Лёгкое обаяние Nu Note Lounge Fest
Интересно, какими были бы светские вечера в подмосковной резиденции графа Юсупова, если бы у нас сохранилась аристократия как в далёкой Великобритании? Вряд ли бы их прельстила атмосфера пивных рок-фестивалей, которые в фаворе у современной молодёжи, а вот Nu Note Lounge Fest , прошедший 25 августа в усадьбе «Архангельское» наверняка пришёлся бы по душе отпрыскам российских буржуа.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ Архангельское было местом, которые посещали со светскими визитами российские императоры, дворяне, известные поэты и общественные деятели. До революции 1917 года в стенах усадьбы проходили выступления известных европейских и российских композиторов. В 1998 году традиция концертов классической музыки вновь была возрождена в Архангельском. Спустя несколько лет, в 2004 году в юсуповской резиденции состоялось историческое музыкальное событие – впервые в атмосфере построек эпохи классицизма и позднего рококо состоялся джазовый фестиваль «Русский стиль. Усадьба Джаз». Лучшего места для музыки, которую Максим Горький с лёгкой руки окрестил «музыкой для толстых буржуа», найти было бы сложно. Московский успешный люд и продвинутая молодёжь, уставшая от «Нашествий» и «Крыльев» с их брутальной романтикой открыли для себя новую фестивальную форму – без галлонов пива и «слэма» у сцены. Вместо этого: практически VIP-досуг с посиделками на зелёных лужайках и шезлонгах в окружении памятников архитектуры, расслабляющая музыка, не требующая к себе столь пристального внимания, как рок, более умеренное употребление алкоголя, а значит минимум агрессии. Согласитесь, гламурно? Но именно джаз как нельзя лучше вписался в эру гламура. Джаз стал модным. Так или иначе, но к «музыке для толстых буржуа» стали приобщаться в массовом порядке, а фестиваль «Усадьба. Джаз» в Архангельском превратился в ежегодный светский раут. Но в прошлом году у фестиваля появился конкурент. Аккурат в последний уикэнд лета’2006 на территории усадьбы «Архангельское» состоялось ещё одно околоджазовое мероприятие – Nu Note Lounge Fest. Почему околоджазовое? Потому что в отличие от «Усадьбы.Джаз» Nu Note выстроил свою музыкальную политику с акцентом на модных, а не на традиционных джазовых исполнителях. Лаунж (lounge) здесь выступил как симбиоз модных музыкальных течений, вернее как некое музыкальное настроение. Ведь под эту музыку можно «подогнать» и лёгкие прозрачные мелодии, которые слышишь в клубе, расслабившись с кальяном на пуфиках, и прозрачный эйсид джаз, и танцевальные ритмы с легендарной Ибицы. Неслучайно на дебютном фестивале звучал джаз-рок с элементами фанка (Александра Бойко), и авангардные эксперименты (Bassworks), и средиземноморские танцевальные ритмы (Gabin) и пропитанный буржуазностью и летней беззаботностью acid jazz (De Phazz) и собственно Хосе Падилья – резидент Café del Mar на Ибице, собственно придумавший лаунж как музыкальное направление. В этом году программа Nu Note Lounge Fest оказалась не менее интересной и насыщенной, удивив рядом откровений. О СМЕСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ Очень часто соединение несоединимого становится удачным решением. Но далеко не всегда такой «оксюморон» оказывается в кассу в музыке. Так случилось и с российской группой ZventaSventana, выступившей на лаунж-фестивале в Архангельском. И дело тут вовсе не в том, что продюсированием их альбома «Страдания» занимался Юрий Усачёв, участник «попсовой» группы «Гости из будущего», - с музыкальной точки зрения он как раз-таки проявил себя ярко. Дело в другом. Слишком сложно ещё нашему слушателю воспринимать русские народные песни в оболочке трип-хопа и драм-н-басовых сбивок. К фолк-роковому саунду вроде уже привыкли – пример тому группа «Мельница», а вот русский народный трип-хоп ещё пока у нас в диковинку. Но нужно отдать должное таланту Христины Кузнецовой и Алены Романовой – звучание их группы «ZventaSventana» может и воспринималось противоречиво, но выглядело более чем любопытным. Причём как с музыкальной, так и с этнографической точек зрения. Их выступление можно бы было считать революционным музыкальным откровением, если не вспоминать о популярной некогда электронной фолк-группе «Иван Купала». Именно им впервые удалось превратить аутентичные русские напевы в удобоваримый поп-продукт для массового слушателя. Но этот факт скорее является плюсом для «ZventaSventana». Просто потому что звучат они более респектабельно, и музыкальные ходы кажутся более удачными. Прозрачные журчащие клавишные в лучших традициях easy listening, трип-хоповые ленивые ритмы с вкраплениями саксофонного соло и вокальные импровизации на английском языке неожиданно появляющиеся в народных распевах, образуют в сумме тягучую музыкальную вязь. Такую «народную» музыку сложно назвать обычной бездушной стилизацией. Хотя в погоне за «вкусным» и модным саундом немного теряется «русскость» самих песен. И тут невозможно понять: то ли аранжировки оказались чужеродны, то ли публика не созрела к подобным экспериментам. Но, судя по тому, что многие из зрителей вертели в руках диски ZventaSventana, после того как Христина Кузнецова и Алёна Романова удалились со сцены, можно было сделать вывод, что кого-то действительно эта музыка зацепила. Солнечным получился сет у DJ Valer, исполнившего ремиксы на известные композиции 20-30 годов. Оригинальным получился и видеоряд с танцами-плясками из советской кинохроники. Перфоманс дополнила очаровательная певица Le’Green, проявившая на сцене недюжие способности настоящего полиглота. В программе её совместного выступления с DJ Valer были французские, российские и английские песни. Музыка, которую сам московский диджей позиционирует как «vintage-house с джазовыми ощущениями», вполне соответствовала духу фестиваля, заставив многих пуститься в плясу на танцполе. РУССКИЙ ТРИП-ХОП ПО-АНГЛИЙСКИ Из отечественных групп, засветившихся на Nu Note Lounge Fest 2007, хотелось бы ещё отметить космополитичных VFSix. Эти московские трип-хоперы представили на фестивале свой новый альбом «VFSix’s World». Плотный бас, атмосферный вокал и элетронный бит были выдержаны в лучших традициях бристольской школы трип-хопа. Моментами VFSix напоминали Morcheeba, моментами – Massive Attack, но больше всего в их звучании угадывалось влияние Portishead. Тем не менее, группа не выглядела вторичным музыкальным продуктом. В пользу этого утверждения говорит хотя бы тот факт, что одна из песен группы «Tears» была записана и спета вместе с Pat Appleton, вокалисткой одного из самых актуальных коллективов современного эйсид-джаза - группой De Phazz. Пэт, кстати, выступила на Nu Note Lounge Fest с сольным проектом, представив в усадьбе «Архангельское» свой дебютный альбом «What’s Next?». Правда, объявленного организаторами совместного выступления Эпплтон и VFSix в программе фестивале так и не состоялось. Но даже без именитой западной вокалистки московская команда великолепно отработала свой сет. Первые несколько композиций были исполнены темнокожей вокалисткой Pearl – настоящей «жемчужиной» коллектива. Затем на сцене появилась рыжеволосая Fannie, спевшая среди прочих одну из самых проникновенных композиций фестиваля «New York City». Это безусловный хит с цепким космополитичным припевом, который вполне можно ассоциировать не только с Нью-Йорком, но с любым другим мегаполисом:
Вполне себе московский, петербургский или шанхайский синдром. И совсем неудивительно, что он написан в Москве. В самом крупном российском мегаполисе как нельзя острее ощущается одиночество среди единства непохожих. И именно такие песни выступают идеальной музыкальной декорацией к местной повседневности. Правда, в атмосфере зданий, пропитанных духом 19-го века, эта метафора звучала скорее не грустно, а наоборот, как-то легко и оптимистично. Возможно, дело было ещё и волшебстве о некой отрешённости самой музыки. Трип-хоп, который по сути своей является мрачным музыкальным направлением, выдержанным в минорных тонах, в руках московских музыкантов приобрёл вдруг позитивный мажорный окрас. Ярчайшее впечатление производит и профессионализм самих музыкантов. Здесь особенно стоит отметить виртуозность игры Виктора (Victor) – идейного «локомотива» VFSix, который очень чётко подчёркивает вокал густым звуком своего шестиструнного баса. Безусловно, московские музыканты произвели сильное впечатление на любителей джаза, собравшихся на лужайках Архангельского. ОТ МАЛОИЗВЕСТНЫХ JAZZANOVA ДО ИЗВЕСТНЫХ INCOGNITO Хотя, по словам организаторов, плей-лист и был составлен по результатам интернет-голосования, тем не менее, судя по реакции зрителей, для многих иностранный коллектив Jazzanova оказался «тёмной лошадкой». Своим успехом немецкие электронщики, микширующие даб, эмбиент и лаунж, во многом обязаны участию в программе эксцентричной вокалистки Клары Хилл – внешне напоминающую скорее топ-модель, только что сошедшую с подиума, нежели джазовую исполнительницу. Но сомнения развеялись, как только Клара взяла первую ноту. Чувственный интонирующий вокал привнёс недостающие штрихи для сухих электронных битов Jazzanova. Певица словно кошка передвигалась по сцене, наверняка создав немало хлопот для фотографов, сгрудившихся у сцены. При этом Jazzanova старались внести максимум разнообразия, чередуя медленные и танцевальные композиции. В итоге совместный сет Клары Хилл с германскими музыкантами сорвал шквал аплодисментов у благодарной публики. Хотя во многом выступление было недооценено из-за того, что все с нетерпением ждали выхода Пэт Эпплтон. Ещё до начала фестиваля именно эта чернокожая певица лидировала в рейтинге хедлайнеров фестиваля. Причём в этом году, в отличие от прошлого, зрители хотели видеть именно Пэт с её сольным проектом, а не De Phazz. Видимо москвичи становятся всё более взыскательной и искушённой публикой, всё свободнее ориентируясь в тенденциях современного джаза. Поэтому неудивительно, что публика встретила восторженными криками вокалистку De Phazz. Звучание новых композиций этой роковой либерийской женщины существенно отличалось от саунда своей группы. Появилось больше рока и джазовой экспрессии. Эпплтон, сразу, как только вышла на сцену, предупредила зрителей: «Nu Note Lounge Fest – это, конечно, музыка лаунж, музыка для релаксации и отдыха, но мне бы хотелось привнести в него немного страсти и энергии». Слава Богу, певица не слукавила. Её новые песни действительно получились жизнерадостными и полными энергии. Отличная ритм-секция, фирменный вокал Пэт и её неподражаемая улыбка сделали свое дело – на огромной зелёной поляне, где расположились разомлевшие зрители, не осталось практически никого сидящего или мирно спящего. Как и на прошлогоднем фестивале Пэт без труда удалось выстроить диалог с публикой. При чём это происходило с такой естественной лёгкостью, что не оставалось никаких сомнений в искренности песен и слов, с которыми Пэт Эпплтон обращалась в зал. Выйдя на бис, Пэт поделилась с поклонниками простой истиной: беречь свою любовь, беречь её день изо дня, и исполнила на прощание пронзительную композицию «Everyday Love». Кульминацией вечера стало выступление культовой английской команды «Incognito». Её ждали на прошлогоднем Nu Note Lounge Fest, но тогда группа так и не доехала. К счастью, английская группа не оказалась из разряда тех команд, интерес к которым может быстро погаснуть. В музыке «Неизвестных» смешалось такое невообразимое количество музыкальных стилей, что придётся по вкусу и придирчивому ценителю Майлза Дэвиса и раннего Карлоса Сантаны и любителям латинских ритмов, столь модных сегодня. Группа возникла ещё в начале 80-х годов прошлого века, и с тех пор не раз меняла свой состав. Главным вдохновителем коллектива на протяжении этих долгих лет оставался гитарист-виртуоз Жань-Поль Моник, который в этом году представил на фестивале в Архангельском новый альбом своего детища – «Bees+things+flowers» («Пчёлы+вещи+цветы»). Видимо те, кто побывал на концерте «Incognito» осенью прошлого года в концертном зале «Мир», по достоинству оценили эту группу, так как могли уже без труда подпевать многим композициям. Причём, заметьте не только на припевах. На сцене в это время возникло настоящее столпотворение: Жан-Поль Моник собственной персоной, духовая секция, один вокалист и две вокалистки, ударник, соло-гитарист и совершенно безбашенный клавишник. Ни много, ни мало, а настоящий джаз-бэнд! Incognito устроили настоящий праздник для собравшихся в Архангельском. Верно почувствовав настроение начавшей подмерзать публики, музыканты сделали акцент в своей программе на свинге, босанове и танцевальном эйсид-джазе. В одном из перерывов Жан-Поль Моник дал время отдохнуть разошедшейся публике, решив вдруг поделиться со зрителями своим впечатлением из юности. С юмором он припомнил, как трепетно ждал выступления своего кумира Карлоса Сантаны и беспрерывно повторял перед концертом: «Santana, Santana, Santana». После этого отец-основатель великой музыкальной семьи «Incognito» добавил с улыбкой, что концерт в Архангельском вызвал в нём столь же трепетные и теплые чувства как впечатление от того самого концерта. Зрители встретили откровение маэстро продолжительными аплодисментами. Ровно в 11 вечера, как и было заявлено в программе, над усадьбой прогремел салют. Остаётся надеяться, что заданная планка станет хорошей традицией. Причём не только в джазе. Вадим ВИТОВЦЕВ |