Композитор Эдуард Артемьев — странный человек. Кино не смотрит, музыку не слушает, встречаться ни с кем не хочет. В запои вроде не уходит. Хотя нос красный. Сидит себе за монитором (пардон, тремя), колдует… И — полное безразличие к миру. До этого 25 лет писал оперу "Преступление и наказание". Закончил. Сейчас идет первая запись с хорами и оркестрами. Кончаловский собирается ставить.
— И нет ревности у вас, скажем, к Шнитке или Канчели — "первому ряду
гениев-композиторов"? А то от иных до сих пор слышишь: "Этот Шнитке все у меня
украл!"
— Я… с этим чувством не знаком даже.
Закоренелый индивидуалист. Что вы от меня
хотите?
И не пришли бы мы к нему никогда, если
бы не та сотня фильмов (среди которых "Солярис" и "Сталкер"), "оформленных" его
звуком — звуком
пионера-электронщика.
СПРАВКА
"МК"
Эдуард Артемьев — композитор, ныне
признанный классик электронной музыки. Родился в 1937 году. Учился в Московской
консерватории у Юрия Шапорина. После встречи с создателем первого синтезатора
Евгением Мурзиным окончательно углубился в авангардное для тех дней электронное
направление. Создал знаменитую "Мозаику", "Двенадцать взглядов на мир звука"...
Встреча с Мурадели привела его в кино, где Артемьев сотрудничал с Тарковским,
Кончаловским, Михалковым, Абдрашитовым, Самсоновым, написав музыку к фильмам:
"Солярис", "Свой среди чужих…", "Чисто английское убийство", "Раба любви",
"Сталкер", "ТАСС уполномочен заявить…", "Визит к Минотавру", "Город Зеро",
"Урга", "Сибирский цирюльник" и
другим.
— Иди
посмотри. Там где-то дрезина должна быть. Скорее же!.. — это Тарковский рисует
своего "Сталкера". Пошло движение: бензин залит, дрезина тронулась. И с этого
места меняется мир. Теперь Андрей Арсеньевич мертв. Солоницын, Гринько,
Кайдановский... все уже там, братцы. Единственный свидетель их свидания с Зоной
— Эдуард Артемьев, композитор, — до сих пор отсчитывает дробное "та-да", когда
колесо дрезины наезжает на стык рельсов.
* * *
Квартира Артемьева в башне на Ленинградском
шоссе. "Квартира" не годится: студия. От пола до потолка — вся в звукотехнике.
Сидим в пузыре — в тотальной звукоизоляционной обшивке. И только вид из окна, с
13-го этажа, делает и нас, и все вокруг спасительно
случайным.
— Тарковский был скуп на похвалы.
Никогда, знаете ли... Но именно за это место в "Сталкере" похвалил. Понимаете,
когда мы смотрим с режиссером готовую ленту и он предлагает написать музыку к
тому или иному эпизоду, я часто говорю: здесь не надо…
ничего.
— Если каждому говорить "ничего",
сам без зарплаты останешься. Вы — состоятельный
господин?
— Конечно. В кино почему все
раньше рвались? Сколько в СССР получали в среднем? 120 рэ в месяц. А композитор
брал за фильм 5000 рублей (2500 — договор, остальное — прокат). Два фильма в год
сделаешь — можно не работать. А сейчас и вообще с каждого кинотеатра по 3%… Но я
не буду жить только на дивиденды.
— Ладно. А
Тарковский? Как он объяснял, что хочет?
Дышать нечем. Артемьев берет со стола бутыль с боржомом и тянет из горла.
— А никак. Говорил: "Смотрите фильм. Там все
объяснено. Что я буду вам на пальцах?.." Для того и снимал, чтобы
молчать.
— И как вы к нему
попали?
— Дело случая. Как и все в моей
жизни. Знакомый художник пригласил на вечеринку. Сидели, выпивали, богема. И я
нормально пил. С удовольствием.
— Как-то не
вяжется хмельная дрянь с визитами в Зону. Помните: Кайдановский забирает у
Солоницына бутыль и выливает пойло в
траву?
— О чем вы? Если я глоток пива
сделаю, то работать уже не могу: все вышибает. Мне выпивка "для вдохновения" не
нужна. Наоборот. Хотя... Скрябин, по слухам, музыку сочинял, потягивая рюмку
коньячку. Одну. Часа четыре.
— И от писания
своего с ума не сходите?
— Я? Нет. У меня
твердая психика.
— А вот про Шнитке
говорят...
— Ерунда все это. При чем здесь?
У него последние десять лет давление было колоссальное — под 220! Чистая
патология.
— Так вы про ту богемную
вечеринку...
— А, да. Сидим. Тут же —
Тарковский. А мне его имя ничего не говорило — кто такой? Какое там "Иваново
детство"? Кто-то сказал: "Андрей, вот познакомься: Леша (я в крещении — Алексей)
занимается электроникой..." — "Да? Надо посмотреть". Я более и не вспоминал об
этом разговоре. А однажды приносят телеграмму с просьбой зайти на "Мосфильм".
Так мы и начали работу над "Солярисом".
— Он
был доволен вами?
— Откуда я знаю? Если он
меня приглашал на следующие картины, значит, что-то его
удовлетворяло.
— А вам нравилось? Интересно
было?
— Нравилось — не нравилось... Эти
слова не ко мне. Я — профессионал. Трудно всегда. И ничего интересного здесь
нет. Я с легкостью не работаю. Всегда преодолеваю себя. И без рутины не
обойтись. Рутина — это то, что у тебя наработано. Не будешь же "искать новое" в
каждом кадре: так годами можно музыку писать! А в кино заставляют работать
быстро.
...На "Сталкере" они завершили
сотрудничество. Нет, Тарковский снова звал Артемьева на "Ностальгию", но...
заказчик — итальянская сторона, сославшись на собственный профсоюз композиторов,
— не допустил. Андрей Арсеньевич извинялся, но сделать ничего не мог. И в итоге
вовсе не взял композитора на фильм, обойдясь записями
классики.
— Да ему не нужна была авторская
музыка. "Я мечтаю снять фильм без музыки вообще". Искал уникальный и
самодостаточный язык, присущий только кино. "Знаешь, в моих фильмах музыка
появляется тогда, когда я сам недотягиваю". Так он говорил. Хотел напрочь
изгнать чувство...
— А стал меж тем самым
чувственным режиссером.
— Да. Чем больше
смотришь его картины, тем больше находишь глубин. Такое редко бывает в
кино.
— Вы ходили к нему на
съемки?
— Зачем? Потеря времени. Мне-то
чего там делать?
— Так за что вас похвалил
Тарковский? За то, что в "Сталкере", когда те трое попадают в Зону, совсем не
звучит музыка?
— Но кадр должен дышать!
Музыка — это средство, которое надо беречь и не транжирить. Тогда она всегда
будет "стрелять", а не просто гудеть фоном. На том эпизоде Андрей сказал: "Здесь
мир меняется. Но как это выразить?" Я и предложил перестук колес той дрезины.
* * *
Артемьев в 45-м году (ему семь лет было)
поступил в Хоровую десятилетку в Москве. Потом — консерватория. Уже с 14 стал
писать.
— Помните свои первые
сочинения?
— Так, ерунда какая-то. Что-то
громоподобное под влиянием Рахманинова. Его тогда только-только стали
"разрешать", ведь в 42-м он перевел из Америки колоссальные деньги на Красную
Армию, вот Сталин и "позволил" его
немного…
— А в консерватории вас сразу
"вынесло" на Скрябина и других "полузапретных
новаторов"?
— Потом узнал, что музвузы по
договору между собой обменивались нотами. В Москве было все! И Шенберг, и
Веберн, и Дебюсси. Но лишь немногое из этого "всего" выдавалось студентам. Как
раз Альфред Шнитке часто сидел в библиотеке (выносить ноты запрещалось!), читал.
Я, едва увидев его в первый раз, понял, что человек он необычный. О нем тогда
уже стали поговаривать. А я... был очень незаметен. Не любил консерваторию,
неуютно там как-то. И сейчас не захожу. И потом: скучно было. Особенно на
занятиях по "немецкой классике". Все эти Шуман, Шуберт, Бах,
Бетховен...
— И это говорите вы, талантливый
человек…
— Талант-талант... Крепкий зад
надо иметь, чтоб из тебя музыкант вышел толковый! Сидеть и долбить одно и то же.
Тренаж! И перескочить эту "стадию" еще никому не
удавалось.
— Вот вам скучно от классики. А
как же сейчас в каждой консерватории идет поросль молодых композиторов? Им-то
что прикажете писать?
— Не знаю, что они
будут писать, но те, кто избегает электроники, никогда уже в музыке не
продвинется. Звук — это пространство, которое не ограничивается звучанием
скрипки или альта. Нет привилегированных звуков; весь мир — материал для музыки:
скрип калитки, лай собаки. Какая разница, какого звук происхождения? Таинство —
в их совмещении. И здесь важно знать новые
технологии.
...Ясно-ясно. Ведь после
консерватории Артемьева пригласил в свою лабораторию знаменитый инженер Мурзин —
создатель первого синтезатора "АНС" (по имени
Скрябина):
— Авангардист Ксенакис гостил как-то
в Москве. И как он был поражен, когда зашел в музей Скрябина, увидел "АНС" и
узнал, что эти "умные машины" были придуманы лет за 40 до него, еще в 30-е годы!
А эту технику, — Артемьев показывает на всякие рекордеры-эквалайзеры вокруг
себя, — двинули вперед рок-музыканты. А не профессора какие-нибудь, которые
сидели бы еще сто лет и решали бы проблемы... теоретически. А так — коммерция
быстро сделала погоду. И это хорошо, на этом построен
мир.
— Хвала року? Шоу-бизнесу?
"Битлз"?
— "Битлз" мне совершенно не
нравились. Играть и петь они не умели. До сих пор не могу их слушать. Что-то там
бренчат на гитарах, поют нестройно. Не лучше иной сельской
самодеятельности.
— Народу
нравилось.
— Это меня и поражало. Но потом,
когда настоящие оркестры стали играть их чудные темы, я немного изменил
отношение.
— А то вот недавно в Москву
приезжал Филип Гласс...
— Меня активно
звали с телевидения, хотели, чтобы я вел с ним "умную беседу" на равных, но я
отказался. Потому что минимализм как стиль не принимаю. Как композиторский прием
— да. А так... крутят часами одно и то же. Потеря времени. Я могу и сам это все
написать.
— Да
ну?
— И очень легко. И потом… Время лидеров
мирового масштаба в искусстве закончилось. Последним в таком качестве себя
пытался преподнести Штокхаузен.
— Который
сказал про самолеты, вошедшие в башни-близнецы, что это "величайшее произведение
искусства"?
— Пусть говорит всё что хочет.
Он уже затерялся под натиском рок-музыки.
—
Вы с ним лично не знакомы?
—
Нет.
— И не хотели
бы?
— А какая
нужда?
— Разве личный контакт ничего не
значит?
— Я — одиночка. Сам по себе. И
контакты мне не нужны.
— В консерватории
когда были в последний раз в качестве
слушателя?
— Лет двадцать назад. Я
настолько испортил свой слух, привык к искусственному, кристаллизованному
звучанию, что любая погрешность в исполнении меня сильно
огорчает.
— Но это несовершенство
потрясающе. Оно — живое!
— Живое — не
живое... Меня оно раздражает! Я лучше поставлю CD и один дома все послушаю. Ведь
"грязные ноты" никогда не пойдут в печать, и на любой "сидишке" все вычищено до
идеала. Так, как это не сыграет ни один оркестр. Вообще нас с вами, должен
сказать, редакторы избаловали "идеальным
звучанием".
— По счастью, записи года эдак
58-го редактировать не удастся.
— Туда не
влезешь, но ведь та же "химия" была: писали дублями до тех пор, пока не сыграют
правильно. А потом склеивали.
— Хорошо, но
почему-то люди валят в Большой зал консерватории в 10-й раз послушать
Бетховена!
— Находят в этом какое-то
удовольствие, уж и не знаю. А я занят.
— У
вас что же, кроме фильмов есть отдельные
заказы?
— Заказов нет. Вот только Башмет
лет шесть назад просил у меня Концерт для альта соло. Я пообещал, а теперь боюсь
с ним встречаться.
— А расслабиться?
Подзарядиться?
— Я заряжаюсь в процессе
работы. Отдых? Да я десятки лет не знал, что это такое! Только в этом году
полетел на Мальдивы. Потому что надоела зима!
Надоела!
— Вы же из Новосибирска родом,
северный человек…
— Да, северный. Но
видимо, в детстве так намерзся, что зимою вообще не выхожу из квартиры.
Ни-ку-да. Сижу в кресле. Компьютер, программы. И ничего больше не
надо.
— А путешествия? Лувр?
Пирамиды?
— Скука сплошная. Мне достаточно
того, что внутри. А то, что внутри, заложено с детства. Были сильные
впечатления. Полярные сияния… И этого мне хватает. Пока.
* * *
— А в церковь пойти? Вы же
крещеный?..
— Туда жена ходит каждое
воскресенье. И за меня грехи отмаливает.
—
Какие же грехи, если вы из квартиры не выходите? Музыка —
грех?
— Музыка? Нет. Ну, понервничал.
Раздражился. Грубо кому-то ответил. Хотя во всем судьба
ведет.
— Судьба? И не рыпаться
самому?
— Не могу давать рецептов. Я
никогда никуда не пробивался. На меня никто не давил, не ущемлял. Тьфу-тьфу, не
сглазить… Все само собой выходило. А как начинаю дергаться, так обязательно все
разваливается. Или иной музыкант болезненно воспринимает любое критическое слово
в свой адрес. А мне глубоко безразлично.
—
Представляете, сколько композиторов было за эти годы? А кто известен? По пальцам
пересчитать. Вам повезло.
— Я вот знаю тех,
о которых сейчас едва ли кто помнит, но пройдут годы, о них заговорят. Жили в
ужасающей бедности. Писали в стол симфонии,
кантаты.
— А у вас фильмы — половина
творчества.
— Да сейчас уж больше,
наверное. Меня же Мурадели в кино привел. Фильм снимали в Одессе, "Мечте
навстречу". Уж не помню: Марс и любовная история какая-то. В общем, понадобилась
им электроника. А никто этого сделать тогда не мог. Вот Мурадели и сказали:
сидит один в музее Скрябина… Так он пригласил меня в соавторы. По-честному: даже
в титрах стоял.
— А с Михалковым легко
работалось?
— Он всегда знает, чего хочет.
С "Сибирским цирюльником" проблем не было (это, кстати, моя самая крупная работа
в кино), а вот в "Утомленных солнцем" я не сразу правильно прописал тему
командарма Котова. Он как бы "из народа", надо было постараться, а то Михалков
критиковал: "Что-то у тебя слишком сложно
здесь".
— Вы столько лет писали
"Преступление и наказание"… А фильм с Тараторкиным в главной роли
помните?
— А как же! Хороший. Вообще снят
без музыки. Ни одной ноты. Лишь стучат
ворота.
— Как же это Кончаловский столько
лет ждал заказа?
— Да не важно время! Важен
результат! Представьте себе фигуру Достоевского! Хотелось бы его примерно так же
подать! Хотя это невозможно. (Он зачарованно водит глазами по сторонам.) Но
должен сказать, — все в искусстве идет к мистериям. Действам, вооруженным
колоссальной технической мощью, способным потрясать людей и управлять их
сознанием… Хочу взяться за такую. Это все Скрябина идеи, но он свое время
опередил лет на 150: техника не позволяла. А сейчас пора. Не будет сцены и
зрительного зала. Но тотальное соучастие всех во всем...
…В этот момент композитора лучше оставить.
Я уже выбрался из звукоизоляционного мешка, а он все сидит там, в грезах о
тайном знании.