Артемий Троицкий вручил Премию себе
Московский Международный открытый книжный фестиваль впервые включил столь обширную музыкальную программу в свою афишу. Жердочку между литературой и музыкой проложил писатель и светский лев Артемий Троицкий. Он привез артистов, вручил себе и своим друзьям свою же премию и собственноручно торговал книгами о музыке.
А началось все с концертов относительно малоизвестных музыкантов сразу на двух площадках: открытом дворике внутри здания Центрального дома художников и киноконцертном зале. Желающие могли переходить от одной сцены к другой и сравнивать. Благо, Артемий Троицкий не стал мучить зрителей соревнованиями внутри одного жанра, параллельно выступали совершенно разные по стилистике музыканты. День за днемПервый день музыкальной программы книжного фестиваля порадовал сетом жизнерадостного бородача Вацлава Коубека (Чехия). Он из той породы людей, что интересны в любой своей ипостаси. Актер и режиссер, по образованию инженер, организатор фестивалей в родной Чехии, писатель и рассказчик. В Москву Вацлав приехал уже в четвертый раз, теперь уже в качестве автора-исполнителя. Под небольшую гармонь в сопровождении саксофониста Ярослава Ержабека он поет душевные песни с вымороченными текстами. «Детские песенки, которые исполнял бы Кафка», – очень точно охарактеризовал его чешский шансон Артемий Троицкий. В большом количестве его песни кажутся уже несколько однообразными, но таковы уж правила жанра. В киноконцертном зале тем временем сотрясал стены хорошо темперированный шум с бархатистой ритмической основой. Это колдовала над своим ноутбуком Antye Greie (она же AGF) – сосредоточенная дама в очках, главная лесби-дива немецкой электронной сцены. Ее нежные сексуальные пришептывания (вокалом это явление никак не назовешь) вступают в продуманную конфронтацию с психоделической расслабленностью шумов и вялым ненавязчивым ритмом. Такая музыка великолепно слушается в одиночестве в затемненной комнате, но в концертном зале она производит весьма неоднозначное впечатление. Второй день фестиваля начался с долгожданного сета Себастьяна Теллье, который после своего контркультурного выступления на «Евровидении 2008» с бородатыми бэк-вокалистами заслужил любовь немалого количества российских любителей странной поп-музыки. И Sebastien Tellier в полной мере оправдал ожидания. Ставший уже культовым артистом в родной Франции, Себастьян выдал мощный электрический сет. Причем, знакомую по «Евровидению» песню Divine он сыграл уже в самом начале под бурные аплодисменты публики. Теллье тоже работает на контрасте – вкрадчивая сексуальность вокала противопоставляется явной ухмылке над всеми штампами поп-музыки. При этом сам Теллье в черных очках, лысоват и толстоват. Контраст получается уморительный. При этом он успевает поглумиться еще и над музыкальными жанрами, объектами насмешек становятся и традиционный французский шансон, и хаус, и поп-рок, и даже прог-рок. Прием московской публики был настолько теплым (говорят, в Питере на фестивале электронной музыки его вообще не поняли), что Теллье выпрыгнул в зал, стал петь со зрителями, потом повалился на асфальт и пел лежа. Словом, альтернативный поп – как он есть, блестящее выступление. Но и в киноконцертном зале происходило нечто сногсшибательное. Little Annie – это та музыка, какую пела бы Лайза Минелли, если бы обладала неизбывной самоиронией. За свою жизнь Энни сотрудничала с огромным количеством музыкантов от глянцевого Paul Oakenfold до Coil. Ее лучше смотреть, чем слушать. Потому что огромные, навыкате, глаза Энни говорят иногда гораздо выразительнее, чем ее прокуренный голос. Под техничного пианиста Little Annie рассказывает ироничные и трагические истории из жизни почти так же, как это любит делать Том Уэйтс. Она пила много коньяку и к концу выступления уже порядочно набралась, что только придало ей шарма. Вскрики и всхлипы под рок-н-ролльный рояль – большой стиль нью-йоркского андеграунда. Третий день фестиваля отметился мощным сетом датской группы нестандартного рока Under Byen. Когда струнные выведены на передний план, а среди прочего рок-инструментария есть пила, – можно ждать всякого. Under Byen показал красивое готичное вырождение брит-попа. За что был награжден премией «Степной волк», о чем чуть позже. А в киноконцертном зале прошел перформанс Gudrun Gut, немецкой неугомонной дамочки, которая перепробовала в своей жизни самые разные жанры и форматы, а теперь играет туманную электронную музыку с вокализами а-ля Бьорк. Вход только для сумасшедшихЗавершился фестиваль двухдневной церемонией вручения премии «Степной Волк». Ее в этом году придумал сам Артемий Троицкий для награждения тех, кто нравится ему лично, а также нравится его друзьям и его студентам. Среди его друзей активно обозначился пресс-атташе Земфиры, поэтому неудивительно, что в большинстве номинаций победила именно Земфира. Она же стала хедлайнером первого дня церемонии, спев «Алюминиевые огурцы» под максимально расстроенную гитару для аутентичности. И получила призы за лучший концерт – 1 апреля в «Олимпийском», и лучший альбом – «Спасибо». На второй день Ренате Литвиновой писатель вручил приз за лучший крик в песне Земфиры «Тысяча лет» (для пущей андеграундности) и за фильм «Зеленый театр в Земфире». Вот что пишет Герман Гессе о том самом степном волке: «Некоторые полагали, что такой зверь, как Степной волк, во всех отношениях представляет собой сомнительное, опасное и нездоровое явление, что он якобы только глумится над порядочными гражданами, срывает рыцарские изображения со стен просветительских храмов, насмехается даже над самим Иоганном Вольфгангом фон Гете!» Понятно, что Троицкий уже довольно давно ассоциирует себя с этим дерзким животным, и название премии выбрано как никогда удачно. Увы, книг в этом году про Земфиру написано не было, и дебютом ее тоже не назовешь, так что в остальных номинациях пришлось награждать других артистов. Друзей у Артемия Троицкого достаточно, так что для такой субъективной премии герои нашлись без труда. В номинации «Нечто особенное» награжден дуэт Ильи Лагутенко и Кача, спевших на Премии Fuzz матерные стишки про композитора Виктора Дробыша (судебное дело против матерщинников находится пока на стадии следствия). В номинации «Видео» победил действительно интересный арт-хаусный клип «Ляписа Трубецкого» на песню «Капитал» (режиссер Алексей Терехов). В номинации «Книга» победила первая книга Олега Нестерова «Юбка» (ее и продавал с удовольствием сам Троицкий в своей книжной лавке). А лучшей «Аудиокнигой» стала запись «Москва–Петушки» в исполнении Шнура. В номинации «Зарубежный артист» в лучших традициях Премий Муз-ТВ и MTV RMA награду получил тот артист, который приехал на нее. То есть, датская группа Under Byen. В номинации «Поэзия на музыку» отмечена поэзия Дельфина. Победителем в загадочной номинации «Сайт/Блог» стала малоизвестная группа Theodore Bastard. Премия «Дебют» досталась группе «Барто», а за «Дизайн диска» наградили и вовсе неизвестную группу GULAG Tunes. Ни в одном из крупных музыкальных магазинов этот диск найти не удалось, зато в ней поет сам Троицкий. Собственно, отчего бы не наградить себя самого после такого интересного фестиваля?.. Вадим ПОНОМАРЕВ, для деловой газеты "ВЗГЛЯД" |