Земфира: "Рената - яркая индивидуальность, похожих на нее я точно не встречала"
Крупнейшая (конечно, не в смысле антропометрическом) фигура российской рок-музыки "нулевых" Земфира Рамазанова сейчас по капле расстается со своим прошлым и не спеша подкрадывается к будущему. Там, в осенней дали, ее ждет релиз нового, тщательно записывавшегося альбома, и долгие гастрольные странствия с новой программой.
С большими "сольниками" в столице Земфира не выступала давно, и ажиотаж вокруг ее появления в московском ЦПКиО понятен. В канун "зеленого" сейшна Земфира разговорилась с "Известиями". вопрос: Судя по образу, который вы выстраиваете самостоятельно либо с помощью, скажем так, доверенных лиц, вы не очень похожи на артистов, заполняющих собой премию "Муз-ТВ". Однако в первый летний день каким-то ветром вас занесло на помпезную церемонию данного телеканала в "Олимпийском"? ответ: Это моя личная история. Она связана с Виктором Цоем. Я участвовала в этой церемонии как "вручант", а не номинант или гость-исполнитель. Эта тема из моего детства. В свое время у меня были альбомы с фотографиями Цоя, я знаю все его песни наизусть, я, можно сказать, фанат. Поэтому решила прийти в "Олимпийский", чтобы вручить приз его отцу. "Новый диск будет хороший, я отвечаю" в: Наверняка найдутся те, кто ждал от вас радикального ответа организаторам поп-сходки в духе: "Как вы смеете поминать всуе имя Виктора Цоя на каком-то "Муз-ТВ"!" о: Ну почему? Речь ведь идет о памяти. А самое главное - песни его живут. Лично я их слушаю, и, по-моему, нормально - выйти на большую площадку и заявить об этом вслух. Сейчас же ищут совсем других героев. в: Ваш вертикальный взлет в конце 90-х казался мне удивительным. На первые ваши альбомы восторженно отреагировало, на мой взгляд, гораздо большее число людей, чем можно было предположить. Среди "земфироманов" оказались и граждане, коих трудно причислить к среде, с которой вы ассоциируетесь. Земфира стала реальным поп-роком, с легкостью усвояемым и теми, кто о роке, скажем так, корневом в принципе вообще ничего не знает? Вас, как Пугачеву, слушала вся страна. Сейчас, мне кажется, уже не так. И с новой программой (полагаю, менее комфортной для слуха обывателя) вам сложнее будет собирать стадионы... о: Вы же еще не слышали новую программу... Я считаю, что музыкальный материал очень важен. Песни могут менять ситуацию, только от них зависит - соберешь ты стадион или нет. Так что пока у вас нет представления о моей новой программе, не стоит делать жесткие выводы. Я планирую концерт в "Олимпийском" будущей весной. Хочу ближайшей осенью выпустить новый диск (а это хорошая пластинка, я отвечаю), проехать тур по стране, отшлифовать программу и сыграть в "Олимпийском" 1 апреля 2008 года. Ровно через 8 лет после моего первого сольника в этом зале. Мне нравятся такие истории. в: Многие ваши поступки, песни, жесты, реакция на какие-то явления и события наводят на мысль, что вы от чего-то всегда обороняетесь - как у любимого вами Цоя, чувствуете, будто "весь мир идет на меня войной". о: Может быть... Вы же составляете впечатление, глядя со стороны. Мне стоит задуматься, почему так кажется. Возможно, в характере моем что-то такое заложено. в: Вас часто обижали в детстве, притесняли одноклассники, вы ощущали себя "гадким утенком" или "белым лебедем", но все равно бесконечно одиноким? о: Напротив. Я была очень общительной, капитаном баскетбольной команды. На меня обычно вешали разные общественные нагрузки, а мне как раз всегда нравились люди такого типа, о котором вы сказали. Но я понимала, что сама не из их числа. Я немножко шутом гороховым была и в классе, и вне класса. "Охранники меня вообще раздражают" в: Назовите известных людей, образ которых вам импонирует. о: Кейт Ричардс, Гэри Олдман - вот такие мужички мне нравятся. Непредсказуемые. в: Профессиональный спортивный сленг вы еще не забыли, поэтому спрошу так: вам часто приходилось на правах капитана "пихать" своим подругам по команде за допущенные в игре ошибки? о: Конечно, я "наезжала" на них. И сейчас "наезжаю" на любого, кто облажался, это тоже свойство моего характера. Я знаю свою резкость, несдержанность, быструю реакцию, этакий перфекционизм. Если я вижу ошибку, то не премину на нее указать. в: Но вы отходчивы или злопамятны? Часто извиняетесь? о: Я отходчива, извиниться для меня не проблема. Просто, когда я завожусь, это, на мой взгляд, бывает достаточно справедливо. в: Хоть одна из ваших партнерш по команде сейчас с вами общается? о: Нет. Мы прекратили общаться сразу после того, как перестали играть вместе. в: А предаться совместным воспоминаниям о временах юности... о: Этого нет. Я достаточно легко расстаюсь с прошлыми этапами своей жизни. Мне не нравятся встречи бывших одноклассников. Это какая-то чушь, и в такие моменты часто возникает чувство неловкости. Все начинают чуть быстрее, чем нужно, пить алкоголь, чтобы расслабиться. Принужденная обстановка... в: Вы наверняка знаете, сколько досужих разговоров ведут о том, что, мол, Земфира - человек закрытый, амбициозный, окруженный охраной... о: Да никогда у меня не было охраны. Просто, как только человек становится популярным, слухи о нем, естественно, начинают расти как снежный ком. Если начать их разгребать, времени больше ни на что не останется. И я когда-то приняла решение их не комментировать, не лезть в этот процесс, что бы там ни происходило. Ведь если откомментируешь одно, потом придется комментировать и другое. А присутствие охранников меня вообще раздражает. Они, конечно, записаны в райдере, ну там чтобы после концерта выйти, на концерт зайти. Но даже в такие моменты они меня не особо устраивают. Потому что начинают слишком ответственно ко всему подходить, прыгают вокруг, создают излишний ажиотаж, наступают мне на ноги, а выходишь на улицу - там никого нет: одна девочка мокнет под дождем и двадцать этих секьюрити. Комедия. "У большого поэта даже мусор талантлив" в: Ваш уфимский земляк Юрий Шевчук давно уже считает себя питерцем, а вы теперь кто - москвичка? о: Я родилась в Уфе, а сейчас живу в Москве. Вот только так могу сказать. Уехала оттуда, потому что здесь больше возможностей, больше музыкантов. Шевчука из Уфы выгнали, а у меня все случилось добровольно, без обид. Но сейчас, конечно, я не вернусь туда жить ни при каких условиях - я выросла из этого города. в: Вы очень прочувствованно отреагировали на уход из Ильи Кормильцева. Почему? Вы росли на его песнях? о: Я знаю, что в последние годы жизни у него было много разных неоднозначных действий, политических ходов и заявлений, некоторые считали его человеком со скверным характером, но Кормильцев - очень крутой поэт. Его слова мне близки. И стало обидно, что его раз - и не стало. в: А вы хороший поэт? о: Последнее время я уделяю текстам больше внимания, избавляюсь от шелухи. Это нормально, возрастное. Чуть-чуть у меня поменялся стиль или меняется в данный момент. У меня бывают удачные отрывки, которые мне нравятся и держат годами. А бывает - полная чушь. И вот тут мы, наверное, подходим к определению поэта. У большого поэта даже мусор талантлив. Я же, если без жеманства, не могу себя назвать поэтом, такое определение чудовищно обязывает. Я - музыкант. Вот это я беру на себя. в: В черновиках ваших текстов зачеркиваний много? о: Мало. Я же культивировала в себе стремление вовсе их избегать. Сначала ходишь кругами, концентрируешься, потом сразу раз - и начало готово. Так и у Цоя, и у Дельфина. Правда, в последующих куплетах уже может некий "скрип" пойти. в: Сколько раз бывало, музыкант находит две-три ударные темы, а затем мучительно записывает еще семь-восемь треков, чтобы "добить до альбома". Было такое? о: Уже много лет подряд ставлю себе задачу - сводить необязательный материал к минимуму. Сейчас в новом альбоме я близка к этой цели как никогда. в: Назовите хоть одну свою "необязательную" песню, которая стала чрезвычайно популярной. о: Да их до фига. "Траффик", допустим. Мне она вообще не нравится. "Созрела", "СПИД"... Но я понимаю механизм их популярности. "Похожих на Ренату я точно не встречала" в: За время вашей дружбы с Ренатой Литвиновой вы не пытались объективно оценить ее художественный потенциал? Сколько в ней своего и сколько навеянного, например, Кирой Муратовой? о: Представляете, я плохо знаю творчество Киры Муратовой. Меня, собственно, Рената с ним и познакомила. А если говорить о фильмах Литвиновой, то из полнометражных это пока только одна "Богиня", к которой я изначально отнеслась скептически. Сейчас я отношусь к ней с гораздо большей симпатией и буду скорее поддерживать и другие работы Ренаты. Это зависит уже от наших личных отношений. Но если, говоря о Муратовой и Литвиновой, вы подразумеваете эпигонство, то скажу, что Рената - яркая индивидуальность, похожих на нее я точно не встречала. Тот, кто в этом сомневается, просто чего-то не просекает. в: Не могу представить, как вы смеетесь. По какому поводу такое может случиться? Не саркастический, ернический - а именно открытый, здоровый, веселый смех. о: Да прекратите. Конечно же я много и хорошо смеюсь. По разным поводам. На сцене, скажем, у нас порой происходят очень забавные моменты. Может, виной всему моя ответственность, спортивное прошлое: когда даю интервью, становлюсь очень дисциплинированной, стараюсь сосредоточиться и максимально точно сформулировать ответы. А так, я умею не только смеяться, но порой еще и достаточно хорошо шутить. в: Неучастие в летних фестивалях, оупен-эйрах, связано исключительно с подготовкой новой пластинки или в этом есть некая позиция? о: Причина в том, что я не хочу раньше времени играть песни из нового диска, а исполнять старый материал уже не смогу. Это я сделаю сейчас, в Зеленом театре. Программа будет составлена из одних хитов. в: Вас считают не только очень требовательной, но и самой дорогой нашей рок-исполнительницей. Зачем вам так много денег? о: Дорого стоит запись моей пластинки, дороже, думаю, той цены, за которую у меня могут ее купить. А потом, почему я не должна зарабатывать? Я хорошая артистка. Зарабатываю на подарки - себе, родственникам. Себе я подарила бы какую-нибудь недвижимость за границей. Иногда хочется пожить в Париже, Лондоне или Венеции... |