Минувшей осенью братья Самойловы выпустили "Триллер. Часть I" — воодушевляющий возрожденческий акт, первый альбом после пятилетнего перерыва. Абсолютно культовая группа, герои стадионов из середины 90-х, проведя самих себя едва ли не через семь кругов ада (постнаркотические депресняки, сгущенное творческое мрачнилово, сконцентрированный чернильно-черный цвет, полуразвал группы после смерти Саши Козлова, клавишника и человека, с которым все начиналось), почти испепелившись — чудесным образом воскресли вновь.
Трогательно-ерническая, электронно-роковая, весьма модная (по звуку) и в то
же время совершенно ностальгическая пластинка выдала "Агате" индульгенцию на
скоростное возвращение в число мегахедлайнеров. Теперь уже — наступившего нового
времени. Которому они гораздо более иных прочих
соответствуют, пишет "МК".
—
Прошло полгода после выхода "Триллера". Но нет ощущения, что эту отличную
пластинку востребовали и распробовали широкие массы.
— В этом для нас ничего неожиданного нет.
Часто бывало, когда мы записывали очень знаковые для нас альбомы — и
сталкивались с тем, что мало людей их сразу безоговорочно принимают. Вероятно,
должно пройти какое-то накопление ощущения. Но большое количество коллег по цеху
нас поздравило, и многие назвали "Триллер" лучшим альбомом 2004
года.
— Ну мне вот Земфира первая показала
ваши новые песни, очень тронувшие...
— И
Илья Лагутенко сказал, что альбом — главное музыкальное событие прошлого года,
группа "Ария" была очень рада этой пластинке, и группа "Ва-Банк", еще, допустим,
Илья Кормильцев, который ругал нас очень сильно в свое
время...
— М-да... Разные все
люди-то...
— Мы получили удовольствие от
такой реакции и удовольствие от того, как мы эти песни сделали. Ну а дорога к
массмедиа, которые, как известно, у нас весьма корпоративны, выходит более
долгая. И мы сейчас находимся в ожидании, когда же они нас распробуют. Думается,
у нас лишь сейчас начнется волна принятия альбома людьми, которые сильно
повлияют на его судьбу.
(В числе поклонников
"Триллера" — владельцы рекорд-лейблов и руководители телеканалов. —
К.Д.)
— То есть к осени реально станете
хедлайнерами и героями стадионов?
— Боимся
зарекаться... Но, конечно, хочется, чтобы новые песни узнало как можно больше
людей.
— Больше людей... А вот в Москве-то
почему-то вы упорно не играете концерты!
—
У нас было несколько эксклюзивных концертов — ну, по особым случаям. Презентация
альбома, день рождения группы — 17 лет. Ну и вот полтора месяца назад выступили
на дне рождения готического клуба "Релакс" со специальной готической программой.
Сыграли песни, которые очень давно не играли: самую свою мракоту насобирали. В
этом клубе ведь сплошной тяжеляк звучит, дэт-металл, дискотеки готические
проходят. Такая целенаправленная черная эстетика. Ну и мы подобрали свои самые
жесткие песни и сделали программу практически без шлягеров. Хороший концерт был
— настоящий черный угар.
— Те же девы с
бледными ликами — черными ногтями пришли, что вскорости вот пойдут на гастроль
Мэрилина Мэнсона?
— Ну, у нас на сайте
много интересного можно прочесть про предпочтения разных поклонников.
Есть, допустим, люди, которые любят только
"Агату Кристи" — и это главное для них. А есть пересекающиеся интересы: любители
"Агаты" и "Арии", например. Или "Агаты" и Милен
Фармер.
— Интересненькая эклектика... А вот
какая песня в "Триллере" все же самая
значимая?
ГЛЕБ САМОЙЛОВ:
— Понятно, что все они любимые. Но одна
полностью сконцентрировала мое настроение в этом альбоме — "Порвали мечту".
По-моему, такие слова может сказать каждый в определенную минуту себе и
окружающим:
Порвали мечту,
порвали
мечту
Такие тупые,
что хочется
выть
А небо такое,
что можно
убить...
— А вот в связи со сменившимися
веяниями: долой "Фабрику звезд", да здравствует фабрика
рок-звезд...
— Да ты что! Такая идея только
от Миши Козырева в свое время исходила, и то он вроде бы говорил про антитезу
как раз "Фабрике". Про конфронтацию личности артиста и продюсера и про
позитивные результаты этой конфронтации. Но как-то слабо такое реалити-шоу
вообще-то представляется...
— Да я не совсем
об этом. Я о спланированном сверху наметившемся повороте (с использованием теле-
и прочих подручных ресурсов) в сторону рок-героев, рок-музыки и т.д. Вами это
ощущается?
— А ты думаешь, он
спланированный, эдакий поворот? Думается, попса просто больше не знает, что
такого еще выдумать на сцене, чтобы это все великолепие продолжилось. Верка
Сердючка себя исчерпала, обилие женских групп — ну есть из них два имени,
которые более-менее лидируют, остальные все равно обречены быть пустым местом...
"Фабрика" уже всем наскучила. Я думаю, ОНИ просто размышляют: а может, здесь
пойдет?! Рекорд-лейблы пробуют: а вдруг с роком получится?! И вполне возможно,
что и получится. В конце концов, все время же нас так мотает: сначала, в конце
80-х, — рок, потом попса, потом в 90-х рок, снова попса... Ну вот
и...
— Ну вообще-то шестую "Фабрику" все же
сварганят осенью. Типа насобирают победителей всех прошлых "Фабрик" и замутят
эдакий финал чемпионата, понимаешь, фабричных
изделий!
— Ага. Суперфабрика,
чума-фабрика... Ну да, а выигравшему, видимо, опять суперприз — поездка на
"Евровидение"!
— А когда говорят, что вот
"Триллер" — ваш лучший альбом, нет обиды за остальные, за прошлые? Или вы сейчас
про все забыли, сбросили груз былых успехов и неудач и просто начали все с нуля,
по-новому?
— Да мы не считаем все те годы,
что прошли после "Опиума" (коммерческий пик успешности "Агаты Кристи"),
неудачными. У нас никогда не возникало настроение отвернуться от всего, что мы
сделали. В каждом альбоме есть какие-то стержни, от которых получаешь
удовольствие слушая-играя.
Все наши альбомы —
это практически дневники. Каждый — наши человеческие изменения, очередной этап
нашей жизни. Если кому-то мы сегодняшние нравимся больше, чем мы вчерашние, —
нет проблем, ради Бога.
— Ну так все же от
чего в Москве-то выступления игнорируете?
—
Потому что скучно. Скучно играть для одних и тех же людей — ведь одни и те же
поклонники все равно представляют большую часть любого зала, любого клуба
города-героя Москвы. И людям этим становится рано или поздно скучно видеть нас с
одними и теми же песнями. А менять программу по два раза в месяц, плотно
выступая по клубам, нереально. И невозможно показывать то, что на прошлой неделе
люди уже видели. Это убивает значение всего того, о чем ты поешь. А хочется ведь
постоянного ощущения праздника.
— А вот в
вас самих какое концертное действо последнего времени эдакое ощущение праздника
оставило?
— Ну вот Faithless в пятницу. Мы
же там с тобой виделись как раз.
Такое ощущение
дежа вю от концерта — как будто в середине 90-х на рэйве оказался. И люди,
кстати, там, в саду "Эрмитаж", были те же самые, что десять лет назад по рэйвам
ходили. Такие — недоклубившиеся.
— А в
Москве ведь сейчас просто шквал какой-то рэйвов, не
заметили?
Вадик:
—
Ага, я вот в субботу как раз тоже сходил на него в новое место —
"Гауди".
— И чего ты сам-то на рэйвах —
танцуешь?
— Нет, хожу, с людьми общаюсь,
выпиваю чего-нибудь. Интересуюсь
атмосферой.
— У "Агаты Кристи" же были
первые в этой стране REMIXы. Очень крутые — на "Черную луну",
например!
— Мы вообще активно участвовали
всегда в движении. В 95-м, приезжая в любой город на гастроль, первым делом
спрашивали: а рэйв в городе есть? Кому чего, а нам — на рэйв!