"Иван Купала-2005": свой взгляд на языческий обряд
Празднование древнего славянского праздника Ивана Купалы состоится в ночь с 8 на 9 июля в клубе "На Брестской". В фестивале-манифесте "Эклетника", при поддержке фестиваля "Пустые Холмы", выступят "Рада и Терновник", "Волга", "Троiца", "Глупый Белый", "Ветер воды". А также файер-шоу и специальное меню от клуба.
Фестиваль-манифест "Эклетника" – это попытка осмыслить через творчество различных современных музыкантов, художников, танцоров и других представителей творческих профессий два таких сложных и запутанных термина современного искусства как "Этника" и "Эклектика". Попытка разобраться в их проникновении и взаимовлиянии, в их этимологии и возникновении, в их деградации и развитии. А, разобравшись, обозначить. Обозначив, узаконить. Узаконив, объединить. А, объединив, дать жизнь. И снова фестиваль ЭКЛЕТНИКА пытается примирить, казалось бы, непримиримые начала: Этнику и Эклектику, соединяя в одном концерте этно-электронику группы Волга и дарк-фолк-роковые композиции Рады и Терновника с почти архаичной этникой Ивана Кирчука и славяно-кельтскими мотивами группы Ветер Воды. А еще даб от Глупых Белых и волынки Подсолнухов.… И файер-шоу напоследок, залитое медовухой от Клуба на Брестской! У ЭКЛЕТНИКИ свой взгляд на праздник Ивана Купалы, впрочем, как и на все остальное. В ПРОГРАММЕ:
Информация о группах 1. Рада и Терновник Программа «ЗАГОВОРЫ» Программа "ЗАГОВОРЫ" - готик-фолк-рок. Стержень программы - композиции, основа которых фольклорная мелодика и фольклорные же образы. Это то, как мог бы петь русский народ свои обрядовые песни, если бы Традиция не была прервана. В программе много новых песен - плач "Что же так холодно", "Душенька веселись", "Улетая на небо", "А не быть ветрам..." и пр. В концертной программе ЗАГОВОРЫ легкие полуакустические композиции переплетены с жестким пост-рок-звучанием и внимательный слушатель заметит, что концерт скорее напоминает книгу, с сюжетом, интригой, кульминацией и финальным катарсисом. Близость Рады и Терновника народной традиции, в ее наиболее архаичных, праславянских проявлениях, прослеживалась всегда. В начале 2005 года группа выпустила новый альбом "ЖЕНИТЬБА", совместно с фольклорным ансамблем ЯСНЫЙ ДЕНЬ, исполняющим аутентичный русский фольклор. На этом диске русские песни естественно вплетаются в композиции группы РАДА И ТЕРНОВНИК. В продажу диск поступил с конца января 2005 года и на концертах группы можно приобрести новый альбом. Сейчас Рада и сотоварищи играют диковинную смесь фолк рока, арт-рока и готики. Их считают одними из основателей российского дарк-фолка и фолк-рока. Группа принимает участие в международных готических фестивалях и фолковых open air, существуя на стыке архаичного фолка и "темной" сцены. Уникальный голос Рады, легко скользящий между
бельканто и шаманскими заклинаниями в духе Диаманды Галлас, изысканный эротизм музыки сочетаются с яркой фольклорной основой мелодий и текстов. Группа не "использует" славянскую Традицию, а живет в ней, извлекая из прапамяти древние песни.
2. Волга «Волга» - уникальный проект на московской сцене, успешно сочетающий в своем творчестве новейшие электронные разработки, танцевальную ритмику и русский корневой фольклор. Языческая психоделия и ритуализм, аутентичные мелодии и тексты древней Руси - неотъемлемые компоненты перформансов «Волги». В проекте участвуют вокалистка Анжела Манукян, специалист в области голосовых техник и «заговоров», электронщики и мультиинструменталисты Алексей Борисов («Ночной Проспект», F.R.U.I.T.S.) и Роман Лебедев («Коррозия Металла», Alien Pat Holman, Idioritmik), а также художник и создатель оригинальных инструментов Юрий Балашов. Проект регулярно гастролирует и выступает на международных фестивалях в России и за рубежом. Как правило, выступления проекта сопровождаются видеорядом, который в реальном времени создают известный московский VJ Роман Аникушин и парижский художник-концептуалист Олег Корнев. Музыка «Волги» одинаково хорошо воспринимается на открытых площадках, в танцевальных залах и клубах. Состав группы «Волга»: Алексей Борисов - электроника, Анжела Манукян - вокал, Роман Лебедев - электроника, Юрий Балашов - звукорежиссер.
3. Иван Кирчук (Троица) Родился в 1958 г. (г. Лида, Беларусь). Окончил музыкальное училище по специальности «дирижер академического хора». В 1985 году окончил Университет культуры по специальности «дирижер народного хора». Три года занимался в аспирантуре Института Искусствоведения Этнографии и Фольклора АН РБ по специальности «фольклористика». Более 14 лет проработал в Минском училище искусств зав. отделением «Обрядовая деятельность и фольклор». И. Кирчук - автор многих программ и реконструированных обрядов и праздников для среднеспециальных и Высших учебных заведений Беларуси. Его уникальные работы неоднократно транслировались по Республиканскому Радио и Телевидением и Радиовещанию на Европу, Америку и Австралию. И.Кирчук создал и руководил учебными фольклорными коллективами: «Прадвесне», «Блiскавiца», «Дабрадзеi». Наиболее известным был «Дзiва», которым И. Кирчук руководил около 10 лет. С 1995 по 1998 года И. Кирчук был президентом Международного Детского Фонда «Сбереги Наследие». В эти годы он работал зам. директора Национального творчества детей и молодежи, руководил театром фольклора «Дзiва», в котором занимались дети от 4 до 15 лет, народные мастера Беларуси. В это же время уже начинались смелые эксперименты в области народной музыки с группой «Троица». В многочисленных и плодотворных экспедициях по Беларуси он собрал большой уникальный материал:
В 1999 году И. Кирчук получил грант от Фонда Сороса и дал более 20 концертов в Боснии Герцеговине. В школах, больницах, кафе и фестивальных площадках И. Кирчук один показывал кукольные представления и играл на белорусских музыкальных инструментах. В этом же году записал в Нидерландах свою сольную программу «Наследие погибших деревень» (PAN RECORDS, N185). Эта уникальная программа была представлена в Венгрии на фестивале «Kalaka». Летом 1999 года И. Кирчук и «Троица» были приглашены с личным музеем и «Батлейкой» на фестиваль «Oerol» на Северном море. За 10 дней Иван и «Троица» дали 15 концертов с «Батлейкой», и 30 концертов - «Троица». Зимой 2000 года «Батлейка» И. Кирчука была представлена в Германии (г. Дортмунд) и на зимнем фестивале кукольных театров в Нидерландах (г. Медславир). Летом 2000 года в Нидерландах состоялась презентация сольного CD И.Кирчука «Наследие погибших деревень» на крупнейших фестивалях «Mundial», «Haarlemmerhout». Позже были и другие фестивали, теле- и радиопрограммы не только в Нидерландах, но и в других странах мира. В декабре 2002 года в Минске в Театре им. Я. Купалы И. Кирчук представил новую сольную программу «Сьвяты вечар». 26 мая 2003 года - моно спектакль - «Варажбiт» в концертном зале «Минск». В сольных программах И. Кирчука старинные белорусские песни, наигрыши на музыкальных инструментах. В его огромной коллекции, не только белорусские инструменты, но и инструменты из различных стран мира. Материалами для такой плодотворной работы И. Кирчуку послужили: - собственные фольклорно-этнографические экспедиции по различным регионам Беларуси (1982-1998гг);
В 2001 году И. Кирчук был приглашен на крупнейший Всемирный сетевой салон в области музыки народов Мира - «Womex», где среди 1200 делегатов из 70 стран, один, представлял Беларусь. На стенде африканской музыки «Mozaijque vivant» Иван Кирчук представил свой сольный компакт диск «Наследие погибших деревень» и «Троицу». В рамках сетевого салона Иван дал ряд сольных концертов. В г. Амстердам (Rajgoord) И. Кирчук представил программу «Cross» («Крыж»). Благодаря участию на «Womex» И. Кирчук и «Троица» были приглашены в Малайзию (о. Борнео) на крупнейший фестиваль «Rain Forest World Music» в июле 2002 года. В настоящее время И. Кирчук работает в Государственном педагогическом университете им. М. Танка на кафедре этнологии и фольклористики. Много экспериментирует со студентами с белорусским фольклором, продолжает пополнять свой этнографический музей, который в настоящее время находится в Голландии, собирает музыкальные инструменты, пишет книги, не только по обрядам и праздникам Беларуси. Диско- и видео- графия:
VIDEO
4. Ветер Воды Как известно, люди, которые считают фолк делом давно минувших дней, все-таки ошибаются. Причем не со зла и безо всяких личных мотивов. Просто в наше время стало нормой, услышав дребезжащие "унца-унца", тексты о полях, урожае и Велесе в сопровождении дудочки, с легкой руки масс-медиа называть это емким словом "фолк". Нет, конечно, никто не говорит, что это не фолк, просто ограничивать данную категорию только вышеприведенными моментами все-таки не совсем разумно. Потому как прогресс все-таки имеет место в нашей жизни (и отрицать это бессмысленно), и в то же самое время, как мы переходим от ручной стирки к машинной, от кассет к CD, и т.д., меняется и музыка. И одним из наиболее ярких примеров тому - творчество московской группы "Ветер воды". Это уже не аутентичное воспроизведение старинной/народной музыки, а, скорее, напротив, музыка современная (не путать с поп-музыкой), иными словами "новая музыка", фолк нового формата. Репертуар "Ветра Воды" состоит из двух "циклов": европейского и славянского. Песни европейского цикла - это средневековая музыка "от Ирландии до Карпат" в авторской обработке "Ветра Воды". Славянский цикл представлен авторскими композициями, основанными на традиционном русском народном строе и собственно народными песнями в современном переложении. Дэн Скурида - вокал, духовые (блок флейты, бамбуковая флейта, сопель, вислы и т.д.), гитара, мандолина, перкуссия (дарбука, бойран, бас-том и т.д.)
5. Глупый Белый Группа ГЛУПЫЙ БЕЛЫЙ появилась в городе Троицк в 1996 году. Несколько лет подряд коллектив занимался экспериментами в звуковом пространстве (поисками саунда). В основу музыкальной формы легла вибрация слабой доли (Регги, Даб), но ввиду отсутствия в группе афро-американцев, французов и афро-буров группа повернулась к родным корням. В одном из своих интервью ГБ признаётся: «Я люблю разную музыку, но всегда это сочная музыка, как апельсин. Она либо радует, либо успокаивает, либо даёт силы. И всегда это красота, самая глубина души человека. Музыка это самый интимный разговор, в нём не бывает пустых пауз, неопределённости, недосказанности». Свой стиль Глупый Белый определяет как ДАБ-транс-романс или Городской психоДАБ. Независимый музыкальный Интернет-журнал Неформат окрестил группу основоположницей российского акустического ДАБА . Это так. Свои выступления группа превращает в яркое, феерическое действо, в музыкальное театрализованное представление, основанное не на режиссуре, а на экспрессии и взаимодействии с залом. На данный момент группа активно концертирует. Глупый Белый принимает постоянное участие в ежегодных фестивалях Этнолайф , Пустые холмы , Musicfest , гастролирует в городах Золотого Кольца и открыт к сотрудничеству.
6. Подсолнухи Группа "Подсолнухи" появилась на свет в 2004г. в Москве как очередная попытка Олега Дробинского найти место искусству игры на волынке в современном мире, в частности, в российской столице. Как оказалось, традиционная музыка не теряет своей силы вдали от родных мест и условий деревенской жизни, породивших эту культуру. Напротив, танцевальные наигрыши из далекой Галисии, сыгранные на типичной для тех мест волынке при поддержке зажигательных ритмов барабана очень тепло принимается российской публикой. Я позволю себе смелость предположить, что речь здесь идет не столько об экзотике, сколько о силе народного искусства, которое, будучи достойно поданым, не оставляет никого равнодушным. В случае "Подсолнухов" этому способствует высокий уровень музыкальной культуры участников: Олег Дробинский играет на волынке с 1997-го года, изучал стиль и характер этой музыки в путешествиях по Испании, Франции и Бретани, помимо волынки владеет также кларнетом, флейтой, бузуки, домрой и другими инструментами. Дмитрий Игнатов специализируется на струнных инструментах-бузуки, уд, бас-гитара и т.д., хотя также владеет некоторыми деревянными духовыми-флейты, зурна, корнамуз и т.п. Сотрудничает с несколькими ансамблями старинной музыки в Москве, Нижнем Новгородже и Петербурге. Мария Дробинская помимо игры различной перкуссии и варгане занимается исполнением различных песен, в том числе собственного сочинения под гитару, хотя эта сторона ее творчества пока и не представлена в рамках "Подсолнухов". Виктор Краев, принимающий участие во многих выступлениях группы, взял в руки волынку после нескольких лет работы в образцово-показательном оркестре ВВ МВД РФ г.Москва в качестве кларнетиста. На данный момент всем известен как волынщик и басист группы "Mervent". В основе репертуара "Подсолнухов" лежат народные мелодии, в первую очередь из Галисии, но также и шотландские, французские, ирландские, бретонские... Присутсвуют и оригинальные композиции. Замечательное украшение любого праздника, далекий отзвук яростной испанской весны, островок живого звука в нашем техногенном обществе - группа "Подсолнухи" способна открыть новые горизонты для любого слушателя. Как писал Рикардо Портела - "Играй, парень, пока мертвецы не встанут!"
А также друзья:
|