В воскресенье мы, как заправские алхимики, отправимся в Хельсинки "превращать "Серебро" в золото". Так призывает нас актуальная телевизионная речевка. В столице Финляндии стартует конкурс песни "Евровидение-2007".
"Серебро" на пути в Хельсинки: Ольга Серябкина, Лена Темникова, Марина Лизоркина. Для многих выбор "Серебра", никому не известного девичьего трио, в качестве делегаток от России на песенный еврофорум оказался шокирующей неожиданностью. За два месяца, прошедших с исторического заседания экспертной комиссии в "Останкино", с этой новостью все равно смирились не все, и они часто задают вопрос: а почему не наши проверенные звезды? Валерия какая-нибудь, Басков, Лазарев на худой конец? Те, в ком люди уверены, кого знают и любят? "МК" в последние недели пытался все объяснить и рассказать в специальной рубрике, посвященной грядущему "Евровидению". Однако не было там главного — слов от отца-основателя коллектива, мега- и мага-продюсера Макса Фадеева, который хранил поистине штирлицевское молчание.
Макса давненько не было слышно с новыми захватывающими проектами. Когда-то он сам приучил народ к мысли о том, что он не столько продюсер, сколько конвейер, штампующий весьма широкий и ходовой ассортимент музыкальных продуктов — то Линда, то Total, то целая "Фабрика звезд", то "Джага-джага", то Глюк’Oza... Это раздражало критиков, которые после ошеломляющего блицкрига по хит-парадам страны "Шоколадного зайца" оповестили страну о том, что г-н Фадеев "окончательно исписался". Последовавшее затем молчание маэстро заставило в какой-то момент в это поверить.
И тут вдруг — "Серебро"! Отменнейшей пробы, даже если вопреки законам химии его и не удастся "превратить в золото". Собранный в отдельную пластинку набор из самой песни Song #1 и целой дюжины ремиксов на нее представляет собой в высшей степени эстетский и концептуальный труд, в котором г-н Фадеев легко и непринужденно разрисовал столь пестрое и впечатляющее полотно на тему всемирной музыкальной моды, что переварить это даже за неделю конкурса в Хельсинки удастся с трудом…
Накануне выезда в Финляндию на "Евровидение–2007" Макс все-таки сделал исключение из своего правила "не общаться с прессой" и попытался утолить информационный голод читателей. Начал маэстро с небольшого воспоминания.
— Раньше, когда я делал Линду, я не думал о форматах, а потом уже все стал
делать "под формат" какого-нибудь радио. На радиостанциях программные директора
сами меня часто просили сделать что-то яркое и фирменное под формат их вещания.
Так, например, у меня когда-то появилась группа Total. Ну и так далее… И я чё-то
подустал от этого. За много лет проект "Серебро" стал моим первым детищем,
которое я делал абсолютно свободно, так, как хотел, совершенно не оглядываясь ни
на какие форматы и радиостанции.
— И сделал "бомбу" под формат
"Евровидения"…
— Мне это "Евровидение", честно говоря, до такой
лампочки…
— Да ну?! А я-то думал: ты тут ночами не спишь, переживаешь,
калькулируешь — какое мы там место возьмем. Химичишь…
— Ну химичить
действительно химичу. Вот "нахимичил" целых 12 ремиксов на Song #1 и очень
доволен результатом.
— Да, действительно, эти твои ремиксы — супер.
Двенадцать как будто совершенно разных вещей. Так не бывает с ремиксами!
Слушаешь и тащишься…
— Я рад, что тебе понравилось. А "Серебро" вообще-то
я делал не "под "Евровидение", а "под Азию".
— Ой, это немножко в другую
сторону от Хельсинки…
— Если конкретно, то сперва я хотел "зайти" в
Японию. Потом — Китай, Малайзия, Таиланд. Туда. И все делал "под них".
—
Что-то девчонки не очень на японских барышень смахивают. Что значит "под
них"?
— А ты видел в каком-нибудь японском мультике хоть одного
персонажа, смахивающего, как ты говоришь, на японца? Они там все у них глазастые
и вообще европеоидные. Дело не в смахивании, а в эстетике аниме (от слова
"анимация", т.е. мультяшка), культивируемой там. И девочки мои
подобраны именно в стиле аниме. Их фигурки — очень маленькие. Если они кажутся с
экрана большими, то это ошибка. Они крохотные очень. Метр шестьдесят с кепкой.
Лица такие — синтетичные. Я долго подбирал. Лена Темникова, понятно, сразу была
"анимешкой", она как будто нарисована. Все такое заостренное, небольшое, крупные
глаза. И, естественно, прически делаются в этом же ключе. Так из живых людей
делаются "аниме". Собственно, и Tokyo Hotel в эту же сторону двигались.
—
И стали трендовой штучкой в мире…
— Даже назвались именем японской
столицы.
— А чего именно в Азию тебя понесло? У нас же в шоу-бизнесе все
завоевывают Запад…
— Я просто не такой пафосный. Я не рискую.
—
Ой, лукавишь! Скажи просто, что там рынок миллиардный. Лакомый кусочек, так
сказать…
— Рынок там большой. Но для меня еще ближе и понятнее именно их
культурная традиция, в которой, кстати, очень много общего с нашей. А девчонок
таких у них нет. А мы можем их им дать. Очень даже интересный симбиоз получится.
— Да, действительно. А ведь и впрямь: Чайковский с нашим балетом в Японии
как родные. Хоры-оркестры тоже. "Подмосковные вечера" и "Миллион алых роз" стали
там народными песнями. "Тату" опять же как прижились!.. Надо было и петь вам на
японском…
— А мы и спели! Очень даже неплохо. Сейчас идут
переговоры-разговоры, чтобы спеть это с одной японской звездой. Если получится,
то будет очень интересный дуэт.
— Вернемся, пожалуй, к "Евровидению".
Откуда тогда вы появились на том судьбоносном прослушивании экспертной комиссии
в начале марта? Хотя запись "Серебра" на самом деле всем пришлась по вкусу, но
все-таки мы думали, что хитрый Фадеев просто воспользовался блатом и тихой сапой
"продавливает" своих протеже…
— Нет, я не пользовался блатом. Меня на это
"Евровидение", сказать честно, заставили ехать. И, между прочим, не в последнюю
очередь из-за тебя…
— Да ну?!
— Да-да. Кто больше всех вопил на той
комиссии, что или "Серебро", или никто?
— Я вопил, каюсь…
— А было
все очень просто. Позвонил г-н Аксюта, директор музыкального вещания Первого
канала, и спросил: у тебя есть чего-нибудь? Я говорю: есть одна группа, которой
я сейчас занимаюсь, но она не готова ни к чему абсолютно. Мы, говорю, только в
2008 году собираемся выходить. Он говорит: ну просто покажи, что есть. Я ему и
показал на студии кусок — припев, куплет. Он спрашивает: можно я это заберу? Я
говорю: зачем? Ну надо, говорит. Ладно, раз надо, возьми. А потом уже
выяснилось, что он показывал это на какой-то комиссии по "Евровидению". Звонит
мне: ура! Комиссия сказала — берем! Я говорю: подожди, Юра, какая комиссия, вы с
ума сошли? Как я могу куда-то отправить группу, да еще на публичный конкурс,
если эта группа еще ни разу не выступала? Нигде, никогда! Ну Темникова пела на
"Фабрике звезд". А все втроем, как коллектив, они не выступали никогда! Но меня
просто взяли измором, в тиски, и тогда именно одним из аргументов было то, что
есть вот такой Гаспарян, который ничего другого, кроме "Серебра", и слышать уже
не хочет…
— Какая-то прямо демонизация моей личности. Пардон, если что…
Но, с другой стороны, получается фишка — впервые, пожалуй, в истории
"Евровидения" на конкурсе выступит группа, для которой это станет еще и первым
концертным выступлением в жизни!
— Скользкая фишка, конечно. Можно шишек
набить.
— На самом деле сомнения были и у комиссии. Именно из-за
"необкатанности" девчонок. Поэтому их и попросили тогда устроить для жюри
просмотр "живьем".
— Лучше бы, конечно, если сперва все устоялось, а
потом, на следующий год, скажем, уже и ехать куда-то.
— Бывают ситуации,
когда надо и прямо сейчас. На еврофорумах после того, как на них было выложено
"Серебро", отклики в целом оказались позитивными. Многие, кстати, вспоминают в
связи с "Серебром" и Юлю Савичеву с твоей песней Believe Me на
"Евровидении-2004" в Стамбуле. Пишут, что это была, пожалуй, лучшая песня из
России за все годы, хотя исполнительница тогда и сплоховала…
— Я имею
отношение только к песне. А номер увидел, как и все, лишь по телевидению. И не
имею к нему никакого отношения. Действительно, перемудрили и девчонку с толку
сбили…
— Ты у нас получаешься ветераном конкурса…
— Да брось ты!
Какой же я "ветеран "Евровидения"?
— Уже вторая песня!
— Ну и что?
Даю честное мужское слово — для меня это "Евровидение" не является чем-то "ой".
Как объект раскрутки меня оно не интересует вовсе. Мне это даже не нужно. Просто
так вышло. И отношусь я к этому конкурсу очень скептически, как, действительно,
к конкурсу молодых исполнителей, вроде какой-нибудь "Ялты", которая была у нас в
90-е и на которой, кстати, я выступал. Все равно это самодеятельная история. Это
хорошая вечеринка. Именно так к этому и надо относиться. Приехали, выступили и
разошлись.
— То есть тебе даже неинтересно, в каком контексте выступят
девочки?
— Отчего же! Я прослушал всех участников нынешнего
конкурса.
— И кого считаешь ближайшими нашими конкурентами?
— Мне
сложно говорить. Потому что я сужу не с точки зрения пиара или промо-раскрутки,
а с точки зрения музыки. А музыка к конкурсу "Евровидение" имеет второстепенное
отношение. Неплохая музыка в этом году, на мой взгляд, едет из Грузии, с Кипра
очень интересная девочка.
— Да, Эвридики ее зовут. Она сейчас в пречартах
на первом месте и на прошлой неделе дала интервью "ЗД"… Еще был очень любопытный
отзыв из Германии. Там человек написал, что, если не знать, откуда "Серебро",
можно подумать, что на "Евровидение" наконец приехали США. Как у тебя получается
во всех своих проектах так органично быть в русле актуальных мировых тенденций?
Наверное, приходится много всего слушать?
— Я слушаю только свое сердце.
А ведет меня интуиция. Бывают моменты, когда музыка у меня как бы пропадает, и я
могу не писать какое-то время. Потом она появляется, и совсем уже другая по
сравнению, скажем, с тем, что было прежде. Не знаю, как это объяснить.
—
"Серебро" сейчас очень настойчиво "параллелят" с Girls Aloud…
— Я не знаю
такую группу. Реально не знаю. Знаю Sugarbabes, и они мне страшно
нравятся.
— Можешь раскрыть секрет, чем "Серебро" постарается потрясти
всех в Хельсинки? Помимо самой песни, разумеется…
— А песни не
достаточно? Могу сказать сразу: у нас нет традиционного, в понимании
"Евровидения", номера, когда что-то должно вспыхнуть, повалить дым откуда-то или
еще что-то. Мы просто хотим выступить. Мы на это, повторю, не делали ставку.
Срок изготовления хорошего номера достаточно длителен, а плохой не хочется
делать. Времени, сам знаешь, для постановки чего-то сверхъестественного у нас не
было. Поэтому мы решили сделать то, что хорошо умеем. Выйдем и просто хорошо
споем. И всё! Энергетично, красиво. Я в девчонках уверен. Они это сделают
правильно.
— Макс, семь футов, ветер в спину, а мы все держим кулаки за
наше "Серебро"!