Дельфин на пороге новой пластинки, которую начнет записывать со дня на день. В предчувствии ее поговорили.
— После трех месяцев в Индии вся эта здешняя жизнь кажется очень ведь
неправильной — я знаю не понаслышке!
—
Когда я в прошлом году приехал после зимовки — боролся с непреодолимым желанием
срочно вернуться обратно. И думал, что все здесь — очень тяжело и не нужно, и
необходимо совсем по-другому все делать. Но когда мы начали репетировать, я
понял, что и без этого тоже не могу, и было бы круто совмещать одно с другим. Но
если находишься там — надо делать музыку для тех, кто там. А если живешь здесь —
для здешних людей.
— Ты в Индии пытался
музыку делать?
— Ну, немножко пытался,
потом забил на это. Хотя два чемодана аппаратуры привезли туда. Я не преследовал
конкретной цели: записать в Гоа пластинку. Хотелось просто понять, как это может
происходить. Там что-то можно придумывать, темы, идеи, но до ума это все не
доведешь — там совершенно не хочется деталями заниматься.
— Где в Индии жил?
— В деревне, на Морджоме (такой дикий
пляж. — К.Д.). Там уже яблоку негде упасть, сплошная русская колония.
Чтобы почувствовать нетронутую благодать, надо из Гоа в северный штат
перебираться на пароме...
— Ну а что там,
рэйвы-то все проходят? Их же еще в прошлом году запрещало
правительство!
— Знаешь, я даже не
интересовался. По слухам — бывают, но я сам не ходил.
— А что же ты целую зиму в Гоа делал?
— Да я сам не понимаю, чего там делал...
Ходил-бродил, что-то снимал на камеру, иногда целыми неделями дома сидел — читал
книжки...
— Сейчас в Индии сезон дождей —
все продвинутые поехали в горы, на север, в Гималаи...
— В горы было бы круто съездить. Но скорее
нет, чем да. Нас долго не было, и много всего накопилось.
— Ты не можешь себе позволить свободно
попутешествовать?
— В общем, могу. Но если
мы начнем сейчас новую пластинку записывать — уже невозможно будет остановить
процесс, чтобы не потеряться, не выпасть из него... С недели на неделю хотим к
этому приступить.
— Уже видишь ее?
— У меня есть некоторые идеи, но я их пока
не проверял. Вот сейчас все технически подготовим и поймем, за что лучше
зацепиться. Но это не будет продолжение "Звезды". Пока сам не очень представляю,
что будет.
— Контракт с огромным лейблом, с
"Universal", накладывает какие-то обязательства? Подталкивание к конъюнктурному
звучанию?
— Когда мы записывали "Звезду" —
не поднималось таких тем.
— Тем не менее
"Звезда" более всего из твоих пластинок обыграна по правилам шоу-бизнеса. Три
песни плотно отыграли радиостанции, два клипа — телевизор. Обложки, детские
журналы, промо... У самого-то какое от эдакого послевкусие?
— Я надеюсь, что возможности рекорд-лейбла
помогут мне поработать с какими-то людьми за границей. От мысли перевести
"Звезду" на английский мы отказались — это зря потраченное время. Но поработать
с продюсерами в Америке хочу. Хотя не уверен, что это принесет результаты. Я не
рассчитываю получить от западного опыта художественную составляющую, но мне
нужна свежая информация о звуке, о том, как все делать правильно. Или
удостовериться в том, что это мы делаем все правильнее, чем они.
— Из-за твоего демарша на церемонии MTV
тебя внесли в стоп-лист, отказались эфирить клип "Романс" (ты его, кстати, сам,
кажется, снял)?
— Ну, в общем, да. (На
церемонии Андрей не стал петь под фанеру, а, выйдя на сцену, раздосадованно
потоптался, демонстративно отодвинувшись на пару метров от микрофона; некоторыми
это было воспринято как альтернативное "фи" засилью фанерной попсы. —
К.Д.) У меня не оставалось выбора. Мы предлагали режиссерам несколько
решений концертного номера. Например, сыграть "Романс" под рояль и с
полуобнаженной скрипачкой. Но они не захотели заморачиваться. И мне пришлось
просто стоять под фанеру.
— Но можно же
было вообще не выходить, раз такая сложилась мутность?
— Выпускающая компания очень просила,
чтобы я вышел и обязательно сказал в ее адрес слова благодарности. Круто было бы
не выходить вообще, но меня как-то заклинило, и я в тот момент об этом не
подумал.
— И часто ты идешь на компромиссы?
— Постоянно.
— Но у тебя же имидж "последнего из
могикан", парня, способного на независимое существование в рамочном,
заформатированном пространстве. Хочется думать, что ты бескомпромиссен и
непрогибаем. А на самом деле?
— Моя главная
цель: чтоб то, что я делаю, во что я вкладываю себя самого, было бы услышано как
можно большим количеством людей. Возможно, их это поменяет в той или иной
степени. Или они задумаются о каких-то неожиданных вещах. И на пути к этой цели,
думаю, возможны компромиссы, которые в конечном итоге будут играть на руку. Мне
самому. Хотя, конечно, есть генеральная линия и какие-то вещи, которые никогда
бы не сделал.
— И что же это?
— Не идти на компромисс с собой в том, что
я делаю. Чтобы сам продукт был максимально честным. А как уже его донести до
слушателя — здесь можно лавировать и играть по каким-то установленным правилам.
Главное, чтоб я, прослушивая сделанную песню, сам не ерзал: да, тут уступил
себе...
— У тебя нет ни одной песни,
которая бы "резала"?
— Пожалуй, нет. Под
любой готов подписаться. Вообще, когда пластинка выходит — первые полчаса
чувствуешь себя абсолютно счастливым. А потом понимаешь, что все это безнадежно
устарело, и хочется переделать уже все по-другому.
— Но ты сейчас очень бодр!
— Это после Индии еще заряд энергии не
прошел.
— А усталость когда наваливается?
Вот тебе 33 года, большую часть жизни занимаешься одним и тем же. Не бывает
желания поменять фабулу?
— Меня это
желание преследует постоянно. Особенно когда надо записывать новую пластинку и
ты не знаешь, что же в ней может быть.
—
Страшно, что ли? Что иссякнет этот источник, из которого все берется?
— Я думаю не про источник. А про то, что
если что-то не получается — значит, чего-то нет во мне, что-то со мной
неправильное происходит. Я не получаю нужную информацию, которая могла бы
повлиять на мои действия. Или в моем окружении не хватает каких-то людей. Или
обмен энергией с людьми, что меня окружают, уже истощился.
— И ты меняешь этот круг людей? Некоторые
ведь сознательно идут на какие-то болезненные потери, на разрушение чувств,
чтобы воспользоваться эмоциями, связанными с этим.
— Последний раз реально сильную личность
(не важно, со знаком плюс или минус) я встретил, когда мы записывали "Звезду".
Это Саша Петрунин — мой реальный оппонент, противовес. Он был и саундпродюсером,
и делал все связанное с компьютером. Вот трек "Весна", допустим, он полностью
написал.
— Написал
музыку?
— Да. Я ведь не музыкант. Ну, могу
что-то наиграть на гитаре... А Саша мог реально с музыкой работать. Мы
находились на одной волне, но постоянно спорили друг с другом, и в этих спорах
рождалась истина. Людей подобного уровня я больше за последний свой кусок жизни
не встречал. А прочие люди, что появляются на моем пути...
Достаточно двух-трех встреч, чтобы та энергия,
с которой они приходят, оказалась во мне. И дальше мне уже с ними становится
неинтересно. Возможно, это с возрастом появились какие-то камушки, которые людям
сложно из меня выбивать. Меньше открытости. К чужому мнению. Хотя я его слушаю и
анализирую.
— А у тебя, кстати, ведь
довольно прочная личная ситуация. Семья. Не требуется в этом смысле какого-то
дополнительного обмена энергией на стороне?
— Вот сейчас я живу один (жена и дочка
остались пока в Индии), делаю попытки сочинять и понимаю — мне чего-то не
хватает. Моей семьи. Когда они рядом — они ведь постоянно мне мешают: ну, в
одной квартире люди, кто-то шумит, кто-то телевизор громко включает. Десять раз
выйдешь, скажешь им — сделайте потише. Но все равно, когда они есть, все
складывается. А без них... Какое-то отсутствие важного. Музы...
— В тебе всякие отцовские заморочки сильно
проявляются? Дочери твоей, кажется, 7 лет почти.
— Мне как-то очень приятно с ней все время
общаться. Хотя, может, я что-то ей и недодаю. Может, больше надо чего-то делать.
— А она соприкасается с твоей музыкой?
— Так, напрямую — нет. Она никогда не была
на моих концертах. У нее никогда не было интереса к этому. Мне кажется, она вот
совсем недавно и осознала, чем я занимаюсь. Что папа песни
поет.
— Ну для дочери ты еще не пел, а вот
для бухающих олигархов на их хэппенингах? Или ты все же альтернативен для
заказников?
— Один раз выступали на
нереальной вечеринке. Там пять человек буквально спали на столах, их девушки
общались друг с другом, и только одна сидела и слушала концерт. Пару лет назад
это было, в гостинице "Университетская", на дне рождения какого-то авторитета.
Я, кстати, выступал там после Любы Успенской. Вот такой случайный заработок. А в
основном — играем большие корпоративы. Сигаретные компании там устраивают
вечеринки для своих сотрудников, и все такое.
— Брезгливости на сей счет не возникает?
— Нет. Во-первых, за это платят деньги.
Во-вторых, я там на сцене делаю все точно так же, как и всегда. Без скидок на
то, что там сидит всего одна девушка. Мне важно оставаться довольным самим
собой.
— Перед отъездом в Индию у тебя ведь
случился какой-то стресс, физический срыв? Увезли с открывшейся язвой?
— Ужасный был случай. Я сам как-то так
себя накрутил, что мне показалось: вот-вот откроется язва.
Реально затрясло, весь белый стал — отменили
концерт. На следующий день сделали обследование — все в порядке. Врачи говорят:
это вам надо голову лечить. У меня уже были две язвы. И тут навалился какой-то
ужас, что она вот-вот открывается снова — и появились даже симптомы.
Классический случай панической атаки.
—
Как-то частенько случаются у музыкантов эти атаки паники... А вот уходы в
параллельные реальности?
— В мрачные
кинофильмы типа "Даже не думай"?
—
Некоторая смена жанра иногда приводит к пользе, а иногда к вреду.
— Ну, опыт таких кинофильмов — по большей
части потерянное время. Зато знаем теперь, как не надо делать. Мне самому
нравится процесс видеосъемки. Что-то на домашнем компьютере даже делаю. Вот
какое-то время пытаемся найти сценарий видео, какую-то идею, которая сплотила бы
вокруг себя. Пока же всех идей хватает на две минуты.
— "Весна" — удачный, по-твоему, ролик?
— Более чем. Это как раз тот случай,
который я больше всего люблю. Когда все получилось само собой: удачно совпали
эти кадры (ностальгическая документалистика, Олимпиада-80, черно-белая хроника
составляют этот клип), хотя мы брали их совсем для других целей.
— Ты любишь, чтоб все происходило само
собой?
— Я люблю спонтанность, и чтобы все
при этом чудесным образом складывалось именно так, как ты этого хочешь.
— Хм. И часто так бывает?
— Бывает иногда. Это называется гармония.
Это неожиданные подарки откуда-то.
— И
самый большой подарок для тебя?
— Такое
бывает с текстами. Когда ты написал что-то. А утром прочитал и думаешь: вот это
да, интересно. Как будто не сам это написал. А вот — получил в подарок.