Телешоу "Дом-2" купила Sony Pictures
Вчера телеканал ТНТ объявил о продаже прав на использование формата реалити-шоу "Дом-2" американской компании Sony Pictures Television International (SPTI). Это первый случай, когда оригинальное российское реалити-шоу было куплено глобальной медиакорпорацией. В Sony Pictures полагают, что шоу в стиле "Дом-2" станут хитами в странах Латинской Америки и на юге США. Телеканал ТНТ вещает в 79 регионах России.
Позиционирует себя как развлекательный. Потенциальная аудитория – более 93 млн
человек. По подсчетам экспертов, доходы телеканала от рекламы в 2004 году
составили около $80 млн. В 2005 году, по предварительным оценкам, этот
показатель вырастет до $120-130 млн. Контрольный пакет акций ТНТ принадлежит
крупному российскому холдингу "Газпром-медиа".
Зрители "Дома-2" каждый день наблюдают за отношениями 15 юношей
и девушек, которые строят дом и одновременно занимаются устройством своей личной
жизни. Цель участников шоу – создать семью, доказав искренность своих чувств не
только друг другу, но и телезрителям: победившую пару, которой достанется дом
стоимостью $120 тыс., телезрители должны выбрать путем общего голосования. Уже
сейчас "Дом-2" занесен в Книгу рекордов России как самое продолжительное
ежедневное реалити-шоу: оно идет в эфире канала уже больше года.
Продвигать оригинальный формат
реалити-шоу собственного производства на международный телевизионный рынок канал
ТНТ начал в октябре прошлого года. Тогда проект "Дом-2", в английском варианте
названный "How To Build Your Love" ("Как построить свою любовь"), был
представлен на международной телевизионной ярмарке MIPCOM-2004 в Канне. Им
заинтересовались сразу несколько крупнейших компаний, работающих в данном
сегменте рынка,– британская Fremantle, голландская Endemol и американская Fox
World.
Генеральный директор ТНТ Роман
Петренко говорит, что внимание западных компаний привлекли оригинальная идея шоу
и высокие рейтинги, которые проект вот уже год набирает в эфире ТНТ. "Никогда
прежде телевизионная программа не была посвящена развитию взаимоотношений между
реальными мужчинами и женщинами,– считает он.– Большинство шоу, рассказывающих
об отношениях между людьми, затрагивали только букетно-конфетную стадию, тогда
как зрителям всегда хотелось узнать, что произойдет с героями дальше. В 'Доме-2'
можно увидеть все стадии развития отношений вплоть до создания семьи".
В ТНТ сообщают, что итогом длившихся
несколько месяцев переговоров с SPTI стала продажа прав на производство
реалити-шоу "How To Build Your Love" в испаноговорящих штатах США и странах
Латинской Америки в течение полугода, начиная с июня. "Меня не удивляет, что
киты мировой медиаиндустрии заинтересовались 'Домом-2',– отмечает Роман
Петренко.– Этот телепроект входит в первую тройку самых рейтинговых программ,
опережая все местные версии западных шоу и сериалы любого из российских
телеканалов по наиболее популярной у рекламодателей аудитории от 18 до 30 лет".
С ним соглашается и старший вице-президент международного департамента
производства SPTI Брендан Фитцджеральд (см. интервью на этой странице). По его
словам, проект "How To Build Your Love" показался его компании "очень свежим по
самой подаче в конкурентной среде жанра реалити". На ТНТ также отмечают, что
SRTI неслучайно намерена показывать шоу в испаноговорящих странах, где
традиционно сильны семейные ценности.
Компания Sony Pictures Television International входит в
корпорацию Sony Pictures Entertainment, чей оборот в 2003-2004 финансовом году
составил $7,3 млрд. Владеет или имеет долю в 35 телесетях за пределами США,
которые вещают более чем в 100 странах мира и чья аудитория составляет 240 млн
человек. Также компания создает программы на местных языках и продает свои
форматы примерно в 25 странах мира.
Сумму сделки стороны не разглашают. По оценкам экспертов,
единовременный платеж, который ТНТ получил от продажи прав, мог составить от
$100 тыс. до $500 тыс. Роман Петренко, правда, настаивает, что сумма была даже
меньше $100 тыс.: "При продаже формата основные деньги всегда делают на
реализации лицензий дистрибутором, в качестве которого будет выступать Sony.
Доходы нашего канала будут зависеть от того, насколько активно Sony будет их
продавать".
За полтора года, в течение
которых "Дом-2" выходит в эфир, ТНТ произвел 394 программных часа. По оценке
гендиректора компании "А. Медиа Групп" (занимается производством и продажей
сериалов, кинофильмов и прав на них) Александра Акопова, стоимость продаваемых
Sony в Америке лицензий будет составлять от $500 до $2 тыс. за час продукции, а
в США может доходить и до $10 тыс. Получается, что сама Sony заработает на
продаже прав одному дистрибутору минимум $200 тыс. Согласно договоренности с
SPTI, телеканал ТНТ получит 40% от этой суммы. Кроме того, дополнительный доход,
размеры которого пока сложно определить, принесет продажа оригинальной
технологии SMS-голосования, которую SPTI купила в пакете с "Домом-2".
Эксперты называют покупку прав на
"Дом-2" этапным событием для отечественного рынка телепрограмм. Потому что
сегодня Россия выступает в роли крупного покупателя зарубежных телеформатов.
"Фабрика звезд", "Как стать миллионером", "Последний герой", "Народный артист" и
другие известные в России программы – это запущенные по лицензии международные
форматы, популярные в большинстве стран, где есть телевидение. Первое российское
реалити-шоу "За стеклом" хотя и было формально оригинальным продуктом телеканала
ТВ-6, на самом деле было вариацией на тему популярного в Европе шоу "Big
brother".
"Для нашего рынка продажа
оригинального формата западному мейджору – прецедент, очень серьезное событие,–
считает Александр Акопов из 'А. Медиа Групп'.– Однако предсказать, станет ли это
системой, невозможно: телевизионный формат – вещь, которую невозможно поставить
на поток". "Пик интереса к реалити-шоу, подобным 'Дому-2', в Европе и Америке
уже миновал, интерес к ним падает,– констатирует коммерческий директор
телеагентства 'Русский репортаж' (покупает и продает права на кино- и
телепродукцию.–Ъ) Максим Михайлов.– Поэтому я уверен, что в ближайшие
несколько лет владельцы прав на эти форматы начнут активно экспортировать их в
другие страны. В первую очередь в Латинскую Америку. На этом фоне мейджоров
могут заинтересовать и успешные российские проекты".
ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА
"Будем покупать успешные российские
проекты"
На вопросы
корреспондента Ъ ВИКТОРА Ъ-ХИЛЬКО ответил
старший вице-президент международного департамента производства Sony Pictures
Television International (SPTI) БРЕНДАН ФИТЦДЖЕРАЛЬД.
–
Чем вас заинтересовало реалити-шоу "Дом-2"?
–
Этот проект показался нам оригинальным и очень свежим по самой подаче в
конкурентной среде жанра реалити. В проекте крайне удачно подобраны участники,
он хорошо снят и решен драматургически. Благодаря этому проекту телеканал ТНТ
стал стремительно развиваться, и мы надеемся, что другим компаниям будет полезно
перенять его опыт.
– Где вы планируете выпускать
реалити-шоу, созданные по образцу "Дом-2"?
–
Мы приобрели права на производство шоу такого формата в Латинской Америке, а
также в испаноговорящих штатах США. У зрителей стран Латинской Америки так
называемые "реалити замкнутого пространства", как правило, имеют большой успех.
Плюс ко всему мы тесно сотрудничаем с телекомпаниями в странах этого региона,
которые имеют огромный опыт по производству реалити-проектов. Налицо все
слагаемые успеха. Если вы посмотрите на цифры – рейтинги и доходы, вы поймете, о
чем я говорю. Эти показатели привлекают внимание и других телекомпаний. Мы
считаем, что шоу "How To Build Your Love" (второе название "Дом-2".– Ъ)
имеет высокие шансы на успех, иначе мы бы не стали бороться за него и делать все
возможное, чтобы как можно быстрее его приобрести.
– Когда
выйдет в эфир американская версия шоу?
–
Проект "How To Build Your Love" нужно тщательно спланировать и подготовить к
производству. Однако мы не удивимся, если все будет готово в конце этого или в
начале следующего года.
– Планируете ли вы покупать другие
российские телевизионные форматы?
– Если речь
будет идти о столь же успешных и оригинальных проектах, как "How To Build Your
Love", скорее всего, да. Нам очень нравится, как развивается российский рынок.
Дешево и популярно
Глобальная мода на
реалити-шоу взяла старт в 2000 году. Среднемировой телерейтинг таких программ в
прайм-тайм с конца 1999 года вырос к осени 2004 года с 6 до 17%. В Европе в
настоящее время выпуск реалити-шоу составляет 39% всех новых телевизионных
проектов. А в США популярность реалити-шоу в 2004 году начала снижаться: за год
их совокупный рейтинг упал с 3,9 до 2,9%. Многие телеканалы часто предпочитают
делать новые реалити-шоу в силу относительной дешевизны их производства.
Например, производство одного часа реалити-шоу стоит $700 тыс., а телефильма – в
среднем $1-2 млн.
В сентябре 2004 года
журнал Forbes составил рейтинг самых прибыльных реалити-шоу в Америки. На первом
месте оказался "American Idol" на телеканале Fox ($260,7 млн прибыли): рекламный
ролик на полминуты во время показа шоу стоит в среднем $415 тыс. На втором месте
– "Survivor: Pearl Island" на телеканале CBS (прибыль – $73,1 млн, 30 секунд
рекламы – $327 тыс.), на третьем – "Apprentice" на NBC ($54 млн и $287 тыс.
соответственно), на четвертом – "Bachelor: Jessie Palmer" на ABC ($38,2 млн и
$231,5 тыс. соответственно) и "Bachelorette" на ABC ($27,7 млн и $178 тыс.
соответственно).
Рекордный рейтинг
охвата аудитории для реалити-шоу поставил проект "Survivor" ("Последний герой" –
его аналог): его финал в США смотрели 51 млн человек, или 41% всей аудитории
страны.
В Европе одним из самых
популярных реалити-шоу является шоу "Big Brother" ("Большой брат") производства
компании Endemol. Доходы от его показа, например, в Великобритании за осень 2004
года составили $7 млн, аудитория – 12,2 млн человек. Большую часть прибыли от
такого рода шоу приносят телефонные звонки людей, голосующих за того или иного
участника. В Великобритании этот показатель за осень 2004 года составил $27 млн.
КоммерсантЪ
|