую-то
финальную акцию, то ли уж дождаться этой финальной?
Судя по такому ответу, вы подумываете об уходе со сцены?
Да, не
хочу до 60 лет в шоу-бизнесе париться. Концертная деятельность становится для
меня тяжеловатой.
По окончании активной концертной деятельности вы видите свою жизнь больше
в пределах Москвы или за городом?
Я и в Москве хочу жить, и под Москвой.
Что же ты меня так ограничиваешь? Вообще, мне всегда хотелось оставаться наедине
с природой, но с моей популярностью и, как следствие, любопытством людей, этого,
все равно, сложно достичь. В нашей деревне (Малые Бережки – ВД), впрочем, как-то
попривыкли ко мне.
Артисты вашего поколения чуть ли не поголовно издают сейчас свои
автобиографии и мемуары. О вас же рассказывают другие, но написанной вами книги
до сих пор нет?
Не думаю, что моя книга окажется интересней тех слухов,
что ходят обо мне. Только соберусь за нее сесть, уже опять кто-то что-то о
Пугачевой написал. Прочитаю – очень любопытно. Оказывается, я и такая, и сякая,
и вот это делала, и то. Я даже побаиваюсь, что моей автобиографической книге
люди или не поверят, или разочаруются, скажут – и это все? Значит, все скрывает
или преувеличивает. В моей жизни случались такие вещи, о которых, если
рассказать, не поверят. Много мистики было. Помнится, Шаляпин написал две книги,
и в предисловии ко второй признался, что все написанное им в первой, –
преувеличение. Так что спешить не стоит. И потом, я же упомянула о мистике, у
меня полное ощущение, что если я такую книгу напишу, то сокращу свою жизнь.
Вы образованный человек, при том суперзвезда, чье мнение всегда ценно, но
я никогда не слышал, чтобы с вами беседовали о книгах, искусстве, хотя бы в
качестве комментариев к сегодняшним новинкам?
А зачем? Я не хочу из себя
изображать интеллектуалку. Всему свое время. К тому же, в последние годы я читаю
только то, что мне рекомендуют мои друзья, а это очень разные люди.
Чьим советам, скажем, в литературе вы доверяете?
Например, Сэм
Клебанов (ведущий телепрограммы «Магия кино» - ВД) мне рекомендовал произведения
японских писателей, а другой мой знакомый – «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричарда
Баха. А по собственной инициативе с удовольствием перечитываю классику. Я очень
рано стала читать интересную литературу – Платонова, Кафку. Но вдруг, когда
Евгений Миронов снимался в телевизионном фильме «Превращение» по Кафке, решила
перечесть это произведение, и поняла, что воспринимаю его иначе, чем прежде.
Было очень интересно сравнивать то, что делал гениальный Женечка со своими
собственными ощущениями от этой книги.
Вам, наверняка, известно, что часть просвещенной публики в свое время
обижалась на вас за песню «Ленинград», в которой вы исказили мандельштамовский
текст?
Раньше на фирме «Мелодия» исполнителю выделяли на запись крайне
мало времени. Ты делал один-два дубля за 15 минут и все, другие в очереди стоят.
Я тогда спела в одном из трех дублей вместо «речных» - «ночных» и долго говорила
редактору, что этот дубль нужно убрать. Так что ты думаешь, я получаю на
пластинке именно эту «ненужную» версию. У меня волосы дыбом! Так что это
апелляция уже не к моей грамотности, а к тем, кто пластинки выпускал.
Вы не думали о том, что представляете последнее поколение эстрадных
исполнителей, у которых есть долгая сценическая история? Можете представить
певицу, начинающую сегодня, которая и через 30 лет будет собирать аншлаги?
Думаю, сегодняшним исполнителям этого и не надо. Нужен мимолетный успех,
который должен хорошо оплачиваться, а оставшееся время можно собирать дивиденды.
Это то, чего не получилось у нашего поколения. Все, что мы можем: держать себя в
хорошей профессиональной форме, чтобы продолжать зарабатывать на жизнь. Хотя, в
принципе, уходить надо пораньше (смеется).
Вы как-то отслеживаете судьбы людей, когда-то считавшихся вашими
фаворитами?
Я даю им шанс, а чего мне потом их отслеживать? Чтобы они
считали, что я должна слюнявчик за ними носить, а они еще будут что-то странное
обо мне говорить? У меня был один случай. Не стоит уточнять с кем, когда я
услышала в своей адрес: «Вот, потом скажешь, что это ты меня сделала…». Считаю,
что сейчас есть очень интересный мальчик с «фабрики» Майк Мироненко, которому я,
наверное, хочу тоже как-то помочь. Он молод, он нравится тинейджерам. Но ведь
выйдешь с ним, а все скажут, ну вот уже до внуков добралась!
А куда исчезли мимолетные кометы типа Быкова («Любимая моя»), Демидова
(премия от Пугачевой на прошлой «Новой Волне»)?
Быков появился у меня в
«Рождественских встречах» с хорошей песней, потом он приносил мне другие вещи,
но они мне уже не так нравились. С Демидовым общаюсь иногда, он показывает мне
новые композиции, но я жду от него большего. Мне кажется, он должен немного
возмужать, а то он слишком мягкий. Иногда жизненные перипетии украшают певцов,
как мужчину шрамы.
В программах последних лет вы как будто подбираете тему финала. «Уж
сколько их упало в эту бездну…», «Когда я уйду далеко-далеко…», сейчас -
«Приглашаю на закат»….
Первые две, что ты упомянул, из того периода,
когда я исполняла красивые, но упаднические песни. И они загнали меня в такую
бездну пессимизма, что я стала болеть от них, чуть ли не лысеть. Это был
какой-то ужас. И однажды я решила – все. И совершила резкую перемену, ту, что
прозвали «молодежным периодом». Я пела глупости, делала какие-то немыслимые
прически, но хоть как-то согнала с себя ту черноту. Меня сцена должна лечить. Я
и вышла-то на нее за здоровьем. Потому что была закомплексованной девушкой. С 13
лет я не могла ничего одеть, у меня аллергия на какие-то ткани, на цвета.
Поэтому я иногда странно одеваюсь, но у меня другого выхода нет. Я надеваю то,
что могу надеть, а не то, что хочу. Зато моя дочь, прекрасная Кристина, целиком
восполнила эту брешь в моей жизни. Она молодая женщина с большим вкусом,
изысканная баронесса фон Орбах.
Я вспоминаю один из наших разговоров, когда вы признавались, что укоряете
себя за то, что материнства вашего Кристине, что называется, было недодано…
Вот Бог-то есть на свете! Она меня в детстве практически не видела. Я
работала, гастролировала. Теперь я хотела бы ее больше видеть, но уже ей
некогда, она все время в разъездах. Так что у нас ничья - 1:1.
Во время поездок вы практически не покидаете свой гостиничный номер, в
Юрмале даже на пляже перед отелем вам было проблематично появиться – тут же
всеобщее внимание к вашей персоне. Где вы, помимо дома, по настоящему отдыхаете
– за границей?
Я человек не пальмовый, не морской. Когда-то часто ездила
в Европу, в Цюрих, но сейчас там тоже так много русских, что стать
человеком-невидимкой, как прежде, невозможно. А раньше я там словно спускалась
на дно: хожу, куда хочу одна-одинешенька, накапливаю энергию.
Вы следите за тем, что пишут о вас в Интернете?
Совсем не слежу,
даже не знаю, как в него выходить. Клянусь. У меня стоит в квартире новейший
компьютер, но он только для внука. А я не знаю, где там чего нажимать. И знать
не хочу.
Что все-таки произошло у вас с Людмилой Гурченко?
Это какие-то
козни. Кто-то что-то ей сказал… После съемок клипа «Примадонна» я ее и не
видела. Ну, может, я не пришла на ее юбилейный спектакль. Ну так я редко к кому
хожу. Кто-то постарался внести между нами какое-то недопонимание.
Так «Примадонна» это все же о ней или о вас?
Эту песню должен был
петь Валерий Меладзе, но у него тогда было что-то с голосом, а заявку уже
подали, и я вынуждена была ехать на «Евровидение». И нужно было делать клип. Я
Людмиле Марковне очень благодарна за согласие участвовать в нем, она сыграла
блестяще. А как она спела на «Сюрпризе для Аллы Борисовны» песню «Фотограф» - я
была просто удивлена! И сейчас я понять не могу, что случилось.
Так, может, позвоните ей?
Ну, как ты себе это представляешь:
«Людмила Марковна, что это там о нас говорят?»…Я тебя умоляю, она умная женщина.
И потом я вообще не держу в себе негатива к людям. Поэтому в свои без малого 60,
наверное, и выгляжу нормально. Я прекрасно отношусь ко всем, кроме одного
человека. Да и его я простила.
Если я предположу, что это Иосиф Давыдович Кобзон, то не угадаю?
Да Боже упаси! Бог ему судья. Писать такое обо мне (речь об откровенной
книге, написанной певцом, где есть не слишком деликатные высказывания о
Пугачевой – ВД)! Самое удивительное, что мы с ним практически незнакомы. Один
раз, очень давно, я была у него в гостях на даче. Но он совершенно не знает ни
моей жизни, ни творчества….Я не могу на него обижаться. С глубоким уважением
отношусь к тому, что он сделал для песенного жанра и для Союза композиторов. Я
всегда о нем хорошо отзывалась, но, видимо, как-то перехвалила.
У вас есть чувство ностальгии?
Знаешь, пока нет. Значит, я еще не
старуха. В старости самое страшное - мысли о молодости, о прошедшем. У меня пока
их нет, но как только я почувствую подобные приметы старости, я сяду и напишу
книгу. А сейчас мое будущее – конец сегодняшнего дня.